Зерновые интервенции как инструмент влияния на цены внутреннего рынка

Зерновые интервенции как инструмент влияния на цены внутреннего рынка

Зерновые интервенции как инструмент влияния на цены внутреннего рынка используются в России не впервые. В 2009 году интервенции помогли сдержать обвал цен и, таким образом, помогли товаропроизводителям. После засухи 2010 года продажи зерна из интервенционного фонда не дали развернуться хлебным спекуляциям и стабилизировали стоимость социально значимых продуктов питания.

В этом году урожай зерновых в России оправдал надежды хлеборобов, но цены на зерно снова неумолимо поползли вниз. В Челябинской области это ощутили уже в октябре, и тогда же заговорили о необходимости поддержки сельхозпроизводителей со стороны правительства РФ.

"В области собран рекордный урожай зерновых, 2,2 млн тонн. Это полностью покрывает потребности Южного Урала, плюс около 100 тыс. тонн мы могли бы продать. Другой вопрос – по какой цене", - рассказали Interfax-Russia.ru в министерстве сельского хозяйства Челябинской области.

Начала зерновых аукционов с нетерпением ждали и в Курганской области. Здесь при отличном урожае, 2,61 млн тонн зерна, во многих сельхозкооперативах сельчане остались без зарплаты. Как заявлял начальник главного управления по труду и занятости населения Курганской области Леонид Пономарев, руководители хозяйств ждут повышения цен на зерно, чтобы рассчитаться с работниками.

По его словам, до 80% всех обращений по "горячей линии" управления – это жалобы на задержку заработной платы на селе. "Вопросы невыплаты заработной платы в сельхозкооперативах не вызывают у меня опасения, так как я прекрасно понимаю, что руководство этих предприятий ждет повышения цены на зерно и поэтому не выплачивает деньги работникам", - подчеркивал главы ведомства.

И вот хозяйства Зауралья стали участниками торгов на удаленных электронных площадках, открывшихся 29 ноября. Надо отметить, что в этом году механизм интервенций был обновлен – теперь участники торгов, продавшие зерно государству в 2011 году, могут выкупать его обратно с января по май 2012 года. В том случае, если мировые и внутренние цены на зерно возрастут, то зерно можно будет выкупить дешево, а продать дорого.

"Конечно, обратный выкуп может оказаться очень выгодным. Нельзя надеяться только на государство, надо и самим нарабатывать различные варианты реализации своей продукции. Вот нам снизили наполовину коэффициент железнодорожного тарифа на перевозку зерна, и мы смогли часть хлеба продать в Азербайджан. Сейчас работаем на турецком направлении, то есть с теми странами, где зерна не хватает. И выкупное зерно весной можно будет попробовать перепродать с прибылью", - заявил Interfax-Russia.ru начальник управления развития сельских территорий департамента сельского хозяйства Курганской области Николай Евстратенко.

Кстати, по его словам, первый день торгов не оправдал опасений тех, кто заранее боялся резкого снижения цен. Ведь интервенционные аукционы тем и отличаются от обычных, что игра здесь идет "на понижение", то есть цена товара к концу торгов снижается.

"Вот передо мной данные, пшеница в цене не потеряла. При средней себестоимости по области около 4 тыс. рублей за тонну это очень неплохие результаты", - отметил Николай Евстратенко.

Получается, что на каждой тонне проданного в фонд зерна курганцы могут заработать от 450 до 700 рублей, за вычетом накладных расходов, разумеется. А по данным министерства сельского хозяйства региона, в настоящее время в Зауралье до 1 млн тонн "лишнего" зерна.

Впрочем, торги на внутреннем и внешнем рынке отнюдь не панацея при перепроизводстве зерновых. "Торговать, конечно, надо. Но без развития животноводства мы внутреннее потребление зерновых, в первую очередь фуражного зерна, не стабилизируем" - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.

Кстати, об этом же заявил и начальник главного управления по труду и занятости населения Курганской области Леонид Пономарев. Сельхозпроизводители, которые не только выращивают зерновые, но и разводят свиней или крупный рогатый скот, получают прибыль круглый год и не зависят от цен на зерновых аукционах. В таких хозяйствах и долгов по зарплате перед работниками нет.

Интересно отметить, что в Тюменской области к интервенционным аукционам относятся гораздо более сдержанно, чем в Курганской. Хотя зерна на продажу здесь ненамного меньше – около 700 тыс. тонн. Область взяла четкий курс на развитие животноводства, и здесь намерены развивать весь агропромышленный комплекс (АПК) региона сбалансировано, без перекосов.

"При нашем климате абсолютно точно просчитать будущий урожай невозможно. Значит, чтобы стабилизировать спрос на зерновые и избежать резких колебаний цен, надо сформировать внутренний спрос, прежде всего, в животноводстве и птицеводстве", - рассказала Interfax-Russia.ru начальник отдела растениеводства департамента АПК Тюменской области Лариса Реутских.

Как пояснила специалист, в прошлом году из-за засухи хозяйства области собрали около 1,3 млн тонн зерна, в этом году - 1,9 млн тонн. "Это не бункерный вес, это уже очищенное, просушенное, готовое к использованию зерно", – подчеркнула Лариса Реутских.

По ее словам, продавать излишки зерна тюменцам не слишком выгодно. "Средняя себестоимость зерна у нас около 4,9 тыс. рублей за тонну. Если цена в 4,7 тыс. рублей, объявленная при начале, торгов удержится, то это еще покроет расходы части хозяйств. Но ведь она может и понизиться", - пояснила она.

Возможность выкупить обратно проданный урожай, это, конечно, неплохо. Но, как подчеркнула специалист, надо принять во внимание, что при обратном выкупе хозяйство обязано возместить расходы на хранение зерна и на его транспортировку. "То есть если я продала тонну по 3,5 тыс. рублей, то выкупать мне ее придется по 3,7-3,9 тыс. Рост цен на зерно должен быть очень значительным, чтобы такие операции стали выгодными", - пояснила Лариса Реутских.

Интересно отметить, что в трех регионах Урала, собравших наиболее значительные урожаи зерновых - Курганская, Челябинская и Тюменская области - не видят особого смысла в длительном хранении зерна "про запас". Если зерно лежит мертвым грузом, то это мертвые деньги, считают сельчане. Поэтому при всей критике интервенционных аукционов будущее все-таки за ними.

"Наши хозяйства с первого дня интервенций торгуют на двух удаленных площадках, в Екатеринбурге и в Магнитогорске. Об итогах сессии говорить пока рано, да и первый день – не показатель", - рассказали Interfax-Russia.ru в министерстве сельского хозяйства Челябинской области.

Между тем, с проблемой гигантского урожая столкнулась не только Россия. Рекордные намолоты были также на Украине и в Казахстане. Южный сосед УрФО вынужден был субсидировать производителям до $40 за тонну пшеницы, идущей на экспорт через Черное море или в Прибалтику. При этом средняя урожайность в Казахстане не дотянула и до 19 ц/га, в то время как по России она 23,1 ц/га. Те же тюменцы собрали 26,9 ц/га, а в хозяйстве с говорящим названием "Пчела" – и вообще по 56,2 ц/га.

Конечно, высокий урожай – это вовсе не рекорд ради рекорда. Это показатель возможностей современного российского работника сельского хозяйства, да и всего АПК страны в целом. Именно поэтому итоги интервенционных торгов будут дополнительным ориентиром для дальнейшего развития экономики России. Чтобы хлеб завтрашнего дня давал заработок сельчанину, и был по карману горожанину.