В России производство растительных масел в 2010 году уменьшится на 8,4% до 3 млн т
Производство растительных масел в России с 2005 по 2009 гг. выросло на 47,5%, достигнув 3,29 млн т, сообщила служба РБК-Исследование рынков. В 2010 г. объем производство растительных масел уменьшится на 8,4% до 3 млн т. Сокращение производства растительных масел связано с уменьшением спроса и формированием значительных складских запасов. Спрос на растительные масла в 2010 года упал и со стороны промышленных предприятий, и со стороны розничной торговли. Объем потребления наращивал лишь сектор HoReCa, движимый ростом продаж в сетях быстрого питания.
Основным сектором продаж растительных масел является промышленность, закупающая в 2010 г. 1563 тыс. т растительных масел. Розничная торговля реализует в 2010 г. 1340 тыс. т масел, HoReCa 133 тыс. т. Промышленность потребляет в больших объемах соевое, пальмовое, кокосовое, рапсовое масла. Розничная торговля в основном сбывает оливковое и подсолнечное масло.
Основным видом масел на российском рынке остается подсолнечное масло, составляющее порядка 70% всего оборота рынка, на втором месте стоит пальмовое масло, с долей порядка 20% от общего объема продаж. Все остальные виды растительных масел суммарно занимают 10% рынка.
В России резко растет объем производства масел с высокой степенью обработки. Если в 2005 г. рафинированные и гидрогенизированные масла составляли лишь треть от общего объема производства, то к 2009 г. их доля составила уже 50%.
Руководитель службы аналитики и прогнозирования ООО УК «Солнечные продукты» Сергей Макеев в своей оценке состояния россйского рынка подсолнечника и растительного масла и перспектив его развития отметил целый ряд особенностей текущего сезона:
- Засуха и гибель посевов, приведшие к существенному сокращению урожая подсолнечника;
- «Непрозрачность» рынка, отсутствие достоверных данных о валовом сборе с разбросом текущих оценок – от 4,7 до 6,0 млн т;
- Ранний старт уборочной кампании;
- Значительная доля потерь из-за сора (около 15%);
- Низкая масличность и соответственно низкий выход масла (уменьшение с 43-44% до 40-41%);
- Нагнетание ажиотажа уже с конца предыдущего сезона;
- Дефицит рынков подсолнечника и подсолнечного масла и рекордно высокие цены на подсолнечник с самого начала уборки;
- Основные покупатели подсолнечника – крупнейшие холдинги, отсечение от закупки подсолнечника мелких и средних маслобойных заводов;
- В сентябре-октябре – рекордно низкое предложение и минимальные запасы сырого масла. При этом традиционное для начала сезона предложение сырого масла со стороны мелких и средних маслобойных заводов практически отсутствует;
- Рекордный отрыв внутренних цен на подсолнечное масло от экспортных с начала сезона, вызвавшее резкое сокращение экспорта при одновременном наращивании импорта растительных масел;
- Вынужденное сокращение внутреннего потребления подсолнечного масла из-за дефицита ресурсов подсолнечника.