Кто есть кто на российском рынке колесных тракторов

Кто есть кто на российском рынке колесных тракторов

Артем Елисеев, эксперт-аналитик
«Аграрное обозрение» продолжает публикацию цикла статей, посвященных рынку сельскохозяйственных тракторов. Сегодня речь пойдет о тяговом классе 5,0.


Современное сельскохозяйственное производство в Российской Федерации, как и во всем мире, характеризуется ростом уровня энергообеспеченности.


Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг., утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. №446, предусматривается рост энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) с 134 л.с. в 2008 г. до 168 л.с. в 2012 г. (диаграмма 1).


 
По итогам 2008 г. фактический уровень энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций (на 100 га посевной площади) в Российской Федерации превысил плановое значение на 8,5 процентного пункта и составил 145,4 л.с. В 2009 г. показатель достиг уровня 149,4 л.с., превысив плановое значение 145 л.с. на 3 процентных пункта.

По оценкам экспертов, в 2010 г. уровень энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций составит 152 л.с., что соответствует запланированному уровню госпрограммы.

Анализ показывает, что производство большого количества конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем качества невозможно без применения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий и технических средств.

Современное конкурентоспособное сельскохозяйственное производство характеризуется высоким уровнем энергообеспеченности труда и комплексной механизацией всех технологических процессов.
В структуре себестоимости растениеводческой продукции затраты на механизацию (ГСМ, обслуживание, ремонт) доходят до 40–45%. В связи с этим одним из основных резервов снижения себестоимости производимой продукции и, следовательно, увеличения ее экономической эффективности является применение современных технических средств, позволяющих применять ресурсо- и энергосберегающие технологии.

Сокращение энергозатрат позволит снизить себестоимость 1 тонны сельскохозяйственной продукции до 30% на зерновых культурах, до 20% – на прочей растениеводческой продукции.

Исходя из этого и для своевременного выполнения сельскохозяйственных работ с соблюдением агротехнологических сроков возникает целесообразность использования энергонасыщенных тракторов, которые обеспечивают проведение технологических операций широкозахватными агрегатами на высоких скоростях.

Использование энергонасыщенных тракторов в сельскохозяйственном производстве в агрегате с широкозахватными орудиями позволяет уменьшить общую потребность в технике и рабочем персонале (механизаторах) и сокращает время выполнения агротехнологических операций.


Потребность АПК России в тракторах тягового класса 5,0

Базой для внедрения рассматриваемых технологий могут служить сельскохозяйственные колесные тракторы тягового класса 5,0. Общая потребность в таких тракторах в Российской Федерации составляет 11,4 тыс. эталонных единиц, исходя из норматива потребности в колесных тракторах тягового класса 5,0 на 1000 га пашни в 0,08 эталонной единицы (диаграмма 2).



 Основная потребность сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 5,0 отмечается в Центральном федеральном округе – 3,6 тыс. эталонных единиц (31,8% от общей потребности по Российской Федерации). Среди регионов округа наибольшая потребность в тракторах указанного класса зафиксирована в Воронежской, Курской и Тамбовской областях.

Потребность Приволжского федерального округа в тракторах тягового класса 5,0 составляет 3,5 тыс. эталонных единиц (30,7%). Наибольшая потребность в следующих субъектах округа: Оренбургской и Саратовской областях, республиках Татарстан и Башкортостан.

Общая потребность в энергонасыщенных тракторах тягового класса 5,0 в Южном федеральном округе составляет 2,8 тыс. эталонных единиц (25%). Среди регионов округа стоит отметить Ростовскую и Волгоградскую области, а также Краснодарский и Ставропольский края.


