ФССН: необходимо серьезно доработать законопроект о сельхозстраховании с господдержкой

ФССН: необходимо серьезно доработать законопроект о сельхозстраховании с господдержкой

Представители Федеральной службы страхового надзора (ФССН) РФ полагают, что законопроект об аграрном страховании с господдержкой не готов к рассмотрению во втором чтении и нуждается в серьезной доработке, сообщила заместитель руководителя ФССН Людмила Сенькина, выступая на конференции по аграрному страхованию 9 декабря.

По ее словам, положения законопроекта непосредственно о страховании проработаны крайне слабо. "Здесь отсутствуют конкретные определения условий предоставления господдержки, субъекты и объекты страхования, определение страхового случая и страховых рисков, порядок установления тарифов, слабо отражены права и обязанности участников страхования, отсутствует порядок определения объема убытка, порядок отказа в страховой выплате, порядок досрочного расторжения договора и многое другое", - приводит слова Л.Сенькиной агентство "Интерфакс".

Специалисты ФССН в этой связи высказывают сомнения о том, что непроработанный законопроект в случае его принятия сможет обеспечить защиту страхователей и исполнение обязанностей по договору.

По словам Л.Сенькиной, эта тема обсуждалась в рабочих группах, и к ее решению имеется несколько подходов. "Так, положения законопроекта могут быть уточнены подзаконными актами или правилами профессиональной деятельности саморегулируемой организации, созданной специально под этот законопроект. Мы солидарны с представителями Минфина РФ, которые считают лучшим выходом вносить конкретизацию положения законопроекта в постановления правительства РФ, поскольку эти документы обладают достаточно высоким статусом", - отметила она.

Еще одним серьезным вопросом, связанным с данным законопроектом, представитель ФССН считает установление добровольности или обязательности страхования по данному виду.

"В настоящее время, по замыслу авторов законопроекта, этот вид относится к числу добровольных. Вместе с тем в условиях применения положения законопроекта сказано, что селяне, не заключившие договора страхования с господдержкой, не могут рассчитывать на иные дотации от государства (например, по ГСМ или по закупке семян - прим. ИФ-АФИ)", - добавила она.

Л.Сенькина высказала предположение, что подобное увязывание одного вида господдержки с другими в аграрном секторе могут привести к практике использования разного рода схем, так что агрострахование с господдержкой может оказаться формальным исполнением требования закона. Она напомнила, что создание законопроекта об аграрном страховании с господдержкой собственно и появилось, как попытка прекратить распространение схем в аграрном страховании с господдержкой.

Л.Сенькина высказала мнение, что страховое сообщество и авторы законопроекта должны определиться с вопросом о целесообразности создания очередного профобъединения на страховом рынке и вопрос об адекватности обязательных отчислений на его формирование и содержание Согласно законопроекту, саморегулируемая организация (СРО) агростраховщиков должно отвечать за формирование фонда компенсационных выплат, из которого будут покрываться убытки обанкротившихся страховых компаний в этом сегменте. Также СРО должно выступать партнером по диалогу с государством, разрабатывать методологическую базу по новому виду страхования.

По словам председателя комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по аграрным вопросам Игоря Жука, "законопроект об аграрном страховании с господдержкой готов на 90%". Он выразил опасение, что постоянные доработки изменения концепции законопроекта остановят его продвижение.

"Возможно, расширение списка направлений деятельности с господдержкой может состояться, но в более поздние периоды. Например, закон может предусмотреть распространение господдержки на животноводство в 2013-2014 годах", - сказал И.Жук. Он добавил, что вмененный характер данного вида страхования обеспечит защиту бюджетных средств, направляемых на поддержку сельхозстрахования. По его мнению, наличие закона обеспечит должный контроль за использованием государственных средств. И.Жук считает, что на российском рынке должны действовать одно национальное СРО в области страхования сельхозрисков с господдержкой. По его прогнозам, претендовать на участие в данном виде страхования могут 30-35 российских страховщиков.

Член президиума Национального союза агростраховщиков Николай Галушин отметил, что в ходе обсуждения законопроекта снова звучат предложения о создании государственной компании по аграрному страхованию или государственного перестраховщика. По его мнению, такие предложения должны иметь более конкретные обоснования и давать четкое понимание статуса такой госкомпании. Предложения должны доказать, что подобный институт способен справиться с возникающими в аграрной схеме убытками, подчеркнул он.

Кроме того, Н.Галушин отметил, что в любом случае проблемой при реализации законопроекта об аграрном страховании с господдержкой окажется отсутствием института независимой экспертизы в аграрном секторе. "Страховщики сталкиваются с невозможностью использовать методики по определению урожайности и цены культур, нет информации о задействованных площадях под просевы по регионам, нет достаточной информации о характеристиках почв и распространении болезней, недостает многого другого", - сказал он.

Со своей стороны член экспертного совета по законодательству о страховании комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин отметил, что предложение законопроекта о перечислении в рамках господдержки 50% премии непосредственно страховщику противоречит формально положениям Бюджетного кодекса РФ. "В перечне лиц, которым предоставляются субсидии от государства, страховщиков нет", - уточнил он. Таким образом, делает вывод П.Бунин, в Бюджетный кодекс РФ в связи с принятием обсуждаемого законопроекта потребуется вносить изменения.

П.Бунин добавил, что при задержках перечислений бюджетных средств страховщикам у них может накапливаться дебиторская задолженность. Это, в свою очередь, является основанием для применения санкций со стороны Росстрахнадзора.

П.Бунин добавил, что в законе предусмотрено формирование фонда на покрытие убытков за неплатежеспособные компании. "Однако в этой норме следует внести уточнение, что такие выплаты могут следовать сразу после отзыва лицензии, процедура банкротства может занять не один год", - отметил он. Кроме того, П.Бунин добавил, что в законопроекте должен быть описан порядок действий на случай, если подобный фонд окажется исчерпан.

Последние новости