Германия: «умная» упаковка для продуктов питания

Германия: «умная» упаковка для продуктов питания

Прокормить растущее население планеты поможет более бережное отношение к продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Скачать статью в формате PDF


К концу 2011 года в супермаркетах Германии появятся продукты питания в «умной» упаковке. Особая наклейка размером с почтовую марку будет сигнализировать потребителю, насколько строго соблюдался температурный режим при перевозке и хранении портящихся продуктов. Новинка была представлена на проходившей в Дюссельдорфе с 12 по 18 мая международной промышленной ярмарке Interpack (www.interpack.de).

Наклейка со встроенным термометром и микрочипом не заменит принятую систему маркировки с указанием срока годности товара, а станет важным дополнением к ней. Благодаря новой технологии потребитель получит дополнительную информацию о качестве покупаемого продукта, которая позволит избежать опасностей, связанных с употреблением в пищу продуктов с не истекшим сроком годности, но условия хранения которых не отвечали установленным требованиям.

Критики отмечают, что новая технология приведет к удорожанию упаковки и в итоге к повышению цен на продукты питания. Сторонники «умной» упаковки считают, что показатель соблюдения температурного режима позволит покупателю не так буквально понимать срок годности, указанный на упаковке, а значит, выбрасывать меньшее количество вполне доброкачественной еды. Ведь, как правило, при строгом соблюдении режима охлаждения продукты питания сохраняют свои качества значительно дольше указанного срока. Но неуверенность, которую вызывает эта дата, заставляет потребителей и розничную торговлю Германии ежегодно отправлять в мусор 20 млн тонн продуктов, в том числе и в оригинальной упаковке.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), ежегодно в мире по разным причинам пропадает примерно треть всех произведенных продуктов питания (1,3 млрд тонн). Этой проблематике был посвящен международный конгресс Save Food (www.save-food.com), проходивший в рамках ярмарки Interpack в Дюссельдорфе. Эксперты убеждены, что прокормить растущее население планеты поможет более бережное отношение к продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.

В представленном на конгрессе докладе по результатам исследований, проведенных FAO, говорится, что только в странах Европы, в США и Канаде ежегодно выбрасывается от 95 до 115 кг продуктов на душу населения. Среди причин подобного расточительства в индустриально развитых странах – слишком большие упаковки и, как уже было сказано, буквальное понимание срока годности продуктов, а также их относительная дешевизна.
В развивающихся странах пропадает до 40% всех продуктов сельского хозяйства. Устаревшее оборудование, недостатки транспортной инфраструктуры, отсутствие охлаждающего оборудования – основные причины потерь.

Участники конгресса призвали рассматривать убытки от порчи продуктов питания в глобальном контексте не только потому, что в настоящее время в голоде и нищете все еще живут миллионы людей. Рост населения планеты, а также ограниченность таких важных ресурсов, как сельскохозяйственные площади, энергия и вода, а также выбросы в атмосферу углекислого газа в ближайшем будущем станут главными проблемами обеспечения населения продовольствием.

Поскольку показатели по наиболее бедным регионам Южной и Юго-Восточной Азии и Африки не превышают 6–11 кг не дошедших до потребителя продуктов, то начинать имеет смысл с так называемых богатых стран, отметили участники конгресса. «В то время как во многих странах мира продукты питания обеспечивают выживание, у нас они превращаются в игрушки», – подчеркнул в своем выступлении на конгрессе немецкий политик и эксперт в области экологии Клаус Тёпфер.

Новые упаковочные технологии, а также изменение менталитета потребителей должны стать основными целями для политики и бизнеса. «Маленькая упаковка не дороже большой, если в итоге потребитель все равно выбрасывает половину большой упаковки», – заметила министр продовольствия, сельского хозяйства и защиты потребителя ФРГ Ильзе Айгнер в своем обращении к участникам конгресса.

Статья подготовлена агентством EBPR (www.ebpr.de) специально для журнала «Аграрное обозрение», №3 2011 г.