Целесообразность использования энергонасыщенных тракторов

Однако необходимо отметить, что указанная потребность в энергонасыщенных колесных сельскохозяйственных тракторах тягового класса 5,0 учитывает в целом по федеральным округам и субъектам Российской Федерации агроландшафт, средний размер поля, среднюю длину гона и не учитывает экономическую целесообразность использования таких машинно-тракторных агрегатов сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Анализ практического опыта применения высокопроизводительной сельскохозяйственной техники показывает, что совокупные затраты на проведение агротехнологических операций в одинаковых производственных условиях различны между одним хозяйством и объединением хозяйств, эксплуатирующими машинно-тракторный агрегат. Другими словами, эффективность использования энергонасыщенной техники увеличивается и оно становится экономически целесообразным в межхозах благодаря увеличению годовой загрузки машин.

По оценкам экспертов, минимально допустимая годовая загрузка мощных энергонасыщенных тракторов составляет 500 час., а оптимальной загрузкой принято считать 600–700 час.

Следует отметить, что опыт зарубежных стран свидетельствует о целесообразности объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей в кооперативы по совместному использованию машинно-тракторного парка. В таких странах, как Германия, Франция, США и Канада, до 70% сельхозтоваропроизводителей охвачены различными формами кооперации.

Формы кооперации по использованию машинно-тракторного парка различны. Самой простой из них является предоставление помощи по устной договоренности.

Более совершенной формой являются машинные ринги (широко распространены в Австрии и Германии). Это объединение сельхозтоваропроизводителей, выступающее посредником в организации использования техники членами объединения и в предоставлении услуг сторонним сельскохозяйственным товаропроизводителям. Стоит отметить, что собственником техники в данном случае выступают отдельные члены машинного ринга.
Одной из самых распространенных форм является организация кооператива по совместному использованию машинно-тракторного парка. Сельскохозяйственная техника в кооперативах, как правило, является коллективной собственностью членов, а все агротехнические работы осуществляются по заявкам членов специально подготовленными сотрудниками, не являющимися членами кооператива (чаще всего это наемные работники). Кооперативы составляют серьезную конкуренцию специализированным предприятиям, оказывающим услуги по проведению агротехнических работ в сельском хозяйстве, например машинным пулам, машинно-технологическим станциям.

Рост экономической эффективности производства продукции сельского хозяйства зависит от применения полного набора технических средств для всего технологического цикла. В свою очередь высокопроизводительная техника является узкоспециализированной и достаточно дорогой как по первоначальной стоимости, так и в обслуживании и ремонте.

В этих условиях специализированные предприятия, оказывающие услуги по механизированным работам в сельском хозяйстве, оказались более адаптированными к рыночным условиям. Одновременно с оказываемыми услугами по проведению агротехнических работ они осуществляют продажу сельскохозяйственной техники и запчастей, оказывают гарантийное и постгарантийное сервисное обслуживание, при этом являясь официальными дилерами большого количества производителей сельскохозяйственной техники и оборудования.

В соответствии с изложенным и историей развития российского сельскохозяйственного производства, а именно: небольшие в среднем карты полей до 2000 года и курс на интеграцию и создание крупных по площади пашни агрохолдингов после указанного периода, происходило соответствующее развитие сегмента энергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 5,0. Основными потребителями таких тракторов стали крупные сельскохозяйственные товаропроизводители, агрохолдинги, а также машинно-технологические станции.


Динамика рынка

Сегмент рынка энергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 5,0 за 2005–2008 годы вырос более чем в 3,2 раза (диаграмма 3) и достиг объема более 2 тыс. единиц.



Диаграмма 3 свидетельствует о стабильном развитии сегмента рынка энергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 5,0 в докризисный период со среднегодовым темпом роста в 37,3%. Прирост сегмента в 2006 г. составил 52,1%, или 329 ед., в 2007 г. – 78,9%, или 758 ед., в 2008 г. – 18,1%, или 311 ед.

В докризисный период 2005–2008 гг. общий объем сегмента составил 5338 ед., а наибольший объем в исследуемом периоде отмечен в 2008 г. – 2 тыс. ед. В кризисный 2009 г. зафиксировано падение рынка на 76,4%, или более чем на 1,5 тыс. ед.

