Индустриализация сельского хозяйства. Туда ли идем?

Индустриализация сельского хозяйства. Туда ли идем?

Комментарий к дискуссии о сельском хозяйстве на Гайдаровском форуме

В рамках Гайдаровского форума-2015, прошедшего в Москве в январе 2015 года, состоялась экспертная дискуссия по тематике «Интеграция сельского хозяйства в продовольственные цепочки: российская практика и международный опыт». Выступления основных докладчиков касались значимых для России вопросов: на что делать ставку в аграрной политике – на агрохолдинги, семейные фермы или средние по размеру устойчивые предприятия; какова роль холдингов в мировой экономической структуре сельского хозяйства; каков международный опыт интеграции крупного и малого бизнеса.


Интересные факты и цифры приводились генеральным директором Института конъюнктуры аграрных рынков Дмитрием Рылько, профессором факультета сельскохозяйственной экономики и управления Еврейского университета «Рехвот» Цви Лерманом, секретарем посольства Бразилии в Москве Веллингтоном Мюллером Буекасом и главным экономистом по агробизнесу Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН Карлосом Да Силва.

Выступающие сделали акцент на то, что интеграция и укрупнение сельского хозяйства сегодня являются международной тенденцией. Однако масштабы ее невелики и имеют определенную специфику. Так, в Америке с 1985 по 2014 год произошло укрупнение среднего размера землевладений в руках одного хозяйства с 250 до 500 га.

Следует отметить тот факт, что количество существующих в мире агрохолдингов незначительно, средний размер землевладения крупного вертикально интегрированного предприятия не превышает в основном 2,5 тысячи га. Единичное присутствие крупных комплексов прослеживается в отдельно взятых странах, таких как США, Аргентина, Австралия, Бразилия. Причем их спецификой, в отличие от российских гигантов, аккумулирующих огромные по размерам земельные угодья, является так называемая неполная интеграция, когда первичный этап сельскохозяйственного производства является самостоятельным бизнес-процессом, реализуемым семейными фермами. Именно последние интегрируются в крупный бизнес либо посредством сервисной кооперации, либо посредством контрактации – системы жестких долгосрочных контрактов на реализацию продукции с переработчиками или закупочными компаниями. Данные контракты предполагают интересные для фермера условия, а именно достойные цены, которые позволяют производителю вести постоянное или расширенное воспроизводство, а интегратору (головной компании) иметь постоянный источник сельскохозяйственного сырья заданного качества. Определенное качество также обеспечивается контрактацией, поскольку закупка продукции сопровождается обеспечением фермера консультациями, технологиями, семенным материалом, животными и т.д.

Таким образом, в мире складываются две системы интеграции: одна – выстроенная сверху, или контрактная, другая – выстроенная снизу кооперативная.

Элементы полной интеграции присутствуют лишь в свиноводстве. В США таких крупных предприятия всего два. И хотя на них и приходится значительный объем производства, оба, по словам Цви Лермана, имеют серьезные экологические проблемы.

Структура сельскохозяйственной экономики США по отраслям показывает, что:

- в птицеводстве преобладают семейные хозяйства, интегрированные в систему контрактации;

- в мясном скотоводстве преобладают семейные хозяйства и прослеживается слабая интеграция с фидлотами (крупными откормочными комплексами);

- молочное животноводство представлено семейными хозяйствами, интегрированными в системы сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов;

- выращиванием пшеницы занимаются семейные хозяйства, интегрированные с кооперативными или коммерческими элеваторами и мукомольными заводами.

На форуме приводились интересные и поучительные факты эффективного роста сельского хозяйства Бразилии. Эти факты нам особенно интересны, поскольку в 2014 году эта страна увеличила объем поставок в Россию продовольствия с 5 тысяч до 34 тысяч тонн. О качественном росте бразильского сельского хозяйства свидетельствуют данные о динамике использования в сельхозпроизводстве тракторов – с 8,4 тыс. в 1950 году до 820,7 тыс. в 2006 году. Значительно выросли за этот период посевные площади и пастбищные угодья. А поголовье скота увеличилось с 101 млн голов в 1975 году до 211 млн голов в 2014 году.

