В своем выступление 15 декабря на расширенном заседании Комитета
Государственной Думы по аграрным вопросам и Комитета Совета Федерации
по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу
президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин сказал
следующее:
Уважаемые участники заседания!
Аграрный сектор экономики играет особую роль в жизни страны и мирового сообщества в целом. Объясняется это, в первую очередь, необходимостью обеспечения населения продуктами питания – главного условия существования жизни. Кроме того, сельскохозяйственное производство оказывает мощный мультипликационный эффект на общую экономику. Реализация продовольствия и с-х сырья, как никакие другие продукты, обеспечивает постоянное движение финансовых потоков. Наконец, достаточный уровень питания населения способствует социальной стабильности общества.
В то же время, в силу природного характера и особых биоклиматических условий, сельскохозяйственное производство в России остается достаточно рискованным видом бизнеса. И аномальная засуха уходящего года в очередной раз это отчетливо продемонстрировала.
Напомню, что стихия затронула 43 региона страны, погубив сельскохозяйственные культуры на более чем 13 млн га. От засухи пострадали 25 тыс. хозяйств, в основном в Приволжском и Центральном федеральных округах. Подтвержденный расчетами прямой ущерб превысил 41 млрд рублей.
Сегодня на первый план выходит проблема организации и успешного проведения весенне-посевной кампании 2011 года. И в связи с этим ключевым вопросом является финансовое положение большинства зерновых хозяйств, которое из-за их сильной закредитованности, остается крайне сложным. В предыдущие годы значительная часть агрохолдингов, крупных и средних зернопроизводителей, стимулируемая государством на рост производства зерна и снижение его стоимости, активно модернизировала парк сельхозтехники, внедряла прогрессивные технологии, создавала инфраструктуру хранения и переработки зерна. Это привело к росту его производства до уровня 100 млн т.
Но в 2008 году, из-за глобального финансового кризиса, кредитные ресурсы резко подорожали, что потребовало их пролонгации. А в 2009 году, в условиях перепроизводства зерна, приходилось его реализовать ниже себестоимости. А это новая и еще более затратная пролонгация кредитов. И, как предельное испытание крепости наших зерновых хозяйств, засушливый 2010 год. Опять мы вынуждены ходить по «кредитному» лезвию.
Национальным союзом зернопроизводителей был предложен комплекс мер, направленных на улучшение финансовых показателей хозяйств, которые в свою очередь, требуют внесения поправок в действующее законодательство и принятия новых законов.
В целях повышения финансовой устойчивости зернопроизводителей НСЗ предлагает:
1. Упростить процедуру получения и субсидирования кредитных средств, предусмотреть выплату субсидий непосредственно кредитным организациям. Нам известно, что рядом депутатов Государственной Думы разработан законопроект, который призван решить данную проблему – избавить сельхозпроизводителя от необходимости сбора огромного количества документов в целях получения субсидии из бюджета на субсидирование кредитной ставки. Механизм, при котором субсидия будет выплачиваться напрямую из бюджета банку, а сельхозтоваропроизводитель будет получать кредит под ставку, составляющую разницу между ставкой рефинансирования, субсидируемой государством, и банковским процентом, на наш взгляд является эффективным. Просим депутатов и членов Совета Федерации инициировать принятие этого закона как можно скорее до начала весенне-посевной кампании.
2. Усовершенствовать систему антикризисного управления сельхозпредприятиями с применением процедур финансового оздоровления.
В настоящее время проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей, в которых участвуют более 6,5 тыс. предприятий с суммой задолженности 21 млрд 400 млн руб. (77% - это задолженность по налогам и сборам). Предлагаемая нами мера позволит повысить эффективность этой работы, создать дополнительные условия для стабильного развития предприятий АПК России.
НСЗ предлагает изменить систему антикризисного управления предприятий, находящихся в стадии банкротства, используя практику развитых стран. Так, нормы законодательства о банкротстве в ряде западных стран, в том числе в США предоставляют предприятиям шанс восстановить благополучие и взять «новый старт», позволяя добросовестным юридическим лицам получить освобождение от требований взысканий в пользу кредиторов.