Основной причиной резкого падения объемов продаж в сегменте является то, что главными поставщиками энергонасыщенных колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 5,0 на российский рынок в лучшие докризисные годы были производители стран дальнего зарубежья (диаграмма 4).



Однако стоит отметить, что до 2006 г. в структуре сегмента энергонасыщенных колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 5,0 в Российской Федерации лидирующие позиции занимали российские производители, а именно ЗАО «ПТЗ», занимавшее долю около 80%.

Экономически благоприятные условия 2005–2008 гг. способствовали развитию сегмента рынка в более высоком ценовом диапазоне с лучшими технико-эксплуатационными качествами реализуемой техники. При этом общий объем отгрузки тракторов в рассматриваемом сегменте со стороны ЗАО «ПТЗ» не был существенно снижен, а рост поставок зарубежных производителей был обусловлен увеличением объема платежеспособного спроса среди сельскохозяйственных товаропроизводителей России. Так, доля производителей стран дальнего зарубежья в сегменте выросла с 21,1% в 2005 году до 53,3% в 2006 году, а в 2007 году составила 71,7%.

В период 2006–2007 гг. производители стран СНГ (ПО «МТЗ») выводят на рынок новую модель трактора со сравнительно высокими эксплуатационными качествами, но в среднем ценовом диапазоне и занимают 3,5% в структуре сегмента в 2008 г.

На фоне увеличения присутствия иностранных производителей энергонасыщенных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 5,0 отечественные производители в указанном сегменте теряют рыночные позиции с 78,9% в 2005 году до 45,0% в 2006 году и до 27,7% в 2007 году. В этом же году другой российский производитель  – ЗАО «Агротехмаш» выходит с новым предложением, стабилизируя долю российских производителей в структуре сегмента. В 2008 году их доля составит 42,6%.

Следует отметить, что снижение в целом объема сегмента в кризисном 2009 году не столь масштабно затронуло отечественных производителей и позволило увеличить долю в сегменте до 77,2%.

Отечественные производители предлагают сельскохозяйственным товаропроизводителям технику в недорогом ценовом сегменте со средним уровнем технологичности и качества.

Анализ структуры сегмента энергонасыщенных колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 5,0 в Российской Федерации за период с 2006 по 2009 год показывает, что одним из основных игроков рынка является закрытое акционерное общество «Петербургский тракторный завод».

Так, доля ЗАО «ПТЗ» в структуре сегмента в 2006 г. составляла 45% (диаграмма 5). При этом ЗАО «ПТЗ» являлось практически единственным производителем энергонасыщенных колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 5,0 на территории СНГ до 2006 г.



2006 год характеризуется как активный период вхождения на российский рынок сельскохозяйственных тракторов со стороны производителей дальнего зарубежья, в том числе и в сегмент энергонасыщенных тракторов тягового класса 5,0. Особо следует отметить транснациональные корпорации Case New Holland Global N.V., Buhler Industries Inc., John Deere, AGCO, CLAAS KGaA mbH, Same Deutz Fahr.

Решение транснациональных корпораций о развитии своего бизнеса на территории России прежде всего связано со значительным потенциалом и емкостью рынка, а их вхождение можно назвать агрессивным, с применением специальных маркетинговых стратегий.

Всесторонняя поддержка со стороны государства развития сельскохозяйственного производства в Российской Федерации, а также экономически благоприятные условия 2007–2008 гг. способствовали повсеместному внедрению новых агротехнологий, а вместе с ними и технических средств. В свою очередь это повлияло на рост импорта энергонасыщенных колесных тракторов из стран дальнего зарубежья.

Если в 2006 г. в структуре рассматриваемого сегмента компания Case New Holland Global N.V. занимала всего 16,2%, то по итогам 2007 г. она занимала 47,2% (диаграмма 6).



 В 2008 г. поставки энергонасыщенных тракторов Case New Holland на таможенную территорию Российской Федерации сократились (диаграмма 7), доля компании при этом снизилась на 14,23 процентного пункта (к уровню 2007 года).



