Кто есть кто на российском рынке колёсных тракторов

Кто есть кто на российском рынке колёсных тракторов

Артём Елисеев, эксперт-аналитик
«Аграрное обозрение» продолжает публикацию цикла статей, посвященных рынку сельскохозяйственных тракторов. Сегодня речь пойдёт о тяговом классе 3,0.


Тракторы тягового класса 3,0 являются тракторами общего назначения и предназначены для выполнения энергоёмких сельскохозяйственных работ: пахоты, сплошной культивации, боронования, посева и уборки зерновых и технических культур в составе высокопроизводительных широкозахватных и комбинированных агрегатов.
Технологическая потребность агропромышленного комплекса Российской Федерации в сельскохозяйственных колесных тракторах тягового класса 3,0 на 1000 га пашни превышает значение 2,6 эталонной единицы (диаграмма 1), что соответствует 298,7 тыс. эталонных единиц (при площади пашни в объеме 115356,8 тыс. га).



Наибольшая технологическая потребность в колесных сельскохозяйственных тракторах тягового класса 3,0 в Российской Федерации отмечается в Центральном федеральном округе и составляет 35,3% от общей потребности или 105,6 тыс. единиц. Средняя потребность по региону составляет 6 тыс. единиц, среди них особо стоит отметить Воронежскую, Курскую, Тамбовскую, Белгородскую, Орловскую и Липецкую области.
Немногим меньшая потребность в Приволжском федеральном округе – 33,1%, или 98,8 тыс. единиц. Наибольшая доля потребности приходится на Оренбургскую и Саратовскую области, а также Республики Башкортостан и Татарстан.
В Сибирском федеральном округе наибольшая потребность отмечается в регионах, традиционно занятых сельскохозяйственным производством, – в Алтайском крае (потребность составляет 11,4 тыс. единиц), Омской области (7,1 тыс. единиц), Новосибирской области (6,3 тыс. единиц).
Потребность в тракторах тягового класса 3,0 выше, чем потребность в тракторах других классов, и составляет 30,6% в общей структуре (в соответствии с нормативами потребности колесных сельскохозяйственных тракторов на 1000 га пашни в Российской Федерации).
Аналогично сегменту рынка колесных тракторов тягового класса 2,0, вследствие объективных и субъективных причин объем сегмента тягового класса 3,0 небольшой – он не превышает в среднем 2 тыс. единиц в год (диаграмма 2).



Диаграмма 2 свидетельствует о стабильном развитии сегмента рынка колесных тракторов тягового класса 3,0 в докризисный период 2006 – 2008 гг. со среднегодовым темпом роста в 21,6%. В целом за рассматриваемый период объем рынка вырос в 1,5 раза и достиг уровня 2,52 тыс. единиц. Ежегодный прирост сегмента составил 19,37% в 2006 г. или на 272 единиц, 23,15% в 2007 г. или на 388 единиц, 23,53% в 2008 г. или на 465 единиц.
Ощутимое влияние мирового финансово-экономического кризиса на сегмент рынка колесных тракторов тягового класса 3,0 можно также проследить по диаграмме 2. Так, в кризисный для всех отраслей экономики 2009 г. наблюдается резкое падение объема рынка в рассматриваемом сегменте, которое составило более 73% (к уровню 2008 г.) или на 1,85 тыс. единиц. Объем рынка колесных тракторов тягового класса 3,0 в 2009 г. составлял немногим более 40% от уровня 2006 г. и насчитывал 674 единицы.
Столь резкое падение объемов продаж в сегменте связано с тем, что основными поставщиками колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 3,0 на российский рынок являются зарубежные производители, в т.ч. стран СНГ.
Так, по итогам 2008 г. доля тракторов тягового класса 3,0 российского производства составляла менее 10%, а основными производителями были «Агротехмаш», производитель тракторов под торговой маркой Terrion, и «Уралвагонзавод», производящий тракторы «РТМ-160». В то же время прочие производители занимают в сегменте более 89% (диаграмма 3).



