Андрей Сизов, исполнительный директор центра «СовЭкон»: Вместо зерновых интервенций должна быть создана система минимальных гарантированных цен

Андрей Сизов, исполнительный директор центра «СовЭкон»: Вместо зерновых интервенций должна быть создана система минимальных гарантированных цен

Нынешний год будет уже четвертым годом низких цен и неблагоприятной конъюнктуры для производителей зерна. Низкими они были в сезонах 2008/2009, 2009/2010 и в начале сезона 2010/2011, когда реализуется большая часть урожая. Затем последовала беспрецедентная засуха. Весной этого года цены опять упали с началом реализации зерна интервенционного фонда. Сейчас начинается уже четвертый подряд неблагоприятный сезон.


Учитывая высокую закредитованность сельхозпроизводителей и низкие цены, можно ожидать, что значительная часть аграриев будет вынуждена свернуть свою деятельность. Не буду драматизировать ситуацию и предрекать массовый уход агробизнесменов с рынка, но какая-то их часть будет вынуждена это сделать.

С одной стороны, на мировом зерновом рынке все неплохо. Со снятием эмбарго и открытием экспорта можно констатировать, что возвращение России на мировой рынок все же состоялось, несмотря на то, что еще до недавнего времени много скептиков утверждали, что вернуться на свои рынки стране будет невозможно. Впрочем, российская пшеница пока продолжает предлагаться по ценам заметно ниже, чем французская, которая является нашим основным конкурентом. На египетских тендерах (Египет – крупнейший покупатель пшеницы в мире и крупнейший покупатель российской пшеницы) уровень цен на российскую пшеницу на 30–40 долларов ниже, чем на французскую. Обычно эта разница намного меньше и может составлять 5–10 долларов на тонну. Но несмотря на большую разницу, стоит отметить, что российские экспортные цены понемногу растут.

Вместе с тем на внутреннем рынке мы наблюдаем обратную картину. На фоне поступления неплохого нового урожая и того, что российские сельхозпроизводители находятся в сложном финансовом положении, они сейчас вынуждены активно продавать свои запасы. Снижение цен стартовало с середины июня (за 2 недели до столь желанного для сельхозпроизводителей открытия экспорта!), и можно ожидать, что понижающий тренд сохранится.

Вместе с тем 31 марта 2011 г. Минсельхозом в соответствии с законом были озвучены минимальные пороговые цены, при достижении которых министерство должно начинать закупочные интервенции на зерновом рынке. Для пшеницы 3-го класса для европейской части России – это уровень в 5 руб. за кг, для 4-го класса – 4,65 руб. за кг, для фуражной пшеницы 5-го класса – 4,3 руб. Но во многих регионах России цены уже опускались ниже этих уровней. А заявлений со стороны Минсельхоза о том, когда начнутся интервенции, не поступало. Более того, чтобы их начать в скором времени, нужна определенная подготовительная работа, которая заключается в том, что надо отбирать и аккредитовывать элеваторы, продавцов для участия в этих интервенциях. То есть в любом случае это дело небыстрое.
Таким образом, в который раз мы видим, что интервенционный механизм дает сбой и не снимает риски сезонного падения цен во время поступления нового урожая и роста потребности сельхозпроизводителей в оборотных средствах.

Вместо интервенционного механизма регулирования рынка и поддержки сельхозпроизводителя уместнее другой вариант. Почему не ввести систему минимальных гарантированных закупочных цен с возможностью обратного выкупа? Смысл такой: сельхозпроизводителю объявляется минимальная фиксированная цена, по которой государство готово закупать новый урожай. В идеале такую цену надо обнародовать не в конце марта, как это делается сейчас, а за год до уборки нового урожая, чтобы производители, принимая решение об очередном севе, который происходит в конце лета, уже знали цену на будущий урожай. Конечно, эта цена не должна вносить существенных искажений в рынок, она не должна быть драйвером для наращивания площадей в расчете на то, что избыток в любом случае будет продан. Фиксированная цена должна лишь гарантировать некую минимальную, пусть нулевую рентабельность выращивания той или иной культуры. Но сельхозпроизводители будут точно знать, что ниже ее рынок не уйдет. Что еще важно, им не придется ждать месяцами отмашки Минсельхоза для того, чтобы получить возможность продать свое зерно и пополнить свои оборотные средства. Грубо говоря, фермер может убрать урожай и прямо из-под комбайна отвезти его на элеватор и получить за него фиксированную цену. Таким образом, снижается риск сезонного падения цен.

Вторая составляющая этого механизма – возможность обратного выкупа зерна. Если рынок начинает расти, чего мы, например, ожидаем далее в текущем сезоне, то сельхозпроизводители получают возможность обратно выкупить это зерно, оплатив услуги элеватора (надо добавить, что стоимость и сроки оказания этих услуг должны быть жестко зафиксированы), и продать его на рынке, воспользовавшись плодами от роста цен.

Плюсы этой системы налицо: убираются риски, связанные с ручным управлением рынком, система становится более прозрачной и рыночной, у государства не накапливаются те значительные запасы зерна, которые сформировались по итогам предыдущих интервенций.

Стоит добавить, что государство наконец прислушалось к рекомендациям участников и экспертов рынка и Минсельхоз начал заниматься разработкой подобной схемы. Понятно, что в полной мере она может заработать лишь под урожай следующего года. Будем надеяться, что после четырех тяжелых лет количество сельхозпроизводителей, которые смогут ею воспользоваться, принципиально не сократится.