Последним запрещено вмешиваться в процесс реорганизации (банкротства) или предпринимать попытки взыскания долга в процессе оздоровления, а руководству предприятием предоставляется возможность продолжить осуществление контроля над ним. Таким образом, законодательство этих стран стоит на защите интересов предприятия-должника, попавшего в сложную ситуацию, а не кредитора, считая выгоду государства в восстановлении платежеспособности юридического лица, которое вновь становится субъектом налогообложения.
Эти предложения потребуют внесения изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве).
3. Для сохранения посевных площадей и совершенствования процессов кредитно-финансового обеспечения товаропроизводителей, считаем необходимым рассмотреть возможность заключения форвардных контрактов между основными производителями и потребителями зерна под будущий урожай, в том числе с участием государственного агента - ОАО «Объединенная зерновая компания».
При этом чрезвычайно важно предусмотреть механизм авансирования производства зерна по заранее согласованным ценам его реализации.
Это, с одной стороны, позволит производителям зерна получить столь необходимые, именно сейчас, оборотные средства для проведения ярового сева зерновых культур без привлечения дополнительных кредитных ресурсов и уплаты по ним процентов.
С другой, такая мера гарантирует потребителям необходимый объем продовольственного и фуражного зерна, причем по заранее согласованным ценам.
К примеру, НСЗ, предложив Национальному союзу свиноводов такой контракт с авансированием для формирования заказа, почувствовал явную заинтересованность партнеров. И здесь требуется главное условие – гарантия обеспечения указанных контрактов с участием государства. Предлагаю в рамках Экспертного совета при аграрном комитете Государственной Думы рассмотреть возможность законодательного установления подобного рода гарантий.
4. Учитывая большие и важные задачи, стоящие перед зерновой отраслью в настоящее время, следует, наряду с государственной поддержкой, в полной мере реализовать огромный потенциал саморегулируемых общественных организаций.
В октябре т.г. под эгидой Национального союза зернопроизводителей была создана первая в аграрной отрасли саморегулируемая организация производителей зерна.
Основной ее целью в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации является производство зерна в необходимых объемах и надлежащего качества для обеспечения населения страны качественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также устойчивое снабжение отечественных перерабатывающих предприятий всеми видами основных зерновых продуктов.
Саморегулируемая организация зернопроизводителей - это новая форма организации взаимодействия и координации предпринимательской деятельности ее членов, которая существенно расширяет их полномочия и возможности. Так, в соответствии с действующим законодательством саморегулируемая организация вправе:
- участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов; государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования; направлять в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
- вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, субъектов и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
- запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, субъектов и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее функций.
Указанные правомочия саморегулируемой организации также законодательно подкреплены обязанностью вышеуказанных органов государственной власти и местного самоуправления в оказании содействия организации в реализации ее целей и задач.
Деятельность саморегулируемых организаций достаточно подробно законодательно определена в ряде отраслей экономики. Так, Градостроительный кодекс РФ содержит отдельную главу, посвященную саморегулированию, закон «Об аудиторской деятельности» содержит специальную норму о саморегулируемых организациях в указанной области, ряд других законов посвящены этой теме.
В сфере АПК пока такого нормативного акта нет. Вместе с тем, деятельность саморегулируемых организаций в АПК и зернопроизводстве в частности, способна решать многие проблемы, включая вопросы качества продукции и ее безопасности для потребителей, поскольку согласно закона «О саморегулируемых организациях» СРО обязана обеспечивать имущественную ответственность своих членов перед потребителями произведенных ими товаров посредством формирования компенсационного фонда и системы личного или коллективного страхования.
Указанные положения могли бы найти свое отражение в Законе «О зерне», который согласно его преамбуле призван регулировать отношения в области удовлетворения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства. Безусловно, закон в действующей редакции сегодня носит больше декларативный характер и нуждается в существенной переработке. Поэтому наш Союз предлагает совместными усилиями профильных комитетов обеих палат Федерального Собрания при участии Министерства сельского хозяйства России и заинтересованных общественных объединений начать такую работу.
Прошу участников совещания поддержать предложения Национального союза зернопроизводителей и включить их в итоговые документы совещания.
НСЗ: законодательное обеспечение производства, переработки, хранения и реализации зерна в РФ
- Просмотров: 1764