Картофельная республика

Картофельная республика

Инновационные технологии призваны решить кадровую проблему сельскохозяйственного производства.

Скачать статью в формате PDF


Картофель – своеобразная визитная карточка ЗАО «Озеры», расположенного в одном из самых экологически чистых районов Подмосковья. На 50 километров вдоль берега Оки тянутся картофельные поля. Ровные, чистые, изумрудно-зеленые грядки, современные поливочные агрегаты производят впечатление благополучного, крепкого сельскохозяйственного предприятия. И это действительно так, потому что возглавляют его профессионалы.

Генеральный директор Сергей Прямов, получив основное образование в России, объездил полмира, работал в США, в совершенстве знает английский язык, благодаря чему успешно внедряет современные методы ведения производства на своем предприятии. Его заместитель по общим вопросам Михаил Брандин – специалист не только в области сельского хозяйства, но и экономики. Но сегодня на предприятии остро не хватает квалифицированных рабочих, механизаторов, механиков и даже руководителей среднего звена. И именно с этой проблемы начался у меня разговор с Михаилом Львовичем Брандиным, а точнее, он с самых первых слов стал рассказывать о том, какая большая работа проводится в хозяйстве по привлечению кадров.



БЕЗ ЛЮДЕЙ НЕТ РАЗВИТИЯ

Эту истину давно поняли на большинстве крупных и средних российских предприятий, и только в масштабе страны ее пытаются нивелировать привлечением рабочих из бывших советских республик СССР. Возможно, это проще, вместо того чтобы кропотливо посчитать людские ресурсы и принять соответствующие меры.

В штате ЗАО «Озеры» 180 человек, а в сезон потребность в работниках доходит до 400 человек.

– Мы набираем людей,  – говорит Михаил Львович, – работаем с квотами, привлекаем иностранных граждан, но они не решают проблемы. Думаю, она есть у всех и вряд ли когда-нибудь решится. Недавно мы пытались агитировать молодежь в Рязанском сельскохозяйственном институте, в Удмуртии были, думали, может, люди приедут из глубинки на работу, но тщетно.

Все дело в том, что иностранные рабочие – не специалисты, они владеют только ручными орудиями труда. Но при таких огромных объемах производства ручной труд бесполезен. Здесь надо работать на технике, ухаживать за ней, а она вся импортная –  начиная от тракторов John Deere и заканчивая оптическими сортировками, комбайнами DeWulf, голландским холодильным, вентиляционным оборудованием. Руководство предприятия предоставляет работающим здесь людям возможность найти себя в сельском хозяйстве в любом направлении. Например, пришел механиком, но хочешь быть электриком  – прикрепят наставника, могут даже выучить за счет хозяйства.

– Со всеми людьми, – утверждает Брандин,  – независимо от того, кто он – грузчик, дворник, – мы занимаемся, никого не выгоняем, в кабинетах не закрываемся. Любые предложения, нововведения мы рассматриваем и принимаем. У нас много самодельных вещей:  и сварочные работы делаем, и упаковочный материал, и палеттайзеры делаем для упаковки. Что же касается иностранных работников, то обучать их сложно, по-русски говорят плохо, объяснить им что-то невозможно, а стоять рядом с каждым и следить за тем, что он делает, просто некому. Допустим, хорошо, когда дал задание и оно выполнено. Но это бывает не всегда. Приезжала к нам большая делегация, в составе которой были представители Голландии, Японии, Кореи. Так вот, голландцы сказали нам: если в России в течение 7–8 лет ситуация с кадрами не изменится, вы можете поставить крест на сельском хозяйстве. Оно, кстати, непростое и для голландцев, хотя они на этом собаку съели, у них даже есть особая философия сельского хозяйства. У них на такой территории, как у нас, работают фермер, его жена и 20 мексиканцев или поляков, потому что эти люди – универсалы. Мы проанализировали, в чем же проблема. Ведь мы платим такую же зарплату, и наши наемные работники приехали заработать. Выяснилось, что нашим не хватает навыков, способностей, да и желания работать эффективно. Следует также учитывать менталитет. Проще своровать солярку (осталась эта привычка), продать, получить деньги. Зачем ездить на тракторе, даже если он с кондиционером, с музыкой? А ведь мы и обед им привозим в поле – казалось бы, условия создаем. Обед в нашей столовой стоит для рабочих всего 50 рублей. У нас люди мясо едят каждый день, причем на завтрак, обед и ужин. Но все наши старания тщетны. Мы не можем доверить таким работникам современную технику, дорогостоящую фасовку. У нас в хозяйстве представлены все мировые производители сельскохозяйственной техники. Сортировальники – желтые, синие, красные – это все разные фирмы. И кому эту технику доверить, если она стоит сотни тысяч, а то и миллион евро? Очень сложно строить планы на будущее, потому что не на кого опереться, нет кадров.