В 2009 г. доля Case New Holland в структуре сегмента также продолжала снижаться и составила 8,16%, падение составило 24,76 процентного пункта (диаграмма 8).



На втором месте по объемам поставок на российский рынок энергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 5,0 находится Buhler Industries Inc.


За период с 2006 по 2009 год наибольшая доля компании Buhler Industries Inc. в структуре сегмента энергонасыщенных колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 5,0 отмечена в 2006 г. – на уровне 15,2%. По итогам 2007 г. доля сократилась на 3,97 процентного пункта (к уровню преды-дущего года) и составила 11,2%. По итогам 2008 г. доля компании сократилась на 2,9 п. п., а по итогам 2009 г. еще на 2,3 п. п. и составила всего 6,1%.

Ненамного Buhler Industries Inc. в структуре рассматриваемого сегмента уступает другая транснациональная корпорация – CLAAS KGaA mbH. Доля компании CLAAS имеет аналогичную тенденцию к снижению в период 2006–2009 гг. Так, в 2006 г. доля составляла 10,2%, а к 2009 году она снизилась на 8,53 п. п. и составила 1,7%.
Между тем такие производители стран дальнего зарубежья, как John Deere, AGCO, Same Deutz Fahr, а также производители стран Содружества Независимых Государств (ПО «МТЗ», ЗАО «Агротехмаш») формируют существенный объем предложения в сегменте энергонасыщенных колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 5,0.

Мировой финансово-экономический кризис, наступивший в конце 2008 г., активная фаза которого пришлась на 2009 г., значительно повлиял на рынок сельскохозяйственной техники, в том числе и на сегмент энергонасыщенных тракторов, объем которого в 2009 году снизился на 76,5%.

Увеличение доли в сегменте энергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 5,0 производителей стран дальнего зарубежья (John Deere, Case New Holland Global N.V., Buhler Industries Inc., AGCO, CLAAS KGaA mbH, Same Deutz Fahr) на российском рынке возможно при условии активного, иногда и достаточно агрессивного продвижения, в том числе с применением нерыночных механизмов.
Кроме того, меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации по поддержке российских сельхозмашиностроителей, способствуют организации в первую очередь сборочных производств на территории Российской Федерации. Поэтому предвидимая стратегия транснациональных компаний, которые собираются работать на территории России, заключается в организации производственных мощностей – первоначально «отверточной сборки» с последующей локализацией.

Анализ структуры сегмента энергонасыщенных колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 5,0 в Российской Федерации за период с 2005 по 2009 год также показывает эффективность принятых правительством Российской Федерации мер. Так, доля отечественных производителей (ЗАО «ПТЗ» и ЗАО «Агротехмаш») в докризисный период (2007 г.) не превышала 27,7%, а в кризисный 2009 год возросла до 77,2%.

Следует отметить появление на рынке производителей стран СНГ. В частности, ПО «Минский тракторный завод» наращивает свое присутствие в сегменте с 1,7% в 2006 г. до 3,5% в 2008 г. Впрочем, в кризисный 2009 год доля ПО «МТЗ» снизилась на 2,5 п. п. – до 1,1%. Стремительному укреплению позиций Минского тракторного завода в период до 2008 г. способствовали особые экономические взаимоотношения между двумя союзными государствами – Россией и Белоруссией.

В целом сегмент рынка энергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 5,0 характеризуется большим количеством предложений со стороны широкого круга производителей стран дальнего зарубежья, СНГ и России. В основной массе предложения находятся в сегменте высоких качественных характеристик с высоким уровнем цен.


Петербургский тракторный завод

Как было отмечено выше, одним из основных поставщиков энергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 5,0 является ЗАО «Петербургский тракторный завод».


Диаграмма 9 иллюстрирует динамику объема отгрузки на российский рынок энергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 5,0 производства ЗАО «Петербургский тракторный завод» за 2005– 2009 годы.