В кризисный 2009 г. в структуре рынка произошли изменения и доля отечественных производителей в сегменте увеличилась до 27,7%. Этому способствовали не только меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации по поддержке российских сельхозмашиностроителей, но и тот факт, что ОАО «КамАЗ» приступило к сборке тракторов и вышло с новым предложением в указанном сегменте.
Анализ структуры рынка колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 3,0 в Российской Федерации за 2008 – 2009 гг. (диаграмма 3) свидетельствует об устойчивом положении ОАО «Харьковский тракторный завод», доля которого за 2008-2009 гг. хотя и снизилась на 14,5%, но по итогам 2009 г. составила всё же 43,0%.
Другим крупным игроком в сегменте является Производственное объединение «Минский тракторный завод», доля которого за 2008 – 2009 гг. возросла с 17,9% до 23,2% или на 5,2%.
В тоже время следует отметить, что российские производители – «Агротехмаш» и «Уралвагонзавод» увеличили свои доли в сегменте на 5,3% и 7,8% соответственно. При этом доля производителей стран дальнего зарубежья в сегменте неуклонно снижалась. Так, например, доля компании Case New Holland снизилась с 6,3% до 5,3%; Same Deutz Fahr с 2,8% до 0,3%, а по корпорации AGCO указанный показатель снизился на 3,1 п.п. – с 3,24% до 0,15%.
Наиболее массовый трактор в рассматриваемом сегменте колесных тракторов тягового класса 3,0 имеет интегральную компоновку.
Основными признаками интегральной компоновки являются:
- наличие трех зон свободного пространства (передней, средней, задней) для установки орудий или технологических емкостей;
- наличие разветвленной системы ВОМ;
- переднее или центральное расположение кабины с круговым обзором;
- четыре ведущих и управляемых колеса одинакового размера;
- наличие разветвленной гидросистемы управления орудиями;
- реверсирование хода трактора;
- высокие тягово-сцепные и транспортные качества;
- необходимый запас мощности двигателя.
Кроме того, интегральная компоновка трактора имеет переднее расположение двигателя и коробки передач, сосредоточенных над передним мостом. Задний мост выступает как отдельный агрегат с собственной несущей рамой.
Понятие «интегральный трактор» применяется к тракторам с колесами одинакового диаметра, имеющими свободную площадку над задним мостом для установки технологического оборудования вне пределов навесных устройств. Трактор с интегральной компоновкой так же является универсально-пропашным.
Понятие «универсально-пропашной» означает, что трактор может использоваться в технологиях выращивания пропашных культур (картофель, свекла, кукуруза, подсолнечник др.), требующих проведения различных агротехнологических операций (культивация, окучивание, внесение удобрений, обработка гербицидами).
Преимущества интегральной компоновки колесного сельскохозяйственного трактора:
- оптимальное распределение веса по осям для реализации тягового потенциала без дополнительного балласта;
- увеличенная навесоспособность, возможность принимать значительный вес на заднюю ось, что увеличивает способность агрегатирования с тяжелыми навесными машинами и полуприцепами, в том числе в качестве седельного тягача;
- наличие технологической площадки над задним мостом позволяет размещать дополнительное оборудование для выполнения комбинированных операций;
- высокая ремонтопригодность, возможность производить замену каждого агрегата в отдельности.
В целом сегмент рынка колесных тракторов тягового класса 3,0 характеризуется большим количеством предложений со стороны широкого круга производителей стран дальнего зарубежья, СНГ и России. Большей частью предложения находятся в сегменте средних качественных характеристик и среднего ценового диапазона.
Как уже было сказано, основным поставщиком колесных тракторов тягового класса 3,0 является ОАО «Харьковский тракторный завод» (ОАО «ХТЗ»). Это связано с тем, что в Советском Союзе исторически сложилось так, что производство сельскохозяйственных тракторов тягового класса 3,0 были сосредоточены именно на территории Украины, в Харькове.
Диаграмма 4 иллюстрирует динамику объема импорта на российский рынок сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 3,0, производства ОАО «ХТЗ» за 2006 – 2009 гг.



