Парагвай: модернизация открывает двери на мировой рынок говядины

Парагвай: модернизация открывает двери на мировой рынок говядины

С 2015 года Парагвай занимает шестое место в мировом рейтинге крупнейших экспортеров говядины и поставляет этот вид мяса в 48 государств. Для страны, расположенной в самом сердце Южной Америки, не имеющей прямого выхода к морю и относительно недавно заявившей о себе на мировом рынке, это серьезный успех. Однако мясная индустрия Парагвая не намерена почивать на лаврах: в настоящее время ставка делается на дальнейшую модернизацию по всей цепочке производства.





За минувшее десятилетие мясная индустрия Парагвая отмечала последовательный рост около 5–5,5% в год. С 2011 года поголовье крупного рогатого скота увеличилось с 12 до 14,5 млн голов, в то время как объем экспорта мяса в денежном выражении достиг в  2015 г. почти 2,9 млрд долларов США. В настоящее время производство говядины генерирует около 10% ВВП страны, создавая порядка 500 тыс. рабочих мест при населении 7 млн человек. Почти 20% всего объема экспорта Парагвая в денежном выражении приходится на говядину, которая после сои является вторым по значению источником валютных поступлений. В 2013 году Парагвай вышел на седьмое место в мировом рейтинге экспортеров говядины, а к началу 2015 г. вытеснил Уругвай с шестого места в этом почетном списке. Однако за внешним успехом кроется не только упорный труд, но и умение стойко преодолевать удары судьбы.

Так, в 2011 году в одном из 17 департаментов страны (административные единицы, на которые делится Парагвай), в Сан-Педро, была зарегистрирована вспышка ящура, что привело к закрытию страны для экспортных поставок. Особенно болезненной была потеря такого важного рынка, как Евросоюз. Однако уже в 2013 году Парагвай справился с проблемой и получил статус страны, свободной от ящура. Однако это не единственная проблема Парагвая на пути к международным рынкам. Страна находится в прямой конкуренции с соседями и партнерами по Меркосур (Mercosur – экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; название происходит от сокращенного испанского «Южный рынок»), которые в свою очередь являются мощными производителями и экспортерами говядины.

Дополнительные сложности в логистике международных поставок вызывает и отсутствие у Парагвая прямого выхода к морю, а также негативные последствия для общества и экономики военной диктатуры, которая находилась у власти 35 лет (до 1989 года). Несмотря на все эти негативные факторы, стремление в кратчайшие сроки расширить географию экспортных поставок привело к стремительным изменениям в животноводстве и мясоперерабатывающей отрасли. И именно на этих изменениях и базируется сегодняшний успех страны.

SITRAP ОТКРЫВАЕТ ДВЕРИ НА МИРОВОЙ РЫНОК

Одним из самых важных шагов к выходу на международный рынок парагвайской говядины стало создание системы прослеживаемости происхождения мясной продукции SITRAP (сокращение от испанского Sistema de Trazabilidad del Paraguay), без которой сегодня невозможен выход на самые привлекательные рынки в мире.

Парагвай насчитывает около 150 тысяч фермерских хозяйств (при общем поголовье 14,5 млн). При этом плотность населения в стране, площадь которой примерно равна Германии и Швейцарии, вместе взятым, относительно низкая. Тем не менее, Парагваю удалось в короткие сроки разработать и внедрить систему, которая отвечает международным стандартам качества. С момента внедрения SITRAP в 2008 году соответствующую сертификацию уже прошли 10% предприятий парагвайских фермерских хозяйств с общим поголовьем 1,5 млн голов КРС.



Участие в системе пока остается добровольным, однако стимул присоединиться к ней очень сильный: прошедшие сертификацию фермеры получают возможность поставлять свой скот на бойни мясокомбинатов, осуществляющих экспортные поставки говядины. А это означает повышение прибыльности и для фермера. В настоящее время в системе участвуют в основном крупные хозяйства. Однако фермы, на которых содержится менее 100 животных, составляют 90% всех животноводческих предприятий, занимающихся разведением и откормом КРС, и на них приходится 35% всего поголовья КРС страны. Поэтому важной задачей Парагвай считает вовлечение всех этих хозяйств в систему SITRAP.

ЖИВОТНОВОДСТВО КАК ЛОКОМОТИВ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Успехи парагвайских производителей говядины во многом следствие деятельности, пожалуй, самой мощной общественной организации в стране – Ассоциации сельхозпроизводителей Парагвая (Asociacion Rural del Paraguay – ARP). Основанная в 1885 году, ассоциация объединяет многочисленные профессиональные организации различных отраслей аграрного сектора страны и лоббирует интересы аграриев, не только сидя за столом переговоров с политиками и представителями перерабатывающей промышленности.