К сожалению, у нас в стране после 40–50 лет уже никто не хочет учиться, переучиваться, получать другую профессию. Хотя при таком научно-техническом прогрессе это насущная необходимость. В ЗАО «Озеры» до сих пор есть работники, которые закончили 8–9 классов средней школы. И все! Для повышения их квалификации на предприятии оборудовали учебные классы, заключили договор с Балашихинским заочным сельскохозяйственным университетом, в результате в апреле текущего года люди поедут получать дипломы по различным специальностям – кто-то механика, кто-то агронома.



На образование сотрудников хозяйство тратило в год около 80 тысяч рублей. Недавно для работников предприятия выделили бюджетные места, и теперь они учатся за счет государства.

Есть здесь и реальная возможность получить жилье по программе «Молодая семья на селе». 8 семей уже воспользовались этой программой. А для тех, кто только начинает трудиться в хозяйстве, есть три общежития квартирного типа со всеми удобствами. В таких, кстати, условиях живут и иностранные граждане, приезжающие сюда на сезонные работы.

Ради решения проблемы кадров предприятие уже несколько лет в одной из школ города Озеры содержит аграрный класс. Дети проходят практику на полях хозяйства, знакомятся со спецификой сельского труда, но за все время только две выпускницы школы изъявили желание работать в сельском хозяйстве, а спустя некоторые время и они уволились. Наверное, мало понтов – нельзя ходить в обуви на шпильках, нарядной одежде, при макияже. Такие установки дает современная пропаганда. Поэтому определенная часть молодежи считает более престижным делом протирать столики в каком-нибудь столичном кафе или мыть посуду, нежели работать в поле или в цехе. Ложные ориентиры обязательно приведут к разочарованию.

СПАСЕНИЕ  – В ТОЧНОМ ЗЕМЛЕДЕЛИИ

Ежегодно в «Озерах» выращивают картофель на площади около полутора тысяч гектаров. Это 50 км поймы реки Оки. Кроме картофеля, есть 200 гектаров моркови, 60 – капусты, лука, свеклы. Несмотря на то, что поля находятся на плодородных землях, рядом с рекой, без полива здесь не обходились никогда. Со времен Советского Союза в хозяйстве сохранилась структура полива, а также отдел мелиорации. Кроме того, имеются 16 поливальных самоходных установок как российского, так и зарубежного производства. Все это обходится очень дорого, так как надо не только закупить технику, но и установить ее, обслуживать, контролировать процесс полива.

Овощи выращивают любые  – от разных салатов до лука-севка. Но самое основное – картофель. Предприятие заключило с компанией PepsiСo огромный контракт. Ежедневно в соседнюю Каширу на завод по производству чипсов отправляется около 100 тонн картофеля. Каждый шестой пакет чипсов Lay's произведен из картофеля ЗАО «Озеры», которое является самым крупным поставщиком картофеля для чипсов. Обрабатывать такие объемы без применения современных технологий просто невозможно. Чтобы минимизировать все затраты на эти работы, смонтировано оборудование, благодаря которому картофель из склада смывается водой. Происходит это так: на складе формируется бурт, и с него по каналу отгрузки с ручьем воды «течет» картофель.
– Механизирована у нас и фасовка овощей, – рассказывает Михаил Брандин.  – Мы купили оптическую сортировку (такая есть еще только в Санкт-Петербурге). Она работает без людей. В компьютер закладывается программа по болезням картофеля, механическим повреждениям, по фракции. То есть мы задаем программу, и она сама сортирует, перебирает, моет, фотографирует. В результате у нас есть полная информация об овощах. Мы ведь работаем с торговыми сетями, а они выставляют штрафы, и чтобы эти штрафы отсудить, нам нужны реальные доказательства, какую продукцию мы поставляем. То есть показать фотографии, параметры овощей, качество. Мы можем спокойно отсудить штрафы. У нас 6 машин-холодильников «Рено», на которых мы доставляем продукцию. Вместе с водителем ездит курьер, который все документально фиксирует.
Высокие требования к качеству овощей предъявляет и компания «Вимм-Билль-Данн», которая покупает в хозяйстве морковь для производства соков и пюре для детского питания.



