Глава CNH Industrial Михаил Мураховский о причинах роста спроса на сельхозтехнику.
Рынок сельхозтехники в России не пострадал от кризиса и растет ускоряющимися темпами. О ситуации в сегменте, а также подходе к локализации техники в РФ “Коммерсанту” рассказал гендиректор по сельхозтехнике CNH Industrial в России (включает бренды Case IH, New Holland, Iveco) Михаил Мураховский.
— Как бы вы оценили ситуацию на рынке сельхозтехники сегодня?
— В большей степени сегодня мы видим рост в сегменте комбайнов. По результатам девяти месяцев рынок зарубежных комбайнов вырос на 59%, тогда как весь рынок — на 33%, по нашим оценкам.
— Какая динамика продаж комбайнов у CNH Industrial?
— Наши объемы в этом году вырастут в 2,5 раза по комбайнам.
— Почему продажи комбайнов идут активнее, чем тракторов?
— За счет совокупности факторов. Во-первых, общий фактор, который повлиял на весь рынок,— это доступность инвестиционных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей: в связи с хорошими ценами на конечную продукцию нашим клиентам удалось сформировать достаточную финансовую базу для того, чтобы инвестировать ее в средства производства. Во-вторых, если посмотреть конкретно на сегмент комбайнов, