Кто есть кто на российском рынке колёсных тракторов

Кто есть кто на российском рынке колёсных тракторов

Настоящей публикацией «Аграрное обозрение» начинает цикл информационно-аналитических статей, посвященных российскому рынку сельскохозяйственных тракторов. Эти статьи предназначены для руководителей предприятий, реализующих сельскохозяйственную технику, и сельскохозяйственных организаций, покупающих её. В статьях будут освещены вопросы, связанные с классификацией сельскохозяйственной техники, её применением, технологической потребностью и емкостью рынка, состоянием существующего парка и объема платежеспособного спроса, производства и отгрузки. Кроме того будут приведены характеристики производителей сельскохозяйственной техники и анализ цен на их продукцию.
В цикле будут объединены статьи, в которых будет детально представлена информация по колесным сельскохозяйственным тракторам тяговых классов 0,6; 0,9; 1,4; 2,0; 3,0; 4,0; 5,0 и выше, а также по гусеничным тракторам тяговых классов 2,0; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0 и выше.

Классификация тракторов
Одним из необходимых условий проведения анализа является систематизация материала в соответствии с принятой классификацией. Так, трактор – это самоходная машина, предназначенная для выполнения широкого спектра работ с применением прицепных, навесных, полунавесных, а также стационарных машин и орудий.
Тракторы классифицируются по различным признакам. По области применения различают: сельскохозяйственные, промышленные, лесопромышленные и лесохозяйственные.
Сельскохозяйственные тракторы по назначению подразделяются на тракторы:
- общего назначения – служат для осуществления энергоемких операций в сельскохозяйственном производстве (тяговые классы 3,0; 4,0; 5,0 и выше);
- универсальные – для проведения общехозяйственных работ. Подходят для возделывания и уборки пропашных культур (тяговые классы 0,6; 0,9; 1,4 и 2,0);
- универсально-пропашные – для проведения следующих агротехнологических операций: посев пропашных культур, уход за ними и их уборка; возможно ограниченное использование на первичной обработке почвы (тяговые классы 0,6; 0,9; 1,4 и 2,0);
- специализированные по видам возделываемых сельскохозяйственных культур – хлопководческие, виноградниковые, свекловодческие, рисоводческие, садоводческие, овощеводческие, малогабаритные и т.д.;
- самоходные шасси – тип универсально-пропашного трактора с передней рамой.
Кроме того, сельскохозяйственные тракторы подразделяются по типу ходовой системы – на колесные и гусеничные.
Колесные тракторы различаются по «колесной формуле», отражающей общее число колес, число ведущих колес и их размеры. Так, четырехколесный трактор с передними управляемыми колесами меньшего диаметра и задними ведущими большего диаметра имеет колесную формулу 4К2. Цифра «4» показывает общее число колес, а цифра «2» – число ведущих колес. В случае если и передние колеса ведущие, но меньшего диаметра, то колесная формула имеет вид: 4К4а, где вторая цифра «4» показывает, что трактор имеет четыре ведущих колеса, а индекс «а» – указывает на меньший диаметр передних ведущих колес. Тракторы со всеми четырьмя ведущими колесами одного диаметра имеют колесную формулу 4К4б, где индекс «б» указывает на равенство диаметров передних и задних колес.
Основным классификационным признаком сельскохозяйственных тракторов в Российской Федерации принято номинальное тяговое усилие, которое развивает трактор на стерне средней плотности и при нормальной влажности почвы (от 8 до 18%) в зоне максимального значения тягового КПД при эксплуатационной массе, предусмотренной технической характеристикой (для колесных тракторов с балластным грузом) при предельном буксовании (для гусеничных – не более 5 %, колёсных 4К4 – не более 16%, колёсных 4К2– не более 18%), характеризующее тяговый класс трактора.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует ГОСТ 27021-86 «Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные. Тяговые классы», введенный в действие в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.1987 г. постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10.10.1986 г. №3047 стандарт СТ СЭВ 628-85. Настоящий стандарт выделяет 10 тяговых классов (см. таблицу 1.).



В соответствии с приведенной таблицей тяговый класс трактора определяют по значению номинального тягового усилия, которое вычисляют расчетным или экспериментальным путем. Важное значение при определении тягового класса сельскохозяйственных тракторов играет тип ходовой системы и эксплуатационная масса трактора, определяющие его тягово-сцепные свойства.

Тракторы тягового класса 0,2
Тракторы тягового класса 0,2 характеризуются невысокой мощностью двигателя (9…12 кВт) и предназначены для механизации сельскохозяйственных, коммунальных и строительных работ. Малогабаритные тракторы указанного класса оборудованы гидравлическими системами и механизмами навески, позволяющими агрегатировать эти тракторы с различными прицепными и навесными орудиями. В настоящее время тяговый класс 0,2 представлен следующими тракторами: КМЗ-012Ч (производства ОАО «Курганмашзавод»; снят с производства), «Беларус-132Н» (производства РУП «Сморгонский агрегатный завод», входящий в состав ПО «Минский тракторный завод»), «Уралец» (производства ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК») и др.

Тракторы тягового класса 0,6
На сравнительно небольших площадях сельскохозяйственных угодий, при выполнении малоэнергоемких работ (основной и предпосевной обработке почвы, посеве и посадке сельскохозяйственных культур, кормозаготовке, транспортировке грузов на небольшие расстояния и т.д.) используют тракторы тягового класса 0,6. Одними из самых распространенных тракторов в этом классе являются тракторы Т-25 и Т-25А (данные модели прошли модернизацию и в настоящее время они представлены как Т-30-69 и Т-30-70) производства ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ООО «ВМТЗ»). Кроме того, в мощностном диапазоне 25-45 л.с. ООО «ВМТЗ» представляет достаточно широкий спектр модельного ряда. Так, универсально-пропашные тракторы ВТЗ-2032А, ВТЗ-2048А применяются как в сельском, так и в коммунальном хозяйстве, складских помещениях, где маневренность и способность осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в условиях ограниченного пространства являются приоритетными. Колесный трактор «Беларус-320» (производства ПО «Минский тракторный завод») в тяговом классе 0,6 в последние годы завоевывает всё большую популярность.
Кроме универсально-пропашных колесных тракторов в тяговом классе 0,6 производятся самоходные транспортные средства рамной конструкции (самоходные шасси). Самоходные шасси используют в овощеводстве, бахчеводстве, во внутрихозяйственных транспортных работах, а также в качестве силового агрегата для различного навесного оборудования при выполнении специальных работ. В Российской Федерации самоходные шасси производит только ООО «ВМТЗ» (ВТЗ-30СШ), по основным деталям и сборочным единицам шасси унифицировано с трактором ВТЗ-2032 и отличается от него тем, что на шасси дизельный двигатель и силовая передача размещены сзади, а передняя часть представляет собой открытую раму, предназначенную для установки платформы, навесных агрегатов и машин. На базе ВТЗ-30СШ производится: вилочный погрузчик ВТЗ-30СШ-ПВ, с которым могут агрегатироваться дорожные и уборочные щетки, снегоочистители, вилы, бетоносмеситель, гидробур, сварочная, компрессорная и насосная установки, гидравлические ножницы и устройство для очистки дорог и тротуаров; самопогрузчик ВТЗ-30СШ-СП; шасси самоходное с гидроманипулятором ВТЗ-30СШ-ГМ; вакуумная тротуароуборочная машина ВТЗ-30СШ-КО.

Тракторы тягового класса 0,9
Колесные тракторы тягового класса 0,9 в агрегате с навесными и прицепными орудиями используют для проведения предпосевной обработки почвы, посева, междурядной обработки пропашных культур, а также для заготовки кормов, транспортных работ, привода стационарных машин, работы на животноводческих фермах и для выполнения других общехозяйственных работ. Эффективно используются как в средних сельскохозяйственных организациях, так и в фермерских хозяйствах.
Единственным предприятием, производившим тракторы класса 0,9, являлся ОАО «Липецкий трактор» (ОАО «ЛТ»), входящий в состав концерна «Тракторные заводы».
Одной из первых моделей этого класса являлся Т-40М, выполненный с двумя ведущими мостами, поэтому обладавший повышенной силой тяги и лучшей проходимостью. Трактор
Т-40АНМ (модификация Т-40М) имел пониженный центр тяжести и поэтому был способен работать не только на равнинах, но и на склонах.
В последние годы ОАО «ЛТ» производил универсально-пропашные тракторы серии ЛТЗ-60 (ЛТЗ-60А, ЛТЗ-60АБ и ЛТЗ-60АБ-10).
В жестких рыночных условиях производство этих тракторов стало нерентабельным в силу снижения на них спроса, так как они не способны выполнять агротехнологические операции в агрегате с навесным и прицепным оборудованием, предназначенным для тракторов класса 1,4, а использовать их с агрегатами, предназначенными для тракторов класса 0,6, экономически нецелесообразно. Специально же для тракторов класса 0,9 навесное и прицепное оборудование не производится. В 2009 г. концерн «Тракторные заводы» прекратил производство тракторов в Липецке.

Тракторы тягового класса 1,4
Колесные тракторы класса 1,4 с номинальным тяговым усилием от 12,6 кН до 18,0 кН предназначены для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями. Кроме того, они могут быть использованы для выполнения трудоемких работ в агрегате с бульдозерами, экскаваторами, погрузчиками, ямокопателями, а также на специальных транспортных работах и для привода различных стационарных сельскохозяйственных машин. Тракторы тягового класса 1,4 являются самыми распространенными в Российской Федерации, наибольшая доля которых приходится на тракторы производства ПО «Минский тракторный завод».
Исторически сложилось, что центром производства колесных тракторов в СССР стал г. Минск (Белоруссия). В 1974 г. Минским тракторным заводом был начат выпуск новой базовой модели тракторов МТЗ-80 (с дизелем мощностью 59 кВт), созданной в результате коренной модернизации трактора МТЗ-50. В 1976 г. было освоено производство универсального пропашного трактора с передним ведущим мостом МТЗ-82. Кроме того, были созданы и подготовлены к выпуску: крутосклонная модификация МТЗ-82К; с реверсивным управлением – МТЗ-80В и МТЗ-82В; хлопководческая – МТЗ-80Х2; овощебахчевая – МТЗ-82Т.
В настоящее время ПО «МТЗ» является лидером в сегменте рынка колесных тракторов класса 1,4 в Российской Федерации с долей более 95% и представлен в этом сегменте тракторами 800 и 900 серии.
В 2008 г. отечественный производитель сельскохозяйственной техники ООО «ВМТЗ» вывел на российский рынок новый колесный трактор тягового класса 1,4 Т-85 как наиболее востребованный для сельского хозяйства России при обработке сельскохозяйственных угодий площадью от 15 до 50 гектаров. Производитель позиционировал этот трактор как функционально универсальный, обладающий в своем тяговом классе 1,4 высокой производительностью и хорошими техническими характеристиками.
Другие новинки в этом же сегменте представил ОАО «КамАЗ» – CMAX 85 и СХ 105. На них установлены мощные и экономичные двигатели импортного производства IVECO BetaPower.
Техника иностранных производителей также представлена в сегменте рынка тягового класса 1,4. Так, John Deere на территории России предлагает своим потребителям колесные тракторы серии 5020, 6020 и 6030. Корпорация AGCO представлена в сегменте брендами Massey Fergusson (серии MF 3400, MF 3600, MF 4400) и Fendt (200 V/F/P/S). Same Deutz Fahr представлен брендами Lamborghini, Deutz Fahr (серия Agrofarm), Same (серия Silver). В указанном сегменте рынка присутствуют китайские производители Shandong Foton Lovo- Heavy Industries CO Ltd, YTO Group Corporation, Changzhou Dongfeng Agricultura- Machinery Group Co.,LTD.

Тракторы тягового класса 2
Тракторы тягового класса 2 тоже являются универсально-пропашными и предназначены для возделывания и уборки сахарной свеклы, картофеля и других низкостебельных пропашных культур, а также для выполнения работ общего назначения.
ПО «МТЗ» производит колесный трактор тягового класса 2 «Беларус-1221» и его модификации с колесной формулой 4К4а и мощностью двигателя 130 л.с. Трактор предназначен для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями. Может использоваться в лесном и коммунальном хозяйстве, строительстве, промышленности. Трактор приспособлен для работы в различных почвенно-климатических зонах и на всевозможных видах почв.
В сегменте рынка колесных тракторов тягового класса 2 представлены и зарубежные производители сельскохозяйственной техники. Так, John Deere на российском рынке представлен тракторами серии JD 6020; Case New Holland – Т6000, Case IH MXM, TM; AGCO – Massey Fergusson (MF 5400), Fendt (400 Vario) и др.

Тракторы тягового класса 3
Тракторы тягового класса 3 являются тракторами общего назначения и предназначены для выполнения энергоёмких сельскохозяйственных работ: пахоты, сплошной культивации, боронования, посева и уборки зерновых и технических культур в составе высокопроизводительных широкозахватных и комбинированных агрегатов. Основным поставщиком колесных тракторов тягового класса 3 является ОАО «Харьковский тракторный завод» (ОАО «ХТЗ»), а одной из самых массовых моделей – ХТЗ-150К. Трактор ХТЗ-17221 отличается лишь кабиной и типоразмером шин. Несущая система трактора состоит из передней и задней полурам с углом взаимного поворота по вертикальному шарниру влево и вправо на 30о и по горизонтальному – вверх и вниз на 15о. Колесная формула трактора 4К4б.
ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» разработала трактор общего назначения классической компоновки «РТМ-160». На нем установлен дизельный четырехтактный шестицилиндровый двигатель ярославского производства ЯМЗ-236Д2 мощностью 160 л.с., трактор имеет 16 скоростей вперед и 8 назад.
В 2004 г. ЗАО «Агротехмаш» совместно с ATM United Technologies GmbH (Германия) наладил производство колесных тракторов классической компоновки АТМ 3180 в Санкт-Петербурге. В 2008 г. производство тракторов было перенесено в Тамбов. АТМ 3180 производится из импортных комплектующих.
В сегменте колесных тракторов тягового класса 3 ОАО «КамАЗ» вывел на рынок два трактора классической компоновки ХТХ 185 и ХТХ-215, они комплектуется импортными двигателями IVECO BetaPower и Cummins QSB соответственно, максимальная мощность которых достигает 198 л.с. (модель ХТХ 185) и 220 л.с. (ХТХ-215).
ПО «МТЗ» также производит колесные тракторы тягового класса 3. Это «Беларус-1523» и его модификации. «Беларус-1523» оснащен 6-цилиндровым рядным дизелем мощностью 114 кВт (155 л. с.) с турбонаддувом.
Одним из основных иностранных производителей, присутствующих в данном сегменте, является Case New Holland с серией тракторов Т 7000 (основные модели Т7040, Т7050, Т7120, Т7130, Т7220, Т7230) и отдельными моделями Puma 165, MX 200, MXM 190, TM 1754 WD и др.
Компания John Deere импортировала на территорию России тракторы следующих моделей: JD 4640, JD 4650, JD 6620, JD 6620 SE, JD 6630, JD 6930, JD 7430, JD 7710, JD 7810, JD 7820, JD 7820 TLS, JD 8100.
Корпорация AGCO на российском рынке была представлена брендами Valtra (основные модели: Valtra N 141H, Valtra T 161, Valtra T 161C, Valtra T 170, Valtra Valmet 8550), Massey Fergusson (основные модели: MF 6497, MF 6499, MF-680) и Fendt с моделью Favorit 716 Vario TMS.
Концерн Same Deutz Fahr поставлял на российский рынок колесные тракторы серии Agrotron (Agrotron 1160, Agrotron 150.7, Agrotron 163) и Lamborghini R 1506.

