Россия не может конкурировать с импортной молочной продукцией. Что делать?

Россия не может конкурировать с импортной молочной продукцией. Что делать?

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) представила очередной индекс мировых цен на продовольствие, отражающий динамику изменения стоимости мяса, зерна, масла, молока и сахара. За июнь 2011 года этот показатель вырос на 1% – до 234 пунктов. Это всего на четыре пункта ниже максимального его значения за всю историю подобных измерений, отмеченного в феврале нынешнего года.

В России же, как это ни странно, наоборот, озабочены поступлением на рынок дешевых импортных продуктов, прежде всего молочных, с которыми, как отмечают в правительстве, национальные производители конкурировать не могут. В частности, как заявлял первый вице-премьер Виктор Зубков, для защиты местных сельхозпроизводителей власти не исключают применения антидемпинговых мер. За комментариями мы обратились к руководителю информационно-аналитического центра Национального союза производителей молока Татьяне Рыбаловой.

– Выравнивание условий ценовой конкуренции на внутреннем рынке на молочную продукцию в настоящее время весьма и весьма актуально. Дело в том, что всю вторую половину прошлого года и в текущем году мы испытывали последствия прошлогодней аномальной жары, из-за которой у нас снизилась заготовка кормов, и как следствие, снизились надои и отгрузка молока. В результате выросли цены на молоко и на продукты его переработки. При этом в Россию продолжали поступать массированные объемы импортной продукции.

– Но речь идет в первую очередь не о самом молоке, а о продуктах из него – масле и сырах?

– Сливочное масло у нас производится в небольших объемах, и здесь вопрос, может быть, не столь актуален, хотя тоже достаточно болезненный. С сыром ситуация сложная из-за того, что в Алтайском крае – ведущем производителе этой продукции – производство молока как раз не снизилось, поскольку он не пострадал от засухи, и производство сыров выросло на 30 процентов. Но Алтайский край территориально и географически отделен от основных рынков сбыта, поэтому поставлять с Алтая сыры по низким ценам в европейскую часть практически невозможно, и продукции из региона сложно конкурировать с импортной.

– Какие страны, по вашим данным, сегодня являются крупнейшими поставщиками молочной продукции и входит ли в их число Белоруссия – партнер России по Таможенному союзу?

– Все второе полугодие прошлого года в Россию шли большие объемы продукции из Германии, причем цены были настолько низкие, что с ними уже сложно было конкурировать даже Белоруссии и Украине, которые традиционно поставляли сыры по низким ценам. В текущем году ситуация немножко изменилась. С конца прошлого года Германия подняла цену на свою продукцию, но все равно объем поставок из Германии и Литвы продолжает расти ввиду того, что российские пошлины сегодня не могут защитить рынок. Что же касается Белоруссии, то здесь таможенные пошлины не действуют. И мы пытаемся договориться с ними об объемах, чтобы их массированные поставки не губили наше собственное производство.

– И все-таки, на ваш взгляд, в чем причина существующего дисбаланса цен на российскую и импортную молочную продукцию?

– Понятно, что чудес не бывает. Не может быть молочная продукция из других стран значительно дешевле российской, поскольку разница в ценах на сырье не столь значительна. А это наводит на мысль о том, что сыры, которые нам поставляются по более низким ценам, вполне возможно, произведены с использованием растительных жиров. Особенно актуально это в отношении украинской продукции. Уже поставлен вопрос об исследовании и проверке качества этих сыров. Если это все-таки не сыры, а сырные продукты, то они должны быть соответствующим образом помечены.

– Если правительство пойдет на введение антидемпинговых мер в отношении импортных молочных продуктов, могут ли такие действия привести к дефициту определенных товаров, в частности сыров, в российских магазинах? И что будет с их ассортиментом?

– Ассортимент не может обеднеть по одной простой причине – речь идет о сырах массового спроса, которые в принципе взаимозаменяемы. Мы говорим только об уменьшении импортных поставок. Сыров же на прилавках российских магазинов не станет меньше потому, что на сегодня в России еще есть уже произведенные сыры и их складские запасы достаточно большие. Понятно, что они должны быть выброшены на рынок.

– Виктор Зубков, говоря о защите местных производителей, не исключил и неких административных действий в отношении торговых сетей. На ваш взгляд, возможно ли такими методами обеспечить рост продаж российской молочной продукции?

– Я не думаю, что есть действенные рычаги, которые заставили бы сети исполнять некие правительственные решения. Да, они могут пойти на уступки, могут согласиться с тем, чтобы более широко ввести в ассортимент российскую продукцию, но все-таки рынок есть рынок. Поэтому сети тоже будут стараться торговать тем, что им более выгодно. Вопрос в том, чтобы создать условия, при которых продавать российские сыры было бы выгодно. Я считаю, что один из действенных методов – это проверка качества импортной продукции и повышение таможенных пошлин.

Беседу вел Виктор Грачев

Источник: журнал «Аграрное обозрение», №4, 2011 год

Последние новости