Для сельхозорганизаций пропишут особенные правила банкротства

Для сельхозорганизаций пропишут особенные правила банкротства

В скором времени у сельскохозяйственных организаций могут появиться свои собственные правила банкротства. В Госдуму внесены поправки в Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Сегодня, по мнению авторов данных инициатив, действующее законодательство о банкротстве не учитывает особенностей деятельности сельскохозяйственных организаций. Предлагаемые изменения пересматривают этот вопрос, пишет «Российская газета».
«Следует признать, что это правильный подход, – говорит Александр Арутюнов, адвокат, д.ю.н., председатель МКА «Арутюнов и партнеры». – Дело в том, что в настоящее время ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» позволяет признать банкротом юридическое лицо, не способное исполнить соответствующие обязательства перед кредиторами в течение трех месяцев с момента наступления срока исполнения. Совершенно очевидно, что юридическое лицо, производящее сельскохозяйственную продукцию, может исполнить свои обязательства перед кредиторами лишь осенью после сбора и реализации урожая. Эти особенности сельскохозяйственных организаций, несомненно, надо учитывать».
В этой связи, по словам эксперта, законопроектом устанавливается, что сельскохозяйственная организация может быть признана банкротом, если соответствующие обязательства перед кредиторами не исполнены ею в течение одного года с даты, когда они должны быть исполнены. Еще один важный момент – дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если совокупные требования кредиторов составляют не менее чем 500 тыс. рублей (сейчас 100 тыс. руб.).
Вместе с тем, для того, чтобы учесть особенности сельхозорганизаций, необходимо определиться с понятием сельскохозяйственной организации. «Законопроект этот вопрос разрешает, – отмечает А.Арутюнов. – При этом правильно, на наш взгляд, установлено, что к сельскохозяйственной организации может быть отнесено юридическое лицо, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в котором составляет не менее чем 70% за календарный год (возможно, более приемлемой была бы доля не менее чем 75% за календарный год)».
Помимо этого, по мнению эксперта, заслуживает внимания положение о преимущественном праве приобретения обанкротившейся сельскохозяйственной организации при прочих равных условиях сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, расположенными в данной местности. Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность первоочередного приобретения несостоятельной сельхозорганизации в целом как имущественного комплекса, что позволяет надеяться на ее целевое использование в будущем новым собственником.
Андрей Бежан, директор правового управления «Звезда Ресурс», отметил, что законопроект также предполагает ужесточение контроля за процедурой банкротства сельхозорганизации, о чем, в частности, свидетельствуют нормы законопроекта, устанавливающие необходимость согласования плана внешнего управления в отношении должника с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления. Кроме того, в состав участников дела о банкротстве вводятся локальный орган местного самоуправления и орган исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации, что позволит им осуществлять оперативный контроль за ходом процедуры банкротства данных должников.
Помимо этого, по словам эксперта, в законопроекте ужесточены требования к арбитражным управляющим, осуществляющим сопровождение процедур банкротства данной категории должников – установлена необходимость наличия профильного образования и наличия профессионального опыта в данной сфере деятельности.
«Предполагаемые изменения могут привести к снижению количества обращений о признании банкротами сельскохозяйственных организаций, – считает А.Бежан. – Однако, сами по себе эти поправки, без увеличения финансовой поддержки со стороны государства, приведут лишь к увеличению количества финансово-несостоятельных предприятий, функционирующих на рынке».