Стратегический инвестор для государственного зернотрейдера ОАО
"Объединенная зерновая компания" (ОЗК) должен быть определен до конца
мая. Среди наиболее вероятных претендентов - группа "Сумма" Зиявудина
Магомедова и агрохолдинг "Русагро" Вадима Мошковича, пишет
"Коммерсантъ".
Компании, ранее заявившие о заинтересованности в допэмиссии и отобранные советом директоров в качестве потенциальных стратегических инвесторов, смогут получить детальную информацию об ОЗК и на ее основе сделать ценовое предложение.
По словам источников РБК, знакомых с ходом подготовки к приватизации ОЗК, изначально руководство "Тройки" обсуждало участие в конкурсе более чем с 20 потенциальными участниками. К концу официально объявленного срока подачи документов получило всего шесть заявок: от группы "Сумма" З.Магомедова, холдинга "Русагро" В.Мошковича, французского трейдера Louis Dreyfus, малоизвестных компаний "Био-Тон" и "Нефтегазиндустрия", а также агрохолдинга "Кубань", аффилированного с Олегом Дерипаской.
Как сообщало агентство Reuters, еще одним претендентом был швейцарский трейдер Glencore. Он официально в конкурсе не участвовал, однако с самого начала проявлял заметный интерес к приватизации ОЗК. Трейдер планировал действовать через "Кубань" О.Дерипаски, с которым Glencore является партнером по "РУСАЛу", отмечалось в сообщении агентства.
Как стало известно РБК, российское правительство выступило против того, чтобы в приватизации ОЗК участвовали зарубежные компании. Еще в феврале этого года заместитель министра сельского хозяйства О.Алдошин в своем письме в Минэкономразвития предположил, что "отбор инвестора необходимо осуществлять среди российских компаний. Кроме того, одним из критериев отбора должно стать отсутствие конфликта интересов при реализации целей ОАО "ОЗК", связанных с развитием экспортного потенциала российского зерна и инфраструктуры российского зернового рынка, и реализации собственных стратегических целей при торговле зерном на внутреннем и мировом рынках".
Позиция Минсельхоза вполне объяснима: в настоящее время международные трейдеры контролируют около половины экспорта зерна из России, и дальнейшее наращивание их доли на этом рынке нежелательно. К тому же ОЗК призвана защищать интересы РФ на международных рынках, а в случае волатильности глобальные зерновые игроки будут в первую очередь поставлять на рынок зерно из других стран, что может нанести серьезный удар по российским интересам. Дело в том, что крупные трейдеры своими зачастую спекулятивными действиями разгоняют цены на продовольствие, делая его недоступным все новым и новым слоям населения. При этом чем глубже продовольственный кризис, тем выше маржа трейдеров, торгующих продуктами питания и их компонентами.
И спекулятивные методы заработка трейдеров не раз вызывали критику со стороны самых разных организаций. Год назад компания Frontier (совместное предприятие Cargill и ABF) спровоцировала настоящую бурю возмущения, в конце апреля скупив всю доступную фуражную пшеницу на май на лондонской бирже LIFFE.
Компанию тут же обвинили в попытке манипулирования ценами, а прецедент вызвал в Великобритании дискуссию о необходимости ограничить влияние международных трейдеров на рынке. Разумеется, руководство Frontier и ее владельцы всякий злой умысел в своих действиях отрицали.
Ранее в СМИ появлялась информация о том, что Glencore (экспортирующий из России практически каждую седьмую тонну зерна) выжала максимум прибыли из засухи, поразившей Россию в 2010 г., сделав ставку на рост цен на зерновом рынке. В прошлом году Glencore признался, что заранее знал об ухудшении сельскохозяйственных условий в России, и хеджировал риски, связанные с ростом цен на мировом рынке. Перед самым введением запрета на экспорт зерна глава российской "дочки" трейдера Юрий Огнев активно призывал правительство сделать этот шаг. Сразу после введения эмбарго цены на пшеницу подскочили на 15%, что вполне было на руку транснациональным участникам, игравшим на повышение.
По итогам прошлого года на ОЗК пришлось всего 11% из отправленных за рубеж 18,6 млн т российского зерна. Тем не менее корпорация сумела войти в десятку крупнейших зернотрейдеров страны, и это далеко не предел: правительство вынашивает планы сделать из компании основного российского и заметного мирового игрока.
Согласно действующей стратегии развития, в текущем году госкорпорация должна увеличить экспортные поставки до 5 млн т, в 2013 г. – до 8 млн т, а к 2015 г. на долю ОЗК должно приходиться 16 млн т зерна, отправляемого на экспорт. К тому моменту это будет уже 42% от прогнозируемого общероссийского показателя в 37,8 млн т. При этом годовая выручка ОЗК должна вырасти в десятки раз – если в засушливый 2010 г. она составляла 9,2 млрд руб., то к 2015 г. планируется на уровне 132 млрд руб. И несмотря на то, что после пресловутой засухи международные планы компании были несколько урезаны, а ее ресурсы – переориентированы на развитие внутреннего рынка, задачи по реализации экспортного потенциала страны с нее никто не снимал.
При этом следует понимать, что госкорпорация не является трейдером в классическом понимании этого слова – в ее задачи входит развитие инфраструктуры (перевалочных и элеваторных мощностей), увеличение эффективности существующих активов и регулирование внутреннего рынка зерна. Фактически, ОЗК – корпорация развития зернопромышленного комплекса с функцией экспортера, идеология которого не столько извлечение максимальной прибыли любыми методами, сколько поддержка отечественной зерновой отрасли и лоббирование ее интересов на международном рынке.
По мнению опрошенных РБК экспертов, выход в финал тендера группы "Сумма" З. Магомедова и агрохолдинга "Русагро" В.Мошковича вполне оправдан. Отдавать ОЗК зарубежному трейдеру, рассматривающему Россию исключительно как сырьевой придаток Запада и средство извлечения максимальной прибыли, было как минимум неразумно. Едва ли такой партнер будет заинтересован в социально-экономической составляющей, которую несет в себе ОЗК – с созданием рабочих мест, развитием долго окупаемой инфраструктуры и прочими подобными задачами. Очевидно, что другие российские претенденты, не попавшие в финал, не обладают компетенцией, необходимой для реализации стратегии ОЗК и вывода российского зерна на мировые рынки. Агрохолдинг "Кубань" владеет несколькими молочными фермами, свинокомплексом, комбикормовым заводом и тремя зерновыми элеваторами. По заявлению компании, она планирует увеличить мощности по хранению и портовой перевалке зерновых за счет реализации проектов по строительству новых портовых мощностей в порту Тамань. Вместе с тем в Минтрансе заявляли, что никаких подобных заявок не видели и конкурсов на строительство новых мощностей в Тамани не организовывали. Подававшие заявки "Нефтегазиндустрия-Инвест" и "Био-Тон" владеют Афипским НПЗ и посевными площадями соответственно.
В начале ноября 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о допэмиссии и продаже акций ОЗК с сохранением госдоли на уровне выше 50%. В марте инвестконсультант компании - "Тройка Диалог" - объявил прием заявок от потенциальных претендентов, завершившийся 20 марта. Ожидается, что приватизация 50% минус одной акции состоится до конца мая, а полностью передать ОЗК в частные руки планируется в 2017 г.
Стратегический инвестор ОЗК будет назван в конце мая
- Просмотров: 926