«Зеленая неделя-2016». Продовольственный праздник планеты. Без России

«Зеленая неделя-2016». Продовольственный праздник планеты. Без России

С 15 по 24 января 2016 года на территории выставочного комплекса Messe Berlin (Германия) прошла очередная международная агропромышленная выставка-ярмарка «Зеленая неделя». На площади 118 тыс. кв. м в 26 залах собралось 1660 участников из 65 стран мира, чтобы продемонстрировать многочисленным (более 400 тыс.) посетителям достижения в области сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Читать статью в формате PDF


В 2015 году в выставке приняло участие более 1,7 тыс. экспонентов из 68 стран.



Особенность «Зеленой недели» состоит в том, что посетители выставки могут не только попробовать практически все представленное продовольствие, но и купить понравившиеся продукты и напитки по относительно невысокой цене.



Первая «Зеленая неделя» в Берлине прошла в 1926 году, так что нынешняя – юбилейная, 90-я.

История «Зеленой недели» в Берлине уходит в конец позапрошлого века. В те времена немецкие фермеры в холодное время года носили непромокаемые пальто из зеленого сукна, по этой одежде их и отличали от других сословий в городах. Каждую зиму фермеры собирались в Берлине на съезд своей ассоциации, заодно организуя уличную торговлю едой, семенами и прочими товарами, и улицы немецкой столицы на неделю с лишним зеленели от хорошо узнаваемых крестьянских пальто. Так и пошло – «Зеленая неделя». Уже много позже, в 1926 году фермер по имени Ханс-Юрген фон Хека предложил Берлинскому туристическому офису консолидировать хаотичную уличную торговлю в одном месте. Так состоялась первая ярмарка «Зеленая неделя» в Берлине, которая расположилась на площади 7000 кв. метров и которую посетили 50 тыс. человек.



С тех пор выставка ширилась и крепла, потом, на время Второй мировой войны и период послевоенного восстановления Германии, она вообще не проводилась, но с 1951 года традиция возобновилась и продолжается по сей день.



Сегодня в выставке, как правило, принимают участие целые страны со своими национальными стендами – некоторые из них занимают сразу весь павильон, некоторые арендуют площадь скромнее, иные обходятся совсем маленькими закутками. Но каждая страна представляет свои деликатесы, традиционные национальные продукты, напитки, а также организует соответствующую развлекательную шоу-программу, дабы посетители выставки могли проникнуться духом той или иной культуры, а в целом, при желании, – совершить экскурсию чуть ли не по трети земного шара, лишь пройдясь по более чем двум десяткам павильонов выставочного комплекса Messe Berlin.

С 2005 года у «Зеленой недели» появилась новая традиция – каждый раз объявлять какую-то одну страну официальным партнером выставки. И тогда вся выставка пронизывается духом именно этой страны – начиная с концертной программы и меню торжественного приема и заканчивая многочисленными баннерами, вывесками, входными билетами с символикой этой страны. Первым официальным партнером «Зеленой недели» стала Чехия, в 2016-м им была Марокко.





Россия тоже успела побывать официальным партнером берлинской выставки – это было в 2006 году. Вообще же Россия принимала участие в «Зеленой неделе» более 20 лет. Еще в прошлом году у нас был самый масштабный стенд-павильон – с водкой, икрой, казацкими плясками, ненецкими юртами и т.д. и т.п.

Наши официальные СМИ взахлеб рассказывали о том, что (цитирую прошлогоднее сообщение пресс-службы Минсельхоза РФ) «Российская Федерация представила на своей экспозиции научные разработки, новые технологии в сельском хозяйстве и инвестиционные проекты от почти 200 компаний из 15 регионов. Всего во время работы выставки представлено 33 инновационно-инвестиционных проекта на сумму более 90 млрд рублей. В итоге было подписано 14 соглашений на сумму 102 млн евро, а также меморандумов и договоров о поставках российской сельхозпродукции».



Правда, если раньше участие России в крупнейшей европейской продовольственной выставке выглядело вполне органично в рамках нашей тогдашней устремленности в цивилизованный мир, то уже в прошлом году, на фоне введенного нами продовольственного эмбарго и прочих признаков возвращения холодной войны, казацкие пляски в Берлине смотрелись довольно странно. Уже тогда многие и на Западе, и в России задавали вопрос: зачем мы приехали на «Зеленую неделю», если со всей очевидностью Запад нам не нужен, и уж тем более – мы Западу? Сам факт постановки такого вопроса был печальным, но от этого не переставал быть фактом.



И вот теперь, впервые за два с лишним десятилетия, Россия вообще проигнорировала «Зеленую неделю». О том, что на выставке не будет российского павильона, было известно, естественно, задолго до ее начала. Организаторы выставки сообщили, что не рассчитывают на экспонентов из РФ, поскольку те «просто-напросто не подали заявку».