Поставки тракторов ОАО «ХТЗ» на территорию России в докризисный период увеличивались с 1044 тыс. единиц в 2006 г. до 1454 единиц в 2008 г., то есть за указанный период поставки увеличились более чем на 39%.
Между тем, сегмент стал привлекательным и для других игроков рынка, вследствие чего за исследуемый период прослеживается тенденция снижения доли ОАО «ХТЗ» на рынке. Так, если в 2006 г. доля ОАО «ХТЗ» в сегменте рынка колесных тракторов тягового класса 3,0 составляла 62,3%, то в 2008 г. она составила 57,5%, а к 2009 г. снизилась до 43,0%.
Следует отметить, что в кризисный для всей экономики 2009 г. объемы импорта тракторов производства ОАО «ХТЗ» сократились на 80,06% или на 1164 единицы.
В модельном ряду ОАО «ХТЗ» тяговый класс 3,0 в основном представлен тракторами серии 170. Базовой моделью существующих серий тракторов является «ХТЗ-150К».
«ХТЗ-150К» оснащен дизелем «СМД-63» производства «ХЗТД» (г. Харьков), мощностью 175 л.с. и кабиной с каркасом безопасности.
Тракторы «ХТЗ-17321», «ХТЗ-17221» и «ХТЗ-17021» отличаются от базовой модели установкой двухместной каркасной, безопасной кабины, типоразмерами шин 23,1R26 увеличенного размера и двухцилиндровой навесной системы. Между собой тракторы отличаются применяемыми двигателями: на «ХТЗ-17321» установлен дизель «КамАЗ-740.02-180» мощностью 180 л.с. производства ОАО «КамАЗ-Дизель» (г. Набережные Челны), на «ХТЗ-17221» установлен дизель «ЯМЗ-236Д» мощностью 175 л.с. производства ОАО «Автодизель» (г. Ярославль), а на «ХТЗ-17021» – дизель «ВР6М1013Е» мощностью 180 л.с. производства «Deutz» (Германия). «ХТЗ-17421» оснащен двигателем «СМД-31Т» мощностью 185 л.с. производства ОАО «Серп и Молот» (г. Харьков) (см. таблицу 1).



Вторым по объемам поставки колесных тракторов в сегменте тягового класса 3,0 на российский рынок является Производственное объединение «Минский тракторный завод». Доля ПО «МТЗ» в рассматриваемом сегменте за 2006 – 2009 гг. неуклонно растет. Так, если в 2006 г. доля ПО «МТЗ», в общем объеме сегмента составляла 10,8%, то в 2007 она составила 15,3%, в 2008 г. – 17,9%, а по итогам 2009 г. – достигла 23,1% (см. диаграмму 5).



Объемы поставок тракторов тягового класса 3,0 производства ПО «МТЗ» в период 2006 – 2008 гг. выросли в 2,5 раза и составили 454 единицы. Наибольший темп роста был отмечен по итогам 2007 г. к уровню 2006 г. – 73,1% (133 единицы), поставки на рынок составили 315 единиц против 182 единиц в 2006 г. В 2009 г. поставки тракторов снизились на 65,6%, или на 298 единиц.
Основным сельскохозяйственным колесным трактором тягового класса 3,0, поставляемым на территорию Российской Федерации ПО «МТЗ», является «Беларус-1523» и его модификации.
«Беларус-1523» – это сельскохозяйственный энергонасыщенный колесный трактор с двигателем мощностью 153 л.с. Имеет двухпроводную пневматическую систему в соответствии со стандартами ISO и CEE/ECC, балластные грузы, ходоуменьшитель, реверсивный пост управления, проставки для сдваивания задних колес, четыре передние и четыре задние рабочие фары, переднее навесное устройство, автоматическую сцепку (таблица 2).