Г-н Буекас и Карлос Да Силва в своих выступлениях отметили: серьезный рост был обоснован рядом факторов, и прежде всего активным государственным регулированием процессов модернизации и индустриализации сельского хозяйства.

Во-первых, речь идет о развитии диверсифицированного сельского хозяйства, представленного семейными фермами и кооперативами, с одной стороны, и более крупными предприятиями – с другой. Это развитие сопровождалось и стимулировалось льготными кредитами и низкими тарифами.

Частный сектор Бразилии получил широкое распространение также благодаря специальным программам государственной поддержки малых ферм и регулируемому государством процессу контрактации сельского хозяйства.

Согласно докладу г-на Буекаса, «холдингизация» оказалась в Бразилии не столь эффективной и не получила серьезного развития.

И что особенно, на наш взгляд, важно: именно в Бразилии существует два министерства, курирующих и отвечающих перед правительством страны за аграрную отрасль. Это министерство сельского хозяйства, занимающееся крупными предприятиями, и министерство сельского развития, оказывающее помощь в становлении малых семейных ферм.
Во-вторых, «бразильское чудо» объясняют внедрением новых технологий в сельское хозяйство. Именно с этой целью государство затратило значительные ресурсы на проведение исследовательской деятельности.

В своем коротком выступлении, скорее комментарии к современной стратегии развития отечественного АПК, определенной заместителем министра сельского хозяйства России Д. Юрьевым как «индустриализация сельского хозяйства», я попыталась сделать акцент именно на необходимости выстраивания в нашей стране диверсифицированной модели аграрной экономики, представленной различными по размеру и организационным формам предприятиями. Такая диверсификация и должна стать целью долгосрочной стратегии развития российского АПК, реализацию которой государство обязано четко контролировать.

В этом случае госрегулирование в АПК должно идти параллельно по нескольким направлениям, таким как:

- стимулирование развития семейных ферм;

- стимулирование интеграции семейных ферм в потребительские кооперативы;

- стимулирование крупных предприятий, переработчиков, агрохолдингов передавать этап первичного сельскохозяйственного производства семейным фермам на взаимовыгодных условиях (только выполняя социально-экономическую нагрузку, данную государством, они смогут получать господдержку);

- фактическое ограничение максимально возможного размера земельного участка;

- ограничение максимально возможного объема господдержки на одно предприятие;

- создание государственного агентства по развитию малого бизнеса в АПК.

Что мы можем получить в результате реализации описанной стратегии развития сельского хозяйства?

1. Снизится коррупционный фактор в экономике и появится здоровая конкуренция между крупным и малым, но интегрированным бизнесом.

2. Увеличится объем сельскохозяйственного производства.

3. Увеличится количество предприятий, работающих в сельском хозяйстве, с одновременным ростом количества рабочих мест.

4. Снизится риск неэффективного использования государственных ресурсов (яйца не в одной корзине).

5. Снизится зависимость объемов производства от агрохолдингов, имеющих высокие финансовые, экологические, связанные с управляемостью и эффективностью менеджмента и тому подобные риски.

Обсуждавшиеся в рамках Гайдаровского форума темы, касающиеся тенденции мировой аграрной экономики, будем надеяться, смогут дать серьезную пищу для формирования стратегической модели отечественного сельского хозяйства. А принимая во внимание тот факт, что в марте этого года состоится заседание Госсовета при президенте РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, есть надежда на выстраивание аграрной политики согласно требованиям времени и с учетом международного опыта.

Ольга Башмачникова, председатель Аграрной партии России

Источник: журнал «Аграрное обозрение», №1, 2015 год