В России с 2018 года началась реализация проекта по созданию федеральной сети оптово-распределительных центров (ОРЦ) для эффективной организации доработки, фасовки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции, надлежащего фитосанитарного и ветеринарного контроля, эффективного межрегионального перераспределения сельхозпродукции, а также таможенного обслуживания внешнеторговых потоков продовольствия.
Реализует проект компания «РосАгроМаркет», основными инвесторами проекта являются государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и инвестиционная компания Proxima Capital Group. Генеральный директор компании «РосАгроМаркет» Богдан Григорьев отвечает на вопросы «Аграрного обозрения».
- На каком этапе сегодня находится строительство вашей компанией оптово-распределительных центров в России?
- В этом году, в марте, мы приступили к строительству пилотной площадки ОРЦ под Новосибрском. Это наш первый объект – около 100 тысяч квадратных метров, 85 тысяч тонн единовременного хранения. Мы считаем, что это будет первый в России полноценный ОРЦ, объединяющий в себе холодильные и морозильные терминалы, все необходимые сервисы по доработке, фасовке овощей, фруктов, мяса, молочной продукции, рыбы, а также современные торговые оптовые павильоны. Строительство планируем закончить к началу сезона следующего года, то есть к третьему кварталу.
- Какие дальнейшие планы?
- В следующем году мы планируем выходить на площадки в Казани и Ростове, ввод в строй объектов там планируется к середине 2020 года. Потом на очереди – Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Екатеринбург, Владивосток.
- О каких вложениях идёт речь?
- В Новосибирске это около 8 миллиардов рублей. Вся сеть ОРЦ, которая, по планам нашего акционера Внешэкономбанка, должна охватить 40 регионов, потребует около 200 миллиардов рублей инвестиций. Но мы двигаемся поэтапно, первая очередь – это основные федеральные центры.
- Кого вы видите в качестве своих поставщиков?
- Любую компанию, которая готова поставлять качественную продовольственную продукцию. Это может быть и фермер, в том числе небольшой, и крупный агрохолдинг. И импортёр.
- Вы перечисляете теоретически. А я хочу понять, кто реально может стать вашим поставщиком. Я представляю себе фермера, который подгоняет вам грузовик с яблоками, на которые без слез не взглянешь, а других яблок у него нет, и вообще с яблоками в России, как вы знаете, проблема. В Европе потратили миллиарды евро на то, чтобы научить фермеров выращивать яблони одного сорта, ухаживать за ними, собирать урожай одного калибра, чтобы создать инфраструктуру по вывозу урожая с огромных территорий на оптово-распределительные центры. У нас ничего этого нет. С кем вы реально будете работать?
- Нельзя говорить, что у нас совсем ничего нет. Если говорить именно про яблоки, то, на мой взгляд, есть серьезные производители и в Краснодарском крае, и в Ингушетии, и в Кабардино-Балкарии. Это «Сад-Гигант»… В Кабардино-Балкарии есть отдельный ОРЦ – по сути, яблокохранилище. Но это, конечно, крупные компании… Если говорить про малый и средний бизнес, то, безусловно, сложность состоит в том, что сорта яблок, их качество, упаковка и транспортировка не соответствуют требованиям торговых сетей. В этой ситуации наша цель – выступать модератором на рынке и требования сетей транслировать непосредственно фермерам. Конечно, за один го не получится сделать так, чтобы все фермеры стали выращивать продукцию должного качества. Но наша задача – принять яблоки в том виде, в каком они есть у фермера, отсортировать их в соответствии с тем, что рынок готов купить. У нас ведь закупщиками будут не только торговые сети, но и розничные рынки, рестораны. То есть спрос может быть не только на эталонный продукт. Но я понимаю ваш сарказм. Мелкие фермеры, действительно, сейчас не имеют доступа на полки торговых сетей. Поэтому фермер вынужден либо отдавать свою продукцию как есть прямо с поля, либо сам вставать на розничном рынке и торговать с прилавка. Мы же хотим дать возможность фермеру выставить свою продукцию в том виде, в каком она есть, получить доступ к клиенту. И фермер увидит, что его продукцию заберут, просто дешевле. А если фермер вырастит продукцию того сорта, какой больше всего ценится на рынке, и нужного качества, то он сможет продать ее дороже. А вот если у фермера есть нужный объем продукции нормального качества, но он не может запаковать ее в целлофан по килограмму, мы ему с этим поможем: и упакуем, и наклеем стикеры для конкретной торговой сети, и возьмем за это фиксированную плату. И фермер расплатится с нами уже после того, как он продаст свою продукцию. Есть вариант работы по агентскому договору, когда мы берем продукцию на комиссию, но это более сложный вопрос. Кстати, если говорить про Новосибирский ОРЦ, то в том регионе есть Агентство инвестиционного развития, которое нам помогает в реализации нашего проекта, а сейчас вышло с инициативой: создать в районах Новосибирской области пункты по сбору фермерской продукции, первичному ее охлаждению, формированию товарных партий для отправки в ОРЦ. Всё придется отрабатывать по ходу дела. Мы не говорим, что всё просто, мы понимаем, что в первые несколько лет всё должно притираться. Но ведь и за рубежом не сразу всё устроилось.