Отвечая на вопрос корреспондента «Немецкой волны», директор берлинского выставочного комплекса Messe Berlin GmbH Кристиан Гёке рассказал, что «вся эта история длилась несколько недель и даже месяцев», но, в конце концов, ему стало ясно, что Россия все-таки не будет принимать официального участия в работе ярмарки. «Мы очень сожалеем об этом», – заявил Гёке.



Но что все-таки случилось? Мы обиделись на западные санкции? Но почему мы не обиделись на них год назад?

Все встало на свои места в первый день работы «Зеленой недели-2016», когда российские СМИ распространили информацию о том, что министру сельского хозяйства РФ Александру Ткачеву германский МИД не дал визу для въезда в ФРГ.

И тут все вспомнили, что нынешний российский аграрный министр еще в бытность губернатором Краснодарского края, летом 2014 года, был внесен в санкционный список Европейского союза и теперь А. Ткачеву въезд в Европу заказан. Может быть, это и была причина отказа России от участия в «Зеленой неделе-2016»? Похоже на то.

Российская пропагандистская машина попыталась подороже продать это обстоятельство, в новостных лентах государственных информагентств появились заголовки типа «Ткачев сорвал выставку в Берлине», но все это делалось в расчете исключительно на российского простака-обывателя, дабы показать ему значимость России на мировой арене. На самом деле выставка и без нашего участия проходила так, как и должна была проходить, – радуясь, шумя, распевая песни, пробуя яства и напитки со всего мира. Только без нас.



Однако, как известно, свято место пусто не бывает, и вместо официальной России на «Зеленой неделе-2016» в Берлине появились ее квазизаменители. Кто-то говорил о том, что некий немецкий бизнесмен российского происхождения, который раньше помогал нашей стране с организацией коллективного стенда, теперь напрямую договорился c несколькими компаниями и регионами и они на свой страх и риск, а также за свой счет все-таки приехали в Берлин. Но я ничего напоминающего таких участников не нашел – может, просто не заметил в выставочной суете. Зато я без труда обнаружил два стоявших неподалеку друг от друга стенда, украшенных российской символикой, на которых разливали и продавали на вынос якобы российскую водку. На первом стенде, самом убогом, но с российским флагом и гербом, стояли две угрюмые русские дамы в кокошниках, которые так и не смогли объяснить мне, кого они здесь, собственно, представляют. На втором стенде суетились гораздо более разговорчивые ребята в футболках, на которых Брежнев целовался с Хоннекером (одна из самых известных картин, нарисованных на сохраненных фрагментах Берлинской стены, которая сейчас называется East Side Gallery). Эти веселые ребята с удовольствием попозировали перед моей фотокамерой и рассказали мне, что представляют один «русский» ресторан в Берлине.



Как говорится, что и следовало ожидать.



В этой ситуации для России всё плохо: примешь участие в «Зеленой неделе» – будут спрашивать, зачем приехали, не примешь – твое место займут такие вот предприимчивые люди. Хорошо было бы только одно – изначально не портить отношения с Европой, но это уже тема для совершенно другого разговора.



Единственным, как мне показалось, выгодоприобретателем в этой ситуации с Россией стала Украина, которая на своем стенде и горилку разливала, и галушки на закуску подавала, и песни пела. Белоруссии, кстати, тоже не было на «Зеленой неделе-2016». Так что Украина в одиночку представляла постсоветское славянское братство и, по-моему, не слишком страдала от такого одиночества.





Однако тема России все же и в наше отсутствие присутствовала на «Зеленой неделе-2016».

Вот лидер немецких фермеров, выступая с трибуны во время церемонии открытия выставки, эмоционально требует от властей сделать все возможное для скорейшего открытия российского рынка.

Вот высокопоставленный немецкий аграрный чиновник, отвечая на вопрос кипрского журналиста про российское продовольственное эмбарго, куда менее эмоционально рассуждает о том, что даже если эмбарго и отменят, то это мало что изменит и вряд ли стоит рассчитывать на то, что европейское продовольствие будет без проблем допущено на российский рынок.



А вот уже и меня на выходе из очередного павильона ловит стайка молодых людей и, узнав, что я журналист из России, просит сфотографировать их для моего журнала и таким образом передать привет из Европы российским читателям. Фотографирую и передаю вам, дорогие читатели, привет из Европы. Я, правда, так и не понял, откуда были сами эти ребята – то ли из Франции, то ли из Бельгии. Но ничего, дорогие европейцы, мы, россияне, отлучились ненадолго и скоро здесь будем опять. И, я надеюсь, не в качестве полуголодного покупателя вашего мяса, которое, по совести говоря, мы и сами должны научиться выращивать – и учимся, правда, потихоньку. А в качестве полноправного партнера, готового по-честному конкурировать с вами – на ваше и наше благо. Надо только подождать, пока мы разберемся с нашими собственными проблемами. Вот только сколько ждать – пока не знает никто.

Константин Лысенко

Источник: журнал "Аграрное обозрение", №1, 216 год