Так, в период с 2005 по 2007 год объем отгрузки тракторов отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям снизился на 55 физических единиц, или на 11 п.п. Следует отметить, что этот период характеризуется экономическим подъемом в сельскохозяйственном производстве, т.е. платежеспособный спрос в этот период увеличивается. В то же время возрастает конкуренция со стороны производителей стран дальнего зарубежья.

По итогам 2006 года объем отгрузки ЗАО «Петербургский тракторный завод» снизился на 13,3 п. п., или на 66 физических единиц. В 2007 году поставки возросли на 2,5 п. п.

В 2008 году поставки энергонасыщенных тракторов возросли на 65,9 п.п. (к уровню 2007 года) и составили 735 единиц. Между тем в кризисный период 2009 года объем поставок сократился на 63,4% (к уровню 2008 года), или на 466 физических единиц, и составил около 270 единиц.

В настоящее время ЗАО «Петербургский тракторный завод» серийно производит шесть модификаций сельскохозяйственных тракторов нового поколения. Среди них особой популярностью пользуются энергонасыщенные сельскохозяйственные тракторы К-744Р2 с двигателем мощностью 350 л.с.

ЗАО «Петербургский тракторный завод» разработало новую линейку сельскохозяйственных тракторов серии 9000 с двигателями мощностью 360– 550 л.с., которые заменят выпускаемую в настоящее время серию К-744Р.

Сельскохозяйственные колесные тракторы серии К-744Р общего назначения разработаны для выполнения основных сельскохозяйственных работ: пахоты, культивации, боронования, посева.

Тракторы моделей К-744Р и К-744Р1 оснащаются двигателями ЯМЗ-238НД5, изготовленными на Ярославском моторном заводе (ОАО «Автодизель»).

Тракторы моделей К-744Р2 и К-744РЗ оснащаются двигателями 8481.10, 8481.10-02, 8481.10-04 производства ОАО «Тутаевский моторный завод». Отличительными особенностями этих двигателей являются индивидуальные (на каждый цилиндр) четырехклапанные головки цилиндров, встроенные водомасляные радиаторы охлаждения масла, топливная аппаратура типа «Компакт-40» Ярославского завода топливной аппаратуры.

Модельный ряд ЗАО «Петербургский тракторный завод» (таблица 1) включает три трактора с двигателями Mercedes-Benz различного уровня мощности: К-744Р2 (в комплектации М) – 354 л.с., К-744Р3 (в комплектации М) – 401 л.с. и К-744Р3 (в комплектации М-1) – 428 л.с. Шестицилиндровые рядные турбодизели Mercedes-Benz OM 457 LA с электронной системой впрыска фирмы Daimler AG (Германия) отличаются высокой мощностью, большим крутящим моментом с запасом до 41%.



Тракторы оснащаются механической коробкой передач, которая обеспечивает 16 скоростей движения вперед и 8 скоростей движения назад. В пределах любого из четырех режимов (внутри передачи) переключение происходит под нагрузкой, без нажатия на педаль слива («сцепления») и без разрыва потока мощности. Это достигается благодаря собственной гидросистеме коробки передач, механизм переключения передач и гидроаккумулятор которой поддерживают давление во фрикционе выключаемой передачи до тех пор, пока давление во фрикционе включаемой передачи не достигнет необходимой величины.


Case New Holland

Как отмечалось выше, в структуре сегмента энергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 5,0 среди производителей дальнего зарубежья лидирующие позиции занимает транснациональная корпорация Case New Holland Global N.V. Стремительное увеличение доли в сегменте с 16,2% в 2006 году до 47,2% к 2007 году привлекает к компании большое внимание.

Анализ поставок на российский рынок энергонасыщенных тракторов рассматриваемого сегмента компанией Case New Holland показывает, что компания была ориентирована на российский рынок, прослеживается определенная стратегия развития на рынке, ее можно охарактеризовать как целенаправленную, агрессивную.

Диаграмма 10 иллюстрирует динамику объема импорта на российский рынок энергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 5,0 производства компании Case New Holland за 2005–2009 гг.



