В этом году сельхозпроизводители, скорее всего, не выберут квоту
льготных поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ). Согласно отчету
рабочей группы (документ имеется в распоряжении газеты «Маркер»)
Минэнерго, в январе–августе аграрии выкупили со скидкой лишь треть
запланированных объемов бензина и половину — дизельного топлива. Дело
вовсе не в засухе, хотя льготные цены вполне могли считаться одной из
мер поддержки самой пострадавшей от пожаров отрасли. Просто условия
таких поставок заметно жестче, чем рыночные. Стоит ли продолжать
эксперимент со скидками на топливо в будущем году, правительство пока не
решило, пишет газета «Маркер». <font size=\"2\">
Поддержка сельского хозяйства в 2010 г. стоила нефтяникам всего 3,4 млрд руб.
Субсидировать аграриев в массовом порядке нефтяные компании начали еще в прошлом году. Всего по льготным ценам было поставлено 210,6 тыс. т автомобильного бензина и 1,4 млн т дизельного топлива. Поставки ведутся на основании соглашений с регионами, но эта практика вызвала недовольство Федеральной антимонопольной службы. В марте нынешнего года правительство решило узаконить скидки и зафиксировало своим постановлением,№ 129 от 05.03.10 что льготные цены для сельхозпроизводителей «устанавливаются со скидкой до 10% текущей оптовой цены, сложившейся в субъекте федерации, но не ниже себестоимости производства и реализации ГСМ».
Одновременно на текущий год была установлена квота льготных поставок: 450 тыс. т бензина и 2,5 млн т дизельного топлива. Но, согласно отчету рабочей группы Минэнерго, за восемь месяцев года было продано всего 148,5 тыс. и 1,4 млн т соответственно. Совокупная выручка нефтяных компаний от льготных продаж ГСМ составила 25,6 млрд руб.,Выручка от продажи бензина — 3 млрд руб., дизтоплива — 22,6 млрд руб. а общие потери в результате предоставления скидок — всего 3,4 млрд руб.397,4 млн руб. — от льготных продаж бензина, 3,1 млрд руб. — от реализации дизтоплива Весной эксперты аналитического центра «Кортес» оценивали потенциальные убытки в 10,7 млрд руб. При этом средние скидки оказались даже чуть выше,по бензину — 11%, по дизельному топливу — 12% чем установило правительство.
За льготное топливо приходится платить вперед
Схема оплаты льготных объемов правительством не зафиксирована. Она оговаривается в каждом случае индивидуально в заключаемых договорах, однако в основном поставки идут по предоплате, признался представитель профильного департамента Минэнерго. «Судя по всему, именно из-за этого квота не выбирается, — полагает эксперт аналитического центра „Кортес“ Павел Строков. — Сельхозпроизводителям выгоднее покупать с отсрочкой по рыночной цене, нежели по предоплате по льготной».
Соглашения между нефтяными компаниями и сельхозпроизводителями действуют до конца года. Как сообщили в Минэнерго, пока неизвестно, будет ли распространена практика предоставления скидок и на следующий год. Весной Федеральная антимонопольная служба выступала с инициативой отказа от льготного обеспечения ГСМ. В аппарате вице-премьера Игоря Сечина заявили, что схема обеспечения аграриев ГСМ на следующий год в графике ближайших обсуждений не значится, однако отметили, что опыт последних двух лет, когда действовали льготы, оценивается как успешный.
Льготное топливо оказалось не по карману сельхозпроизводителям
- Просмотров: 1179