В кризисный 2009 г. российский производитель колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 3,0 ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» увеличило долю своего присутствия в сегменте до 11,9% (на 7,7 п.п.).
В докризисный период 2006 – 2008 гг. доля ОАО «Уралвагонзавод» была нестабильной. Так, если в 2006 г. она составляла 5,5%, то в 2007 г. – снизилась до уровня 3%, а к 2008 г. возросла до 4,2%. В физическом выражении объемы отгрузки тракторов ОАО «Уралвагонзавод» в благоприятные в экономическом отношении 2006 – 2007 гг. были ниже, чем в 2005 г., на 25% и 50%
(на 31 и 62 единицы) соответственно. В целом такое положение дел можно объяснить только одной причиной – потребитель не воспринял технику, произведенную ОАО «Уралвагонзавод», вследствие неудовлетворительного её качества.
В 2008 г. ОАО «Уралвагонзавод» удалось увеличить объем отгрузки на 70,9% к уровню 2007 г. и довести его до 106 единиц, но при этом следует отметить, что уровень 2005 г. (124 единицы) достигнут не был (диаграмма 6).



Кризисный 2009 г. окончательно разрушил планы ОАО «Уралвагонзавод» по увеличению объемов отгрузки тракторов, которые снизились на 24,5% к уровню 2008 г. и составили всего 80 единиц за 2009 г.
ОАО «Уралвагонзавод» поставляет отечественным потребителям трактор общего назначения интегральной компоновки «РТ-М-160». Трактор предназначен для работ общего назначения, а также для возделывания и уборки сахарной свеклы, овощей, картофеля и высокостебельных пропашных культур в составе широкозахватных, однооперационных и комбинированных агрегатов, навешанных сзади и спереди, с размещением на тракторе емкостей для семян, удобрений и гербицидов, выполнения пахоты навесными, в том числе оборотными плугами различных почв на глубину до 30 см, сплошной культивации, посева, уборки зерновых и др. культур, транспортировки грузов.
На «РТ-М-160» установлен дизельный четырехтактный шестицилиндровый двигатель «ЯМЗ-236Д2» мощностью 160 л.с. производства ОАО «Автодизель» (г. Ярославль). Имеет 16 скоростей вперед и 8 назад, автоматическую блокировку дифференциала переднего моста, принудительную блокировку дифференциала заднего моста и межосевого дифференциала, которые обеспечивают высокую проходимость и высокие тяговые показатели.
На тракторе предусмотрена возможность установки колес на различную колею для работы в междурядьях 45 см, 60 см, 70 см, 75 см, 90 см, а также сдваивания задних и передних колес для снижения удельного давления на почву при выполнении ранних весенних полевых работ и для повышения тяговых качеств.
Для агрегатирования с прицепными и навесными сельхозмашинами предусмотрена установка на трактор двух вариантов тягово-сцепных устройств (ТСУ 2/3 и ТСУ -1Ж) и автоматической сцепки СА-2 (таблица 3).



«РТ-М-160» производится в двух исполнениях: «РТ-М-160У» – с неуправляемыми задними колесами; «РТ-М-160» – с управляемыми задними колесами.
Другой отечественный производитель колесных тракторов тягового класса 3,0, увеличивший свою долю в сегменте, является ЗАО «Агротехмаш».
Доля ЗАО «Агротехмаш» в рассматриваемом сегменте с 5,2% в 2006 г. увеличилась до 10,2% в 2009 г. Между тем прослеживается тенденция снижения поставок тракторов российскому потребителю с 2007 г. (диаграмма 7).



