Импорт
продовольствия в Россию по сей день исчисляется десятками миллиардов
долларов. Если за последние 10 лет ситуация с производством зерновых,
свинины, мяса птицы серьезно улучшилась и можно говорить о приближении к
показателям, определенным Доктриной продовольственной безопасности, то
по молоку, говядине, овощам, фруктам ситуация не улучшилась.
Сегодня остаются нерешенными системные проблемы развития отрасли – логистики, селекции и генетики, земельный вопрос, вопрос высоких темпов роста стоимости ресурсов (процентных ставок по инвесткредитам, ГСМ, удобрений, электричества, стоимости подключения к коммуникациям и т.д.).
Так, высокие процентные ставки по кредитам делают неконкурентоспособным практически любое современное сельхозпроизводство в России. Ставки даже с учетом субсидирования отличаются в разы от тех, с которыми имеют дело западные производители, а темпы роста стоимости энергоносителей, ГСМ, минеральных удобрений значительно превышают темпы роста стоимости сельскохозяйственной и продовольственной продукции.
В результате окупаемость сельскохозяйственных проектов в среднем превышает 5–7 лет, а в ряде подотраслей – в производстве молока, овощей – достигает 10–15 лет. С учетом непрогнозируемости форм и объемов государственной поддержки, регулярно меняющихся правил игры отрасль становится малопривлекательной для инвесторов.
Именно поэтому для решения задачи форсированного импортозамещения необходимо кардинально пересмотреть политику государства в отношении агропромышленного комплекса. Следует определить приоритеты с точки зрения импортозамещения (молоко, мясо – прежде всего говядина, овощи, фрукты, селекция, генетика, логистика), сбалансировать бюджет в соответствии с этими приоритетами и ввести защищенные статьи бюджета, финансирование по которым определить минимум до 2020 года.
Также необходимо согласовать бюджет и ключевые показатели с бизнес-сообществом. Он должен быть долгосрочным – на 10–15 лет. Фактически же бюджет сегодня принимается на 3 года, а госпрограмма поддержки сельского хозяйства сформирована на 6 лет, что не способствует повышению инвестиционной привлекательности отрасли.
Бюджетное финансирование сельского хозяйства должно осуществляться на основе оценки бюджетной эффективности и в контексте международных обязательств России в рамках ВТО. Так, надо быть готовым к тому, что предполагаемый объем финансирования АПК уже в ближайшие год-два значительно превысит возможный объем финансирования в рамках взятых на себя Россией обязательств в ВТО.
Бюджет должен быть не дефицитным, но обоснованным. При рентабельности сельского хозяйства в целом на уровне 10% с учетом субсидий задержка с выплатами этих субсидий на несколько месяцев может привести к банкротству предприятий и фактической потере средств, которые государство направляло на поддержку предприятия в предыдущие годы.
Кроме того, важную роль играют административные барьеры. Сегодня в условиях кризиса в молочной отрасли внесение изменений в технический регламент на молоко и молочную продукцию, введение электронной ветеринарной сертификации готовой молочной продукции создают риски значительного роста издержек, и не только удорожания готовой продукции, но и банкротства части предприятий сектора. Необходимо отказаться от внесения изменений в законодательную базу и исключить молочную продукцию из списка подлежащей ветсертификации.
Государство играет во всем мире определяющую роль в развитии АПК. Сейчас именно тот момент, когда можно кардинально изменить ситуацию в отрасли, и в течение 5–10 лет Россия может стать ведущим мировым экспортером продовольствия и занять на мировом рынке то место, которое заслуживает.
Андрей Даниленко,
председатель правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко»
Источник: журнал «Аграрное обозрение», №5, 2014 год
Системные проблемы российского сельского хозяйства остаются нерешенными
- Просмотров: 4689