Эта авторитетная организация занимается и вполне конкретной ежедневной поддержкой животноводов, подчеркивает Фидель Завала, член правления ARP (а на момент интервью – временно исполняющий обязанности президента). В частности, ассоциация организует курсы повышения квалификации, семинары и видеолекции, которые выкладываются в интернет. Доводит до сведения фермеров и подробно разъясняет суть новых законов и нормативов, которые касаются аграриев.



Подобные семинары, видеолекции, брошюры, объясняющие простым и понятным языком сложные юридические тексты, помогают быстро и эффективно внедрять в практику необходимые новшества, убеждают фермеров в необходимости модернизации и в прямой выгоде от нее. Это крайне важно, уверен Фидель Завала: «Особенно высоко мотивированная, открытая модернизации молодежь является нашим главным капиталом наряду с отличными природными условиями, благоприятными для животноводства, такими как огромные пастбищные площади, наличие воды или теплый климат».

«Модернизация животноводства тем более важна, что эта отрасль сельского хозяйства рассматривается как важный источник импульсов для развития экономики нашей страны в целом», – подчеркивает Фидель Завала.

Серьезной задачей самого ближайшего будущего Фидель Завала считает увеличение прибылей по всей цепочке производства мяса в Парагвае, поскольку в настоящий момент ситуация далека от идеала. С января по апрель 2016 г. общий объем экспорта говядины Парагая увеличился на 11% при одновременном сокращении выручки на 10% (по сравнению с тем же периодом 2015 года). В настоящий момент Парагвай имеет самые низкие цены в регионе. Так, по данным аргентинского агентства Valor Carne, в течение последней декады марта килограмм парагвайской говядины стоил на мировом рынке 2,52 доллара США (в полутушах). В то же время за бразильскую и уругвайскую говядину давали соответственно 2,65 и 2,85 доллара, а аргентинская говядина уходила на экспорт по 3,33 доллара, хотя Аргентине приходилось импортировать говядину, чтобы удовлетворять спрос и сдерживать рост цен на внутреннем рынке.

Безусловно, повышение спроса на внутреннем рынке могло бы помочь и Парагваю. Тем более что пока среднедушевое потребление говядины в стране не превышает 27 кг в год, что довольно мало по сравнению с соседними Аргентиной и Уругваем (около 60 кг). Однако ключевым решением проблемы низких цен остается выход на рынки со спросом на дорогие отрубы и высокой платежеспособностью среднего потребителя. А путь на эти рынки лежит через дипломатические усилия и дальнейшую модернизацию отрасли, с одной стороны, и через создание и продвижение марки «Парагвайское мясо» – с другой.

«То есть укрепление позиций Парагвая на мировом рынке станет результатом консолидированных усилий бизнеса, государственных организаций и ведомств, общественных объединений, включая фермерские союзы. При этом солидная база для создания бренда «Парагвайское мясо» со стороны животноводов уже заложена», – считает Фидель Завала.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЖИВОТНОВОДСТВА И ОСОБОЕ КАЧЕСТВО МЯСА

Животноводство Парагвая славится на всем континенте успехами селекционеров. Лето в Парагвае жаркое и влажное, почти тропическое, и животные европейских мясных пород чувствуют себя в таких условиях некомфортно.

Современные гибридные породы, которые постоянно совершенствуют парагвайские селекционеры, называются брангус и брафорд. Генетически это ангусы и герефорды, скрещенные с более устойчивой к жаре африканской породой брахман. 30–40% африканской генетики позволяют не только получать животных, хорошо переносящих жару, но и сохранять при этом отличное качество мяса. Парагвайские селекционеры по праву гордятся тем, что страна стала важным экспортером животных-производителей, семенного материала и эмбрионов, которые пользуются спросом в странах Южной и Центральной Америки.





К всемирно известной нежности мяса европейских мясных пород африканская генетика добавляет продукту более интенсивный вкус, который особенно раскрывается и ценится при приготовлении стейков и котлет для бургеров. И некоторые мясокомбинаты Парагвая уже специализировались на производстве и даже экспорте этих полуфабрикатов. Соответственно, при повышении глубины переработки мясного сырья увеличиваются и прибыли, остающиеся в стране.



Современные сельскохозяйственные технологии используются в Парагвае не только в селекции животных. Безграничные изумрудные пастбища, сочная трава на которых порой достает животным до плеча, – также плоды кропотливой работы парагвайских аграриев. Трава завезена в Парагвай тоже из Африки. Правда, при наличии обильных дождей растет она значительно лучше. На тех участках, которые отведены под заготовки силоса, эту траву издалека можно спутать с кукурузой или сахарным тростником – такая она мощная и высокая. В настоящее время в Парагвае треть пастбищных площадей (5,6 млн га из 16 млн) – культивированные.