Тракторы тяговых классов 4 и 5
Колесные тракторы с номинальным тяговым усилием от 36,0 кН до 54,0 кН соответствуют тяговым классам 4 и 5. Одним из основных поставщиков тракторов указанных классов является ЗАО «Петербургский тракторный завод» (ЗАО «ПТЗ»). С 1962 г. на этом предприятии выпускались тракторы К-700 («Кировец»), с 1975 г. – К-701, а с 2000 г. – современные, энергонасыщенные, экономичные колесные тракторы К-744 и его модификации. В базовой комплектации К-744 оснащен двигателем ЯМЗ-238НД5 (300 л.с.), а гидросистема навесного оборудования трактора имеет шестеренчатый маслонасос постоянной производительности с четырёхсекционным гидро-распределителем фирмы Bosch (на 3 пары выводов) для подключения сельскохозяйственных машин и орудий. Другие возможные варианты комплектации позволяют оснащать трактор К-744 двигателем фирмы Mercedes OM-457LA (354 л.с.), маслонасосом с регулируемым расходом рабочей жидкости фирмы Danfoss и пятисекционным гидрораспределителем фирмы Bosch (на 4 пары выводов) для сельскохозяйственных агрегатов.
В 2005 г. ЗАО «Агротехмаш» представила новую серию колесных тракторов тягового класса 5 К 5000 АТМ, а в 2007 г. был налажен серийный выпуск этих тракторов под брендом TERRION (280 л.с.). АТМ 5280 скомпонован из импортных узлов и агрегатов. Так, трактор комплектуется дизельным двигателем Deutz (Германия) с водяным охлаждением BF 6M 1013 FC номинальной мощностью 270 л.с., трансмиссией ZF (Германия), передним мостом Carraro (Италия) и гидравликой Bosch (Германия).
В сегменте колесных тракторов тягового класса 4 ПО «МТЗ» производит «Беларус-2022», где в отличии от «Беларус-1523» установлен более мощный дизель 210 л.с. Гидрообъемное рулевое управление обеспечивает легкость и простоту управления трактором при выполнении любых работ. Электрогидравлическая система Bosch обеспечивает силовой, позиционный и смешанный способ автоматического регулирования при работах общего назначения. На тракторе предусмотрена блокировка дифференциала задних колес с автоматическим отключением при повороте передних колес на угол более 13о и принудительная блокировка.
ПО «МТЗ» в сегменте рынка колесных тракторов тягового класса 5 производит энергонасыщенный трактор «Беларус-3022» и его модификации, которые комплектуются дизельными двигателями производства Detroit Diese- Corporation S40E 8.7LTA мощностью 300 л.с. и Deutz BF06M1013FC мощностью 303 л.с. Трактор имеет универсальную гидронавесную систему с джойстиковым управлением на базе аксиально-плунжерного регулируемого насоса фирмы Bosch-Rexroth с пятисекционным распределителем и электрогидравлическим управлением с возможностью программирования функций гидросистемы (EHS), электрогидравлическим регулятором управ-ления передним и задним навесным устройством.
В 2007 г. ОАО «Ростсельмаш» приобрел 80% акций компании Buhler Industries Inc, крупнейшего в мире производителя энергонасыщенных тракторов, реализуемых под торговой маркой Versatile. В тяговом классе 4 Buhler поставляет на рынок серию тракторов общего назначения классической компоновки Genesis с широким мощностным диапазоном до 278 л.с. Все модели оснащены экономичными двигателями Constant Power Plus с рабочим объемом 7,5 л., автоматической коробкой передач Powershift, которая имеет 18 передач вперед и 9 назад и электроуправляемой гидравликой с опциональной системой HydraFlow®Plus производительностью 208 л/мин.
В тяговом классе 5 Buhler производит тракторы общего назначения серии 2000 с шарнирным соединением полурам. 2000 серия представлена двумя моделями: 335 л.с. и 375 л.с., комплектуется силовым агрегатом Cummins серии QSM 11 (объем 10,8 л). Эти двигатели имеют рядное расположение 6 цилиндров, 24 клапана, турбонаддув и охлаждение наддувочного воздуха. Механическая трансмиссия QuadshiftR III 12x4 входит в стандартную комплектацию. Гибкость соединения рам и рулевых тяг позволяет изменять наклон рам на 15о вверх/вниз, обеспечивая общий ход в 30о. На российский рынок импортировались тракторы серии Genesis (модели 2210, 2145) и 2000 серии (модели 2335, 2375).
Другими зарубежными производителями сельскохозяйственных тракторов тяговых классов 4 и 5, представившими свою продукцию на территории России, являются: Case New Holland с серией Т 8000, STX, TG и Magnum; John Deere с серией JD 8030, JD 8050; корпорация AGCO представлена брендами Valtra (модель Т 191 и S 280), Massey Fergusson (модели MF 8170, MF 8270, MF 8470, MF 8480), Fendt (модели 718 Vario, 920, Favorit 930 Vario TMS, Favorit 936 Vario TMS); CLAAS представлен тракторами серий Ares, Atles, Axion и Xerion; Same Deutz-Fahr представлен брендом Lamborghini (модели R7 и R8), Same-Diamond 265 и Agrotron 215.

