Индекс аграрного оптимизма

Индекс аграрного оптимизма

Компания «Сингента» в июне 2016 года представила первый российский индекс развития сельскохозяйственных компаний, специализирующихся на растениеводстве.



Индекс (состоящий из девяти позиций) основан на результатах опроса сельскохозяйственных предприятий, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в апреле – мае 2016 года. В опросе приняли участие руководители 100 ведущих сельхозпредприятий (с площадью пашни от 2,5 до 70 тыс. га) из 32 регионов России.

Как заявляют в компании «Сингента», основная цель индекса – ежегодное измерение степени уверенности и оптимистичности сельхозпроизводителей, доступности им финансовых ресурсов (кредитов), а также оценки того, насколько широко аграриями применяются современные удобрения, методы семеноводства, защиты растений, хранения, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции.

Анализ данных, представленных компанией «Сингента», весьма интересен и показывает сложную картину, сложившуюся в российском сельском хозяйстве.

Так, по оценке сотрудников агропромышленных компаний, 2015 год был самым удачным за последние 5 лет – с 2011-го. Правда, «самому удачному» году аграрии поставили среднюю оценку в 3,74 балла по пятибалльной шкале (1 балл – неудачный сезон, 5 баллов – очень удачный), то есть 2015-й потянул где-то на четверку с минусом.

Чуть меньше трети опрошенных компаний (30%) расширили свои посевные площади. Из этого одновременно следует, что 70% сельхозпредприятий не расширили свои площади или даже сократили их (67% и 3% соответственно) – и это притом что каждый третий гектар сельхозугодий, находящихся на балансе юридических лиц, зарастает бурьяном и государством уже не первый год провозглашается задача возврата этих земель в оборот.

Почти все опрошенные аграрии (96%) полагают, что им удастся повысить урожайность сельскохозяйственных культур. Было бы совсем плохо, если бы наши крестьяне отчаялись бы повысить урожайность сельхозкультур, которая сегодня в России далеко не на высоте.

Из тех, кто планирует повысить урожайность выращиваемых культур, подавляющее большинство планирует сделать это четырьмя способами – посредством использования современной техники (84%), современных удобрений (83%), высокоурожайных семян (80%) и современных средств защиты растений (79%).

Отрадно, что 98% опрошенных компаний пользуются и удобрениями, и средствами защиты растений в работе. Только 2% пользуются лишь средствами защиты растений, а удобрения не применяют.

Подавляющее большинство руководителей сельхозпредприятий (86%) рассчитывают увеличить доходы по итогам сезона-2016. Значит, не теряют оптимизма – исконного свойства русского человека.

Согласно результатам опроса, 71% опрошенных агрофирм постоянно пользуется кредитами, при этом 57% берет целевые кредиты на закупку семян, а 20% агрофирм (от тех, кто пользуется кредитом) планирует увеличивать кредитную линию, чтобы расширить масштаб операций. Это, конечно, тоже неплохо, но, с другой стороны, 29% отнюдь не мелких российских сельскохозяйственных предприятий кредитом постоянно не пользуется. А ведь, как известно, именно кредиты позволяют наиболее быстро и эффективно развивать предприятие. Чего боится почти треть аграриев? Процентной ставки? Непредсказуемости кризиса? Не верит обещаниям государства? Или им не нужны кредиты, поскольку и расширяться они особо не планируют?

Оценка степени внедрения современных методов также демонстрирует позитивные тенденции: 63% респондентов планируют внедрять инновации в области защиты культур, 55% – в сфере удобрений, 48% – в семеноводстве, 46% – в хранении и 31% – в транспортировке и переработке. Но, с другой стороны, из тех же данных следует, что около половины российских аграриев никаких инноваций по перечисленным – важнейшим! – направлениям в растениеводстве не планируют. И это в нынешней-то России, по полям и лугам которой, за редким исключением, «инновационный» конь, как говорится, и не валялся.



Свод индексов развития российских сельскохозяйственных предприятий приведен в таблице. Как видим, только по трем из девяти индексов показатель превысил 50%. Правда, это ключевые индексы, отражающие оптимизм аграриев в отношении доходности их бизнеса и урожайности сельхозкультур.



Так или иначе, но Александр Берковский, глава компании «Сингента» в странах СНГ, как и российские аграрии, полон оптимизма. «По результатам исследования стало очевидно, что российские аграрии продолжают внедрять инновации и руководствуются не только факторами снижения себестоимости, но и желанием использовать самые современные мировые разработки. При выборе семенной продукции только для 11% низкая цена является ключевым фактором выбора, 62% в качестве такового назвали гарантии производителя и 52% – доказанную продуктивность», – прокомментировал А. Берковский результаты исследования.

Генеральный директор «Сингента» в России Джонатан Браун добавил: «Рынок активно развивается, и мы наблюдаем устойчивый спрос на качественные семена и средства защиты со стороны сельхозпроизводителей. В мае этого года, идя навстречу нашим потребителям, мы открыли в Ставропольском крае первую лабораторию по контролю качества семян, что отвечает планам компании «Сингента» по увеличению производства семян на территории России».

«Результаты исследования хорошо корреспондируют с нашим видением ситуации в российском сельском хозяйстве. Сезон в растениеводстве заканчивается с хорошими результатами – по многим регионам и хозяйствам мы видим рекордную операционную маржу. При этом, несмотря на девальвацию рубля и падение мировых цен на основные биржевые товары, у многих наших аграриев не только не снизился, но, похоже, даже повысился аппетит на современные технологии и инновации. Пришло понимание того, что вложения в технологии – это еще и определенная страховка против негативных погодных факторов. Отрасль находится на подъеме, и вера аграриев в собственные возможности растет», – заявил генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.

Олег Назаров

Источник: журнал «Аграрное обозрение», №3, 2016 год