Использование инновационных технологий – это возможность работать без ограничений с широкой торговой сетью, а также с переработчиками овощей, которые задают высокие стандарты качества поставляемой им продукции.

Вот уже несколько лет в ЗАО «Озеры» работает автоматическая метеостанция, по показателям которой определяют степень опасности возникновения заболеваний культур. Организацию работ и выбор мер по защите растений проводят, используя спутниковое программное обеспечение Dacom Plant plus нидерландской компании Dacom. На основе данных этой программы отслеживают развитие вредоносных факторов, своевременно принимают профилактические меры.

Интересен также опыт применения «электронного клубня» для регулировки рабочих параметров самоходных картофелеуборочных комбайнов. В начале работы пропускают такой клубень через комбайн, он сообщает на компьютер данные о полученных ударных контактах с рабочими механизмами комбайна. На основе анализа этих данных с компьютера поступают рекомендации по регулировке комбайна – скорости движения, амплитуды колебаний, рабочих оборотов приводов и другие.

И это еще не все новации. Сегодня в ЗАО «Озеры» 36 складов, и на каждом из них стоят приборы, определяющие «погоду»  – влажность, температурный режим. По примеру голландцев на предприятии начали внедрять точное земледелие.

– Это когда техника работает без участия людей,  – объясняет Михаил Брандин.– Сначала делают сверху снимок-аппликацию земли, анализируют, составляют компьютерную программу. Одна установка ставится на трактор, другая – на оборудование: плуг, сеялку, сажалку, химобработку, полив. Для тракториста задача – подвести трактор к полю. Он подвел, включил компьютер, который уже знает, с какой скоростью и куда надо ехать, какую погрешность не допустить, что нужно делать именно на этом поле – углубиться, подняться, и трактор спокойно идет, а погрешность его составляет два сантиметра. Такая программа позволяет вести шесть тракторов, которые четко выполняют заданную работу. Мы такую систему купили и уже внедрили. Стоимость ее очень большая, даже не могу точно сказать, во сколько она нам обошлась. Но другого пути, кроме модернизации, у любого производства нет, тем более что мы уже работаем по правилам Всемирной торговой организации.

Предприятия, подобные ЗАО «Озеры», должны получать мощную поддержку государства, не только материальную, но и моральную. Известно, что вести в России бизнес могут только мужественные люди, поэтому немногие выдерживают, что соответствующим образом сказывается на российском бюджете. Несмотря на то, что как-то на самом высоком уровне было сказано о том, чтобы «не кошмарить» бизнес, практика эта продолжается. Тот самый «Васька» слушает да ест. Вот и на этом предприятии, как и на многих других, лежит тень этих кошмаров.

– Над сельским хозяйством,  – говорит Брандин, – около 42 проверяющих. Приходят с проверкой якобы с благими намерениями. Я понимаю, что нужен контроль, но к сельскому хозяйству следует относиться более лояльно. Потому что каждое замечание сопровождается штрафом. А штрафы идут не как раньше – от 3 до 5 тысяч рублей, а от 50 до 200 тысяч. Сколько нужно выращивать и как нужно работать, а теперь еще и в условиях ВТО, чтобы обрабатывать эти штрафы! Я уже не говорю о высокой стоимости воды, тепла, электричества, всевозможных налогах. Сколько нужно зарабатывать сельскому хозяйству, чтобы отработать все эти ценники? А проверяющие приезжают  – им нужен результат, то есть штраф. Если бы была профилактика: приехали, две недели попроверяли, сделали замечания, дали возможность устранить – это было бы приемлемо. Проверяющий должен приехать как помощник, дать вздохнуть, а он спешит выписать многотысячный штраф для того, чтобы получить премию. Мы просто физически не успеваем так оперативно что-то устранять, тем более не хватает людей. Мы, руководители, часто сами и снег чистим, и гайки крутим.

Есть в этом какое-то злодейство. Наверное, лично представителям госструктур проще выписать штраф за прошлогодний снег, нежели внедрять современные технологии, выращивать овощи и кормить людей. Тогда пусть не мешают это делать другим.

Вера Зелинская

Источник: журнал «Аграрное обозрение», №3, 2013 год

Последние новости