Тракторы тягового класса 6 и выше
На сегодняшний день на территории стран СНГ не существует производства высокоэнергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 6 и выше. В основном на производстве подобных тракторов специализируются зарубежные транснациональные корпорации – такие как John Deere, Case New Holland, AGCO и Buhler Industries Inc.
John Deere в 1996 г. начал серийный выпуск высокопроизводительных колесных тракторов серии JD 9000 с объемом двигателя до 13,5 л и мощностью от 289 и до 405 кВт. Основными моделями, ввезенными на территорию России, являются JD 9420 RII, JD 9430, JD 9520 RII, JD 9530, JD 9620, JD 9630.
Подразделение корпорации Case New Holland (CNH) Case IH производит высокоэнергонасыщенные колесные тракторы STX Steiger с двигателями мощностью от 380 до 530 л.с. и рабочим объемом двигателя до 15 л (модель STX 530), что обеспечивает запас крутящего момента до 43% и мощности до 50 л.с. Модели STX380, STX430 оснащены двигателями производства Case IH, а модели STX480 и STX530 – двигателями Cummins. Все модели могут комплектоваться системой автоуправления AgGPS®EZ-Steer®, системой GPS-навигации, которая предлагает четкий контроль и точность работы до ±2 см. Другое подразделение корпорации CNH – New Holland производит тяжелые тракторы с шарнирно-сочлененной рамой серии Т 9000. На них устанавливаются турбодизельные 6-цилиндровые рядные двигатели производства New Holland (Cursor, рабочий объем – 12,9 л на моделях Т 9020, Т 9030, Т 9040, Т 9050) и Cummins (QSX 15, рабочий объем – 15 л на модели Т9060). На всех моделях установлена автоматическая трансмиссия с количеством передач 16х2.
Challenger, входящий в состав корпорации AGCO, производит полноприводный трактор с шарнирно-сочлененной рамой серии MT900B. Линейка серии MT900B состоит из четырёх моделей: MT945B с мощностью двигателя 430 л.с. (321 кВт), MT955B – 460 л.с. (343 кВт), MT965B – 510 л.с. (380 кВт), MT975B – 570 л.с. (425 кВт). Тракторы MT945B и MT955B оснащены двигателями Caterpillar C15 с использованием технологии ACERT™, а тракторы MT965B и MT975B – двигателями Caterpillar C18 ACERT. В стандартную комплектацию тракторов серии MT900B входит трансмиссия Powershift 16Fx4R от Catterpillar с 8 передачами в рабочем диапазоне скоростей 6,5-15,0 км/ч и транспортной скоростью до 39,7 км/ч.
Компанией Buhler Industries Inc была разработана серия высокопроизводительных полноприводных тракторов High Horsepower Tractor (HHT). HHT представлены в модификациях мощностью 435, 485 и 535 л.с. Все тракторы оснащены двигателями Cummins QSX с рядным расположением цилиндров. Комплектация трансмиссией: механическая QuadshiftR III 12x4 или автоматическая Powershift от Caterpillar. В Российскую Федерацию ввозились тракторы HHT 435, HHT 485 и HHT 535.

