Все новые регионы России вступают в посевную-2010, а ее участников
продолжает волновать судьба урожая 2009. Высокий валовой сбор зерновых
в России и мире в последние два года резко увеличил предложение и
переходящие запасы зерна, в первую очередь пшеницы. Цены на главный
аграрный товар упали, а с ними и доходы сельскохозяйственных
предприятий и фермеров. Даже в правительстве РФ заговорили о снижении
финансовой устойчивости сельских товаропроизводителей и необходимости
принять меры по улучшению положения дел на зерновом рынке, пишет газета
"Крестьянские Ведомости" .
Так, по мнению экспертов, наиболее острая ситуация отмечается в регионах Сибири. Из-за нерациональной тарифной политики в регионах Сибири крайне ограничены возможности вывоза зерна в другие регионы и на экспорт. По состоянию на 1 марта 2010 г. запасы зерна в Сибирском федеральном округе составили почти 7,5 млн т, что на 46,7% больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Возможности сбыта внутри региона перерабатывающим предприятиям также недостаточные. Об этом говорит, например, существенный рост запасов зерна в перерабатывающих и заготовительных организациях (2,93 млн т на 1 марта 2010 г. против 2,05 млн т на аналогичную дату прошлого года). Кроме того, производство сибирской муки в феврале 2010 г. уменьшилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9,4%.
В результате, в Сибири отмечается устойчивое падение закупочных цен на зерно. В настоящее время они приблизились, а в ряде случаев упали ниже себестоимости производства. Эксперты прогнозируют сжатие внутри регионального спроса и дальнейшее падение цен. И, как выход, предлагают срочно решить вопрос о стимулировании закупки зерна для его последующего экспорта. В общей сложности необходимо обеспечить экспорт из региона 1-1,5 млн т пшеницы.
По мнению вице-президента Российского зернового союза (РЗС) А. Корбута, сегодня единственной реальной мерой оперативной поддержки в данной ситуации является бюджетное субсидирование экспорта зерна, которое позволит снять его излишки с внутреннего рынка РФ. По его словам, такая мера практикуется в мировой практике и ее предлагает РЗС. "При этом такая мера – это не попытка создать искусственные преимущества для российского зерна, а нормальная мера, которая призвана компенсировать неразвитость инфраструктуры, удаленность многих производителей от экспортных портов", – сказал А. Корбут.
По расчетам РЗС, с учетом прогноза цен на пшеницу в апреле-мае 2010 г. ($160/т на условиях FOB Новороссийск), субсидия на экспорт сибирской пшеницы в апреле-июне 2010 г. при распространении условий перевозок зерна на экспорт через порты Азово-Черноморского бассейна, аналогичные портам Дальнего Востока, составит от 1000 до 1500 руб. /т, а за 1 т муки (в зависимости от качества) – 1600-2000 руб./т.
Кроме того, РЗС предлагает и правила предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку экспорта зерна и продуктов его переработки.
В РЗС считают, что предельные объемы субсидий и минимальный объем экспортных поставок, перечень субъектов Российской Федерации, за счет которых будут осуществляться экспортные поставки зерна и продуктов его переработки с бюджетной поддержкой, должны устанавливаться распоряжением Правительства РФ.
По кварталам объемы экспорта зерна и продуктов его переработки, минимальные цены, порядок рассмотрения заявок на предоставление субсидий организациям-экспортерам – могла бы определять специальная Комиссия Минсельхоза России, Минэкономразвития и Минфина России.
Как отмечает А. Корбут, распределение объемов экспортных субсидий должно проводиться Министерством сельского хозяйства России на основании заявок организаций - экспортеров. "В этих заявках указывается заявленная минимальная цена приобретения зерна для экспортных поставок или для переработки для последующего экспорта, объем зерна и/или продуктов его переработки, заявляемые на экспорт с бюджетным субсидированием с указанием планируемого экспорта и потребного объема бюджетных субсидий", – говорит он.
По словам вице-президента РЗС, такой подход обеспечит нормальную конкуренцию среди экспортеров и позволит сэкономить бюджетные средства, ведь доступ к ним получит тот, кто запросит меньшую сумму субсидии.
В то же время, защитить доходы крестьянина должна установленная минимальная цена закупки зерна. "Купил по меньшей цене или не подтвердил ее экспортер, значить и субсидии не получит. При этом объем экспорта не может быть меньше 10 тыс. т зерна и 1 тыс. т муки, а закупки зерна и экспортные поставки должны быть проведены в период не более 3 месяцев. Да еще экспортер должен дать гарантийный депозит, который будет возвращен ему лишь при условии исполнения в полном объеме всех заявленных обязательств", – прокомментировал А. Корбут.
По мнению представителя РЗС, предоставление субсидии обеспечит не только изъятие избыточных объемов зерна с рынка, но и будет способствовать росту закупочных цен на него.
"По экспертным оценкам, повышение экспортной цены зерна приводит к аналогичному повышению цены на товарное зерно на внутреннем рынке и, соответственно, способствует росту доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. А чтобы гарантировать поддержание доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, предлагается установить норму, предусматривающую требование к получателю субсидий подтвердить закупку зерна урожая 2009 г. у сельскохозяйственного товаропроизводителя по цене не ниже минимальной, установленной Минсельхозом", – отметил вице-президент Российского зернового союза.
Российский зерновой союз предлагает выделить субсидии на поддержку экспорта зерна и продуктов его переработки из РФ
- Просмотров: 1056