«Искусственные пастбища позволяют использовать земли более эффективно. Вместо двух гектаров на одну голову КРС можно пасти двух бычков на одном гектаре. Круглый год. Это получается значительно дешевле комбикорма, плюс мясо получает дополнительное качество – «травяной откорм», которое ценится выше зернового, – рассказывает Корни Паульс, директор мясокомбината Frigochaco и одновременно президент объединения парагвайских экспортеров мяса Camara Paraguaya de Cardes (CPC). – Бычки поступают к нам на убой в возрасте 20–24 месяцев с живым весом 450–500 кг. Это еще молодые животные, с нежным сочными мясом, почти лишенным мраморности, и с отличными вкусовыми качествами!»



Это высокое качество мяса при относительно низкой цене открывает парагвайским производителям все новые экспортные рынки. Мясокомбинат Frigochaco относится к крупнейшим экспортерам страны и отправляет свое мясо в страны Азии и Ближнего Востока, для которых завод прошел сертификацию как производитель халяльной и кошерной продукции. Особая гордость предприятия – возможность экспорта в страны Евросоюза и Швейцарию, а также в Чили. Туда уходят самые ценные отрубы: филе, антрекот и т.п. Возможность поставлять свое мясо в Европу имеет для Парагвая еще и стратегическое значение: допуск на этот рынок во всем мире котируется как некий знак качества, гарантирующий высокий уровень физиологической безопасности продукции и соответствующий контроль.



SENACSA: МЕЖДУ КОНТРОЛЕМ И ДИПЛОМАТИЕЙ

Еще в 2001 году Парагвай практически не экспортировал свою говядину. Поэтому налаживать соответствующую систему контроля по всей цепочке производства нужно было чуть ли не с нуля и сразу. В одночасье были запрещены к применению гормональные стимуляторы роста и антибиотики – два важных условия поставок на рынки Евросоюза и Швейцарии.

Соответственно нужно было вводить и необходимый для контроля соблюдения этих запретов мониторинг на остаточные вещества лекарственных препаратов и прочие контаминанты. Этот контроль осуществляет Национальное ведомство обеспечения качества и здоровья животных (SENACSA). Однако этот контрольный орган сам себя рассматривает как часть системы, позволяющей Парагваю успешно продавать свою продукцию на мировом рынке.

«В атмосфере взаимного уважения, общей ответственности и партнерства нам удалось, сохраняя четко прописанные роли каждого участника процесса, создать в Парагвае систему, которая охватывает всю цепочку производства – от сельского хозяйства и мясной промышленности до государственных надзорных органов и позволяет совместными усилиями выполнять международные стандарты, поддерживать коммуникацию с иностранными контролирующими организациями и доводить до всех участников рынка необходимые критерии, соответствие которым является условием для открытия новых рынков, – рассказывает президент SENACSA Уго Идояга. – Если помнить, что еще 15 лет назад Парагвай практически не экспортировал свое мясо и несколько лет был отрезан от мирового рынка из-за вспышки ящура, то сегодняшними успехами вполне можно гордиться: Парагвай осуществляет поставки в 48 стран мира и ведет переговоры об открытии таких сложных, но крайне привлекательных рынков, как США».

МЯСО MADE IN PARAGUAY КАК БРЕНД

С учетом общего безразличия представителей бюрократического аппарата и надзорных органов к проблемам частного бизнеса в подавляющем большинстве стран тем более удивительно слышать от главы SENACSA Уго Идояги рассуждения о необходимости создания бренда «Парагвайское мясо». Для этого необходим особый национальный институт, выстраивать который придется совместными усилиями всей отрасли. «Наши соседи – Уругвай, Аргентина и Бразилия уже имеют такие организации для международного маркетинга своей продукции, и мы можем поучиться у них, чтобы не только выходить на новые рынки с нашей продукцией, но и добиваться за нее цен, соответствующих нашему качеству», – поясняет Уго Идояга.

Борьба Парагвая за достойное место в ряду мировых поставщиков говядины не только по объемам поставок, но и по ценам на свою продукцию протекает в сложных условиях, когда выходы на мировой рынок ищут такие относительно новые игроки, как Мексика или Колумбия. Значительные политические изменения в Аргентине привели к тому, что эта страна снова мечтает вернуться к своему былому положению на международном рынке. Все это серьезно смешивает карты в глобальной игре, в которой одним из краткосрочных преимуществ, безусловно, могут быть и низкие цены. Однако Парагвай стремится именно к тому, чтобы уйти от низких цен и занять подобающую качеству парагвайской говядины ценовую нишу на мировом рыке. Для этого у страны имеются все необходимые предпосылки, и  именно поэтому Парагвай привлекает в настоящее время международных инвесторов и прочих игроков международного мясного рынка, занимающихся такими перспективными для отрасли темами, как экология и защита животных, современная техника и технологии производства и переработки мяса, логистика и транспорт. Благоприятные условия созданы в стране и для иммигрантов, которые хотят заниматься сельским хозяйством в Парагвае. Но это уже совсем другая история.

Елена Байер, фото автора
Парагвай

Источник: журнал «Аграрное обозрение», №№3 за 2016 год