Анализ сегмента рынка колесных тракторов тягового класса 0,6
Как уже было сказано, колесные тракторы тягового класса 0,6 применяются как в коммунальном, так и в сельском хозяйстве. Они могут производить все агротехнические операции: вспашку, посев, боронование, прикатывание, опрыскивание и внесение минеральных и органических удобрений. Эти тракторы широко применяются в кормопроизводстве и транспортировке негабаритных грузов. Основными потребителями тракторов являются личные подсобные хозяйства (ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) и сельскохозяйственные предприятия небольших размеров, что объясняется доступными ценами, универсальностью и высокой маневренностью тракторов класса 0,6.
Потребность агропромышленного комплекса Российской Федерации в сельскохозяйственных колесных тракторах класса 0,6 на 1000 га пашни составляет 0,39 эталонной единицы. При площади пашни 115356,8 тыс. га общая ёмкость сегмента составляет 44,9 тыс. эталонных единиц, при этом объем рынка не превышает 16,7 тыс. единиц.
За 2005 – 2008 гг. производство тракторов тягового класса 0,6 в Российской Федерации снизилось на 58,9% или на 1477 ед. (см. график. 1.). В целом это объясняется тем обстоятельством, что единственным производителем колесных тракторов класса 0,6 в Российской Федерации является ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ООО «ВМТЗ»), входящий в состав концерна «Тракторные заводы», и изменение его производственной программы оказывает существенное влияние на рассматриваемый сегмент рынка.
Основными моделями, производимыми ООО «ВМТЗ», являются универсально-пропашные тракторы Т-30-69, Т-30-70, Т-30А-80, Т-45, Т-25 и ВТЗ-2027, ВТЗ-2032А, ВТЗ-2048А мощностью 25-45 л.с. Последние отличаются современным дизайном внешнего вида трактора, комфортабельной кабиной с улучшенными шумовибрационными характеристиками и обзорностью. На них применяются четырехтактные дизельные двигатели воздушного охлаждения (Д-120 и Д-130, двух- и трехцилиндровые соответственно) производства ООО «ВМТЗ». Механическая коробка передач имеет восемь скоростей вперед и шесть назад. Для улучшения проходимости установлен механизм блокировки дифференциала. Кроме того, установлены гидро-объемное рулевое управление, дисковые тормоза, тракторы имеют уменьшенный радиус поворота при наличии переднего ведущего моста. С 01.10.2008 г. на ООО «ВМТЗ» в рамках сокращения номенклатуры однотипных по техническим характеристикам тракторов прекратился выпуск тракторов «старого дизайна» (Т-30-69,
Т-30А-80, Т-30-70), при этом пропорционально им будет увеличен выпуск соответствующим им тракторов «нового дизайна», а именно ВТЗ-2032, ВТЗ-2032А, ВТЗ-2032-10.



Кроме продукции ООО «ВМТЗ» на российском рынке колесных тракторов в сегменте тягового класса 0,6 представлена продукция Минского тракторного завода. «Беларус-320» оснащен четырёхтактным дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 36 л.с. модели LDW 1603/B3, производимым компанией Lombardini и сертифицированным по III ступени Директивы 2000/25/ЕС. Трактор выполнен по колесной формуле 4К4а (с передним ведущим мостом), оборудован кабиной, тент-каркасом или дугой безопасности. Имеет гидрообъемное рулевое управление, облегчающее работу оператора. Наличие двухскоростного ВОМ позволяет агрегатировать оборудование без комплектации дополнительными редукторами. Увеличена грузоподъемность на оси шарниров нижних тяг задней гидронавесной системы до 1100 кгс.
На российском рынке колесных тракторов в сегменте тягового класса 0,6 широко представлена продукция китайских производителей. Универсально-пропашные тракторы Changzhou Dongfeng Agricultura- Machinery Group Co., LTD – высокого качества, экспортируются практически во все развитые страны, они сертифицированы по стандартам ISO 9001/2000 и адаптированы к российским условиям. Основными моделями, импортируемыми в РФ, являются: DF 244; DF 250; DF 254.
Китайская компания Huanghai Jinma занимается производством мини-тракторов, тракторов средней и высокой мощности под брендом Jinma. Первые тракторы Jinma появились в России в 1995 году. Все тракторы производятся в соответствии стандартам качества ISO 9001/2000. В России наиболее известны мини-трактора моделей JM-184 и JM-244.
Другим крупным производителем колесных тракторов тягового класса 0,6 на территории Китая является Xingtai. Тракторы этого производителя также сертифицированы по системе стандарта качества ISO 9001/2000 и представлены моделями Xingtai-160, Xingtai-180, Xingtai-200, Xingtai-220, Xingtai-240 (мощностью двигателя 16-24 л.с.).
Shandong Foton Lovo- Heavy Industries CO Ltd – современная машиностроительная компания с государственным участием, образованная в 1996 году. Тракторы Foton оснащаются импортными комплектующими, обеспечивающими превосходное качество: дизельными двигателями фирм Perkins, Deutz, Caterpillar, Cummins, Yanmar; мостами от Dana, Сarraro, Meritor; сцеплениями от Luk; системами гидравлики от Sauer, Timken, KYB, Rexroth, Commor, Husco, Permco; коробками передач от ZF. Основные модели, поставляемые российским потребителям: FT 200, FT 204, FT 250, FT 254, FT 300, FT 304, FT 354.
В табл. 2 приведен список колесных тракторов тягового класса 0,6 и некоторые их технические характеристики.