За 2006 г. было отгружено немногим более 85 единиц колесных тракторов тягового класса 3,0, а к 2007 г. ЗАО «Агротехмаш» удалось увеличить этот показатель более чем в 2 раза, объем отгрузки оставил 176 единиц.
Сохранить достигнутый уровень реализации даже в предкризисном 2008 г. компании не удалось. Темпы снижения поставок были значительными – 30% в 2008 г. и 45% в 2009 г.
Если снижение объемов поставок в 2009 г. можно объяснить влиянием кризисных явлений в мировой экономике, в т.ч. и в России, то снижение объема поставок в 2008 г. объяснить достаточно тяжело, так как в 2008 г. спрос на тракторы указанного сегмента только нарастал и даже не достиг своего пика. В этой связи обращает на себя внимание, что именно в 2008 г. ЗАО «Агротехмаш» перенесло производство в г. Тамбов.
Насколько данный фактор оказал влияние на поставки тракторов ЗАО «Агротехмаш», достоверно оценить невозможно, как и то, был ли вообще дефицит тракторов по заявкам потребителей. Но одно остается ясным: приобретенные ранее тракторы вызвали у потребителей массу претензий.
Так, в 2008 г. было отгружено 124 единицы (70,5% от объема 2007 г.), а в кризисном 2009 г. было отгружено всего 69 единиц (55,6% от объема 2008 г.). Всего за 2007 – 2009 гг. объем отгрузки тракторов тягового класса 3,0 ЗАО «Агротехмаш» сократился более чем на 60% или более чем на 100 единиц.
ЗАО «Агротехмаш» в сегменте колесных тракторов тягового класса 3,0 поставляет российскому сельхозтоваропроизводителю колесный трактор классической компоновки «АТМ-3180».
«АТМ-3180» предназначен для выполнения энергоемких работ общего назначения в сельском хозяйстве, основной и предпосевной обработки почвы, посева, уборочных работ в составе высокопроизводительных широкозахватных и комбинированных агрегатов, выполнения транспортных работ. Является базовым модулем для модификации тракторов, используемых в коммунальном и лесном хозяйстве. Некоторые технические характеристики «АТМ-3180» представлены в таблице 3.
В сегменте колесных тракторов тягового класса 3,0 ОАО «КамАЗ» в 2009 г. вывел на рынок два трактора классической компоновки «ХТХ-185» и «ХТХ-215». Объем поставок в 2009 г. по данным тракторам не превысил и 40 единиц.
Эти тракторы комплектуется импортными двигателями IVECO BetaPower и Cummins QSB соответственно, максимальная мощность которых достигает по модели «ХТХ-185» 198 л.с. и по «ХТХ-215» до 220 л.с.
Двигатель не является несущей конструкцией, в результате чего не подвергается напряжению на скручивание и изгиб. Силовой агрегат устанавливается на резиновые подушки в четырех точках. Таким образом, двигатель осуществляет естественное движение, что позволяет ему амортизировать любые ударные нагрузки, поступающие от передней оси.
Переключение передач «ХТХ-185» и «ХТХ-215» осуществляется 32-скоростной трансмиссией, способной переключать до 8 передач под нагрузкой. Данная система имеет два режима работы – XtraSpeed (стандартная трансмиссия с ручным переключателем) и XtraSpeed-E (с электронным переключением ступеней). Помимо этого существует вариант компоновки ходоуменьшителем – это дает трактору еще 16 дополнительных скоростей переднего хода.
Тормозная система оборудована многодисковыми тормозными механизмами, работающими в масляной ванне. Механизмы расположены на валу между дифференциалом задней оси и планетарными редукторами главной передачи.
Некоторые технические характеристики тракторов «ХТХ-185» и «ХТХ-215» приведены в таблице 4.



Одним из основных иностранных производителей, присутствующих в сегменте российского рынка колесных тракторов тягового класса 3,0, является компания Case New Holland.
Диаграмма 8 свидетельствует о росте объема импорта колесных тракторов тягового класса 3,0, произведенных компанией Case New Holland, в докризисный период 2006 – 2008 гг. За указанный период объем поставок вырос в 7,4 раза и по итогам 2008 г. составил более 150 единиц.



