О влиянии реформы РЖД на аграрный рынок, необходимости координации
деятельности всех участников рынка – от производителей до
транспортников – говорит в интервью газете «Гудок» первый заместитель
генерального директора ЗАО «Русагротранс» Олег Рогачев.
– Минэкономразвития утвердило концепцию развития инфра¬структуры агропромышленного комплекса. Какие основные положения в неё заложены, как повлияла реформа железнодорожного транспорта на инфраструктурные изменения рынка аграрной продукции?
– Создание нашей компании на третьем этапе реформы железнодорожного транспорта совпало с задачами модернизации аграрной отрасли и стремительным развитием экспорта зерновых. Для компании очень важно синхронизировать основные задачи реформы железных дорог и модернизации сельскохозяйственного рынка.
Принятие концепции сначала Минэкономразвития, а затем и другими ведомствами – первый этап работы. В целом концепция основана на принципах развития аграрного сектора за счёт опоры на современную, отвечающую вызовам рынка инфраструктуру и железнодорожную составляющую.
Если говорить о стратегических задачах в рамках реформы, то можно обозначить следующие результаты.
Привлечены крупные частные инвестиции, создана база для дальнейшего развития и привлечения средств на гармоничное развитие инфраструктуры с опорой на железную дорогу.
Сократилась нагрузка на инфра¬структуру – коэффициент порожнего пробега зерновозов снизился с 1,8 до 1,4.
На рынке экспортных перевозок зерна создана полноценная конкурентная среда. Если до образования компании было всего 300 вагонов частных операторов, то в настоящее время экспорт осуществляется в 3675 вагонах различных собственников. Как следствие в 2008–2010 годах затраты на перевозку в экспортном направлении стабильно составляют 12–13%, при том что затраты на услуги других участников (портов и ряда элеваторов) за этот период выросли с 16 до 24%.
Мы развиваем технологию и инвестируем в парк подвижного состава: в декабре 2009 года запущен первый российский маршрут с зерном. Совместно с компанией «Трансмашхолдинг» всего за год мы разработали, сертифицировали и произвели в промышленной партии первые за 15 лет модернизированные вагоны-зерновозы. При этом заказ размещён на Брянском вагоностроительном заводе – предприятии, которое славится качеством и чья продукция отличается надёжностью по всем параметрам.
Что касается решения основной стратегической задачи прошлого года – убедить большинство участников рынка, что перед железнодорожниками и аграриями стоят общие задачи и есть инструментарий их эффективного решения, то здесь ответом стала концепция, принятая профильными министерствами и одобренная участниками рынка.
– На какой главный «железнодорожный» вопрос должна ответить концепция?
– Если коротко: когда, где и какой груз будет предъявлен к отправке в среднесрочной перспективе.
Зерно – единственный массовый груз, распылённость станций погрузки которого крайне высока. По всей сети больше 1300 точек. Из-за этого работа железнодорожников занимает львиную долю в процессе доставки зерна с полевого элеватора до порта.
О том, что малодеятельные станции неэффективны, говорилось неоднократно. Их небольшая отдача отражается на работе всего железнодорожного транспорта в целом и технологии доставки зерна в частности.
Долгое время агропромышленный комплекс развивался путём простого увеличения площади поля без оглядки на то, как и куда будет вывезен урожай, где он будет востребован. В итоге колоссальный урожай, полученный в 2008 году, попросту закупорил весь рынок, цены опустились почти в три раза, государство понесло многомиллиардные убытки, связанные с выкупом, хранением и продажей излишков зерна у крестьян.
Мало просто произвести зерно, нужно обновление логистических мощностей и технологии, создание единых принципов развития инфраструктуры. Объединяющую роль на себя должна взять железная дорога, обладающая необходимой полнотой картины рынка от Дальнего Востока до Новороссийска. Эти ответы и заложены в концепции развития инфраструктуры.
– В концепции говорится о зональных кластерах. Как их выделение будет соотноситься с созданием элеваторной сети и маршрутизацией отправок?
– Зерно необходимо консолидировать на уровне регионов, сглаживая сезонность и прогнозируя точки зарождения и консолидации груза. Концепция предусматривает создание кластеров и разделение территорий на профицитные и дефицитные. И уже на их основе предполагается создавать устойчивые транспортные коридоры, которые позволят эффективно работать железнодорожному транспорту. В каждом из них будут организованы грузоформирующие комплексы (узловые элеваторы), ориентированные на работу маршрутными поездами. Необходимое количест¬во таких элеваторов будет зависеть от производства и перевозок зерна в этом регионе.
– Получается своего рода пирамида…
– Да, на нижнем уровне полевые элеваторы, не ориентированные на долговременное хранение. Их функция – собирать небольшие партии и отправлять либо на линейные, где его подрабатывают по качеству до стандартного, либо сразу на узловой элеватор, если он находится поблизости.
Русагротранс: зерно необходимо консолидировать на уровне регионов, разделяя территории на профицитные и дефицитные
- Просмотров: 1066