Общий объем платежеспособного спроса на колесные тракторы класса 0,6 имеет тенденцию снижения. Так, за 2006-2008 гг. сегмент сократился на 41,3%, или на 1134 единицы, и составил в 2008 г. 1609 единиц (см. график 2). Оживление сегмента в 2008 г. (по отношению к 2007 г.) объясняется вхождением на рынок недорогих тракторов китайских производителей, а также появлением на российском рынке тракторов 300-й серии ПО «МТЗ». По итогам 2009 г. ожидается снижение объема платежеспособного спроса на 48,42%, который составит 830 единиц.



Снижение объемов продаж связано главным образом с тем, что сельхозтоваропроизводители не располагают достаточным объемом свободных денежных ресурсов. Банковские же средства стали доступны только для крупных аграриев, которые обладают ликвидным залогом. Кроме того, мировая тенденция снижения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и увеличение себестоимости её производства (рост цен на энергоресурсы и прочие средства производства) характерна и для российского АПК.
Анализ структуры рынка (см. график 3) показывает снижение доли присутствия российских производителей с 79,62% в 2006 г. до 30,52% в 2008 г., то есть ухудшение позиции на рынке за 2006-2008 гг. на 49,1%.
Одновременно с этим наблюдается рост присутствия в сегменте ПО «МТЗ» (с 9,41% в 2006 г. до 21,13% в 2008 г.) и производителей Китая (с 9,48% до 44,13% в 2008 г.).



На графике 4 приведена динамика объемов продаж за 2006-2008 гг.



В 2007-2008 гг. незначительные объемы продаж (менее 0,5% от общего объема продаж) на территории РФ были осуществлены компаниями John Deere и ОАО «ХТЗ». По прогнозным оценкам, в 2009 г. продажи продукции указанных компаний в рассматриваемом сегменте не могут быть произведены по следующим обстоятельствам: продукция John Deere находится в премиум классе и её приобретение является экономически нецелесообразным, а продукция ОАО «ХТЗ» снята с производства.
Сельскохозяйственные колесные тракторы класса 0,6 производства ООО «ВМТЗ» и ПО «МТЗ занимают нишу в среднем ценовом диапазоне (сравнение цен на тракторы разных ценовых сегментов обусловило введение показателя «стоимость 1 л.с.»). Так, средняя стоимость 1 л.с. по продукции производителей стран СНГ составила 14 тыс. руб.
Продукция, производимая странами дальнего зарубежья (John Deere, AGCO (AGCO Tractors, Massey Fergusson, Fendt, Valtra), Same Deutz Fahr (Lamborghini, Deutz Fahr, Same), Antonio Carraro), характеризуется высокой стоимостью 1 л.с. – более 24 тыс. руб.
Китайские производители (Shandong Foton Lovo- Heavy Industries CO Ltd, YTO Group Corporation, Changzhou Dongfeng Agricultura- Machinery Group Co.,LTD и др.) поставляют на российский рынок тракторы, сопоставимые по техническим характеристикам с продукцией, производимой странами СНГ, но по существенно более низким ценам со средней стоимостью 1 л.с. в 9,5 тыс. руб. Тем самым китайцы создают конкуренцию как для российских, так и для белорусских производителей. Необходимо отметить, что за 2007 – 2008 гг. китайские производители значительно улучшили качество производимой продукции, предоставляя 1 год гарантийной эксплуатации, либо 1000 моточасов наработки.



Потенциал роста сегмента колесных тракторов класса 0,6 в Российской Федерации остается высоким ввиду наличия сравнительно большого количества потребителей. Так, по результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. количество мелких сельскохозяйственных предприятий составило 20,0 тыс., крестьянских (фермерских) хозяйств – 250,3 тыс., подсобных хозяйств индивидуальных предпринимателей – 31,5 тыс., некоммерческих объединений (садоводческих, огороднических, животноводческих, дачных) – 80,3 тыс., личных подсобных хозяйств населения – 15,75 млн. Кроме того, государственная поддержка развития малых форм хозяйствования на селе будет способствовать росту сегмента.
Артём Елисеев, эксперт-аналитик
Источник: журнал "Аграрное обозрениее", январь-февраль 2010 года, www.agroobzor.ru