По итогам 2009 г. в силу снижения покупательной способности сельскохозяйственных товаропроизводителей России объем импорта снизился на 77,4% или более чем на 120 единиц.
Case New Holland в сегменте колесных тракторов тягового класса 3,0 на российском рынке представлен тракторами производства New Holland серии Т7000. Эти тракторы оснащены 6-цилиндровыми дизелями с рабочим объемом 6,8 л. с турбонаддувом, промежуточным охлаждением и электронным управлением системы подачи топлива (таблица 5).



В сегменте рынка колесных тракторов тягового класса 3,0 присутствуют и другие производители стран дальнего зарубежья, их доля варьируется до 1% от общего объема рынка.
Так, концерн Same Deutz Fahr поставляет на российский рынок колесные тракторы серии Agrotron (Agrotron 1160, Agrotron 150.7, Agrotron 163) и Lamborghini (R 1506). Доля компании за 2008 – 2009 гг. снизилась на 2,6 п.п. и составила 0,3% (см. диаграму 9).



Корпорация AGCO в рассматриваемом сегменте представлена брендами Valtra и Massey Fergusson. Основными моделями, реализуемыми под брендом Valtra, являются N 141H, T 161, T 161C, Valtra T 170, Valmet 8550. Massey Fergusson – MF 6497, MF 6499, MF-680. За период с 2008 по 2009 гг. корпорация потеряла долю в сегменте в размере 3,1 п.п.
Основными импортируемыми тракторами, в сегменте колесных тракторов тягового класса 3,0, производства John Deere являются JD 6630, JD 7820. Компания является неактивным игроком в сегменте с долей менее 0,8% в 2008 г. и 0,3% в 2009 г.
Ценовое предложение в сегменте рынка колесных тракторов тягового класса 3,0 довольно широкое. Есть недорогие модели тракторов, производимых в странах СНГ, с приемлемым уровнем качества стоимостью от 1745 тыс. руб. с НДС (модель «ХТЗ-150К-09» производства ОАО «ХТЗ»). «Беларус-1523» от ПО «МТЗ» российскому потребителю предлагают по цене 1870 тыс. руб. с НДС (таблица 6).



В среднем ценовом диапазоне расположились производители стран дальнего зарубежья, предлагающие потребителям так называемые экономические варианты своих тракторов с механической коробкой передач и небогатой комплектацией. Например, Agrotron 150 с механической КПП (производства Deutz Fahr) предлагают потребителю по цене 2744 тыс. руб. с НДС.
В дорогом (премиум) сегменте расположились предложения с высокотехнологичным оборудованием и высоким уровнем комфортности. Эти тракторы обычно оснащены автоматической коробкой передач (powershift). Например, John Deere 7830 стоимостью от 3970 тыс. руб. с НДС, Valtra T161 Classic стоимостью от 3370 тыс. руб. с НДС.
Сравнительный анализ цен предлагаемых тракторов показывает, что стоимость 1 л.с. тракторов варьируется в пределах от 9,9 тыс. руб. с НДС до 24,1 тыс. руб. с НДС. Наиболее низкая стоимость одной лошадиной силы отмечена у тракторов производства ОАО «ХТЗ», её стоимость доходит до 11,3 тыс. руб. с НДС. Тракторы производства ПО «МТЗ» так же находятся практически на том же уровне (см. диаграмму 10) – стоимость лошадиной силы составляет 12,1 тыс. руб. с НДС.



В среднем ценовом диапазоне стоимость одной лошадиной силы варьируется в пределах от 17,0 тыс. руб. с НДС до 19,4 тыс. руб. с НДС. Как отмечалось выше, это тракторы производителей стран дальнего зарубежья, укомплектованные недорогой механической коробкой передач, в так называемой «базовой комплектацией» – без дополнительного оборудования, создающего комфортные условия труда механизаторов.
В высоком ценовом диапазоне разместились тракторы со стоимостью одной лошадиной силы. более 20 тыс. руб. с НДС. Эти тракторы характеризуются высоким уровнем технологичности и качества.