Так, Case New Holland в 2006 году показывает высокий рост в 9,3 раза (к уровню 2005 года), или на 140 физических единиц, и достигает объема в 155 физических единиц.

В 2007 году объем поставок российскому сельскохозяйственному товаропроизводителю энергонасыщенных тракторов увеличился в 4,2 раза (к уровню 2006 года), или на 655 физических единиц, и составил более 800 физических единиц, достигнув своего пикового значения за весь исследуемый период (2005–2009 гг.).

Между тем, несмотря на то, что влияние мирового финансово-экономического кризиса начало ощущаться в Российской Федерации в конце 2008 года, а его пик пришелся на 2009 год, корпорация Case New Holland Global N.V. его ощутила уже в 2008 году. Кроме того, в этот период обострилась конкурентная борьба между производителями.

По итогам 2008 года в силу обозначенных причин поставки энергонасыщенных тракторов производства Case New Holland снизились на 17,5 п. п., или на 142 физические единицы.

В кризисный 2009 год снижение объема поставок продолжилось в силу снижения покупательной способности сельскохозяйственных товаропроизводителей России – падение на 94,2% (к уровню 2008 года), или на 629 физических единиц. Объем поставок за 2009 год составил 39 физических единиц.

Наиболее поставляемыми моделями тракторов производства компании Case New Holland являются тракторы серии Т8000 производства New Holland и тракторы серии МХ Magnum производства Case IH.

Энергонасыщенные колесные сельскохозяйственные тракторы тягового класса 5,0 производства New Holland серии Т8000 представлены моделями в мощностном диапазоне от 248 до 335 л.с. Они оснащены дизелями New Holland Engine, разработанными CNH Engine Corporation, автоматической трансмиссией 18х4 передачи (таблица 2).



Тракторы производства Case IH в тяговом классе 5,0 на российском рынке широко представлены серией МХ Magnum. Они оснащены двигателями мощностью от 252 до 309 л.с., объемом 8,3 л и 9 л (MX-305), которые способны работать на 2000 об/мин, обладающими запасом мощности до 37 л.с., 18-скоростной коробкой передач с сервоприводом переключения скоростей (таблица 3).



Buhler

Канадский производитель энергонасыщенных тракторов Buhler Industries Inc. поставляет на российский рынок тракторы под торговой маркой Versatile.

Диаграмма 11 демонстрирует динамику объема импорта на российский рынок энергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 5,0 производства компании Buhler Industries Inc. за 2005–2009 гг.



В период с 2005 по 2007 год Buhler Industries Inc. демонстрирует средний ежегодный рост на 59,8%. В 2006 г. объем поставок тракторов рассматриваемого тягового класса увеличился в 1,5 раза (к уровню 2005 года) и составил 146 единиц. В 2007 году объем импорта увеличился на 32,2 п. п. и составил 193 единицы, таким образом достигнув своего пикового значения за весь исследуемый период – с 2005 по 2009 год.

В 2008 году объем поставки энергонасыщенных тракторов тягового класса 5,0 производства Buhler Industries Inc. российскому сельхозтоваропроизводителю снизился на 12,4 п. п., или на 24 физические единицы, и составил 169 единиц. В 2009 году сокращение объемов поставки продолжилось, но более высокими темпами: сокращение составило 82,8 п. п. к уровню 2008 года, или 140 физических единиц.


John Deere

Транснациональная корпорация John Deere за 2005–2009 гг. на российский рынок импортировала 124 единицы энергонасыщенных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 5,0 (диаграмма 12).



Наибольший объем поставки в рассматриваемом сегменте был отмечен в 2008 году в количестве 71 единицы. Среднегодовой рост объемов поставок за период с 2005 по 2008 год составляет 160%. В кризисном 2009 году объем поставок сократился на 63,4 п. п. к уровню 2008 года и составил всего 26 единиц.


