На юге скопилось 10 млн тонн зерна, цены на фураж растут, если бы не эмбарго, пшеница стоила бы еще дороже

На юге скопилось 10 млн тонн зерна, цены на фураж растут, если бы не эмбарго, пшеница стоила бы еще дороже

На юге России скопилось 10 млн т зерна, признал первый вице-премьер Виктор Зубков. На экспорт это зерно везти запрещено, а в центр России — инфраструктура не позволяет, пишет газета «Ведомости».

29 ноября на селекторном совещании по вопросу о финансировании агропромышленного комплекса в 2010 г. Виктор Зубков доложил премьеру Владимиру Путину, что запрет на экспорт зерна, введенный в августе, дал положительный результат: иначе «из страны могло бы быть вывезено 12 млн т».

Цены на фураж в России все равно растут: по данным «Совэкона», на 26 ноября средняя рыночная цена предложения кормового ячменя в европейской части России составила 7625 руб./т, кукурузы — 8100 руб./т (первое — выше максимума 2008 г., второе к нему приближается). Не удалось предотвратить и забой скота: по данным Росстата, на конец сентября 2010 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей сократилось на 3% по сравнению с концом сентября 2009 года.

В чем же дело? Зубков отметил, что, несмотря на приемлемый уровень цен на зерно в 6000-6500 руб./т, его запасы на рынке распределены неравномерно: избыток зерна на юге оценивается в 10 млн т, и в октябре оттуда вывезено только 400 000 т.

Последние лет 10 южнороссийское зерно шло только на экспорт, соответственно, на экспорт была заточена вся логистика, а центр покупал сибирскую пшеницу, объясняет владелец Valars Group (зернопроизводитель и трейдер) Кирилл Подольский. Вагонный парк «Русагротранса» (крупнейший перевозчик зерновых по железной дороге в России) может перевозить с юга до 1,5 млн т зерна, но приемные элеваторы и предприятия из-за неразвитости инфраструктуры внутри страны не рассчитаны на такие объемы, в результате возникают простои вагонов, задержки при погрузке-выгрузке — нарушается ритмичность, говорит первый заместитель гендиректора «Русагротранс» Олег Рогачев. По его словам, в связи с этим оборачиваемость вагонов у компании упала в среднем на 30%.

На юге львиная доля имеющегося зерна — продовольственная пшеница 4-го класса, тогда как в пострадавших от засухи центре и Поволжье острый дефицит фуража, прежде всего ячменя и кукурузы, добавляет президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин. По словам топ-менеджера крупного агрохолдинга, пшеница — не очень хороший заменитель ячменя, который важен в рационе свиней, к тому же есть опасность завезти через южное зерно африканскую чуму свиней (по данным Россельхознадзора, она выявлена в Волгоградской и Ростовской областях, Краснодарском крае).

Подольский считает, что скопившееся на юге зерно будет реализовано на внутреннем рынке, но позже, к концу января — началу февраля, когда пострадавшие регионы израсходуют свои запасы. Если бы не запрет на экспорт, пшеница стоила бы еще дороже, уверен исполнительный директор «Совэкон» Андрей Сизов: примерно на $50/т.

Последние новости