CLAAS

Диаграмма 13 иллюстрирует динамику объема импорта на российский рынок энергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 5,0 производства компании CLAAS KGaA mbH за 2006–2009 гг.
<br /


Наибольший объем поставок тракторов тягового класса 5,0 компанией CLAAS KGaA mbH за исследуемый период был осуществлен с 2006 по 2007 год. Так, объем поставок в 2006 году составил 98 единиц. В 2007 году поставки увеличились на 14,3 п. п., или на 14 единиц, и составили 112 единиц, таким образом достигнув своего пикового значения за весь исследуемый период.

По итогам 2008 года импорт энергонасыщенных тракторов компании CLAAS KGaA mbH на таможенную территорию Российской Федерации значительно сократился – на 95,5 п. п., составив 5 физических единиц. В кризисном 2009 году поставки увеличились незначительно – на 3 физические единицы, достигнув 8 единиц.


Same Deutz Fahr

Поставки тракторов тягового класса 5,0 производства компании Same Deutz Fahr также увеличились к 2008 году, достигнув своего максимума – 48 физических единиц, а в 2009 году в рассматриваемом сегменте поставки прекратились вовсе.

МТЗ

Максимального значения объем поставок энергонасыщенных тракторов ПО «МТЗ» за период с 2005 по 2009 год был достигнут в 2008 году и составил 71 единицу. А общий объем поставок за указанный период составил 102 единицы.


«Агротехмаш»

ЗАО «Агротехмаш» с 2007 года осуществляет отгрузку отечественному сельскохозяйственному товаропроизводителю энергонасыщенных тракторов марки АТМ 5280. За 2007–2009 гг. было отгружено 263 единицы

AGCO

Компания AGCO поставляет на российский рынок энергонасыщенные колесные тракторы тягового класса 5,0 различных производителей, но одними из самых распространенных являются тракторы Fendt. Общий объем поставок за 2005–2007 гг. составил более 360 единиц. Максимальный объем поставок был осуществлен в 2008 году – 132 единицы.

Цены

Ценовое предложение в сегменте энергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 5,0 довольно широкое. С одной стороны, можно выделить тракторы, находящиеся в более низком ценовом диапазоне, предлагающие довольно высокий уровень качества, но с невысоким уровнем комфорта. Это тракторы, производимые в Российской Федерации – ЗАО «Петербургский тракторный завод» и в Белоруссии – ПО «Минский тракторный завод».

В среднем ценовом диапазоне находятся предложения со стороны ЗАО «Агротехмаш» и производителей стран дальнего зарубежья, таких как Case New Holland Global N.V., Buhler Industries Inc., John Deere, AGCO, CLAAS KGaA mbH, Same Deutz Fahr (таблица 4).



Это тракторы с небогатой комплектацией – с механической коробкой передач, без оборудования, создающего комфортные условия труда механизатора.

В дорогом (премиум) сегменте расположились предложения с высокотехнологичным оборудованием и высоким уровнем комфортности. Эти тракторы обычно оснащаются автоматической коробкой передач.
Сравнительный анализ цен некоторых предлагаемых на российском рынке энергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 5,0 показывает, что стоимость 1 л.с. тракторов варьируется в пределах от 15,1 тыс. руб. с НДС до 25,7 тыс. руб. с НДС (диаграмма 14).



В среднем ценовом диапазоне стоимость одной л.с. варьируется в пределах от 18,1 тыс. руб. с НДС до 21,2 тыс. руб. с НДС. Как отмечалось выше, это тракторы производителей стран дальнего зарубежья, укомплектованные недорогой механической коробкой передач, которые характеризуются так называемой базовой комплектацией без дополнительного оборудования, создающего комфортные условия труда механизаторов.

В высоком ценовом диапазоне разместились предложения стоимостью одной л.с. более 23,4 тыс. руб. с НДС. Они характеризуются высоким уровнем технологичности и качества.

По диаграмме 14 можно проследить уровень стоимости 1 л.с. по ценам прайс-листа дилеров на некоторые энергонасыщенные колесные сельскохозяйственные тракторы тягового класса 5,0.

Источник: журнал "Аграрное обозрение" №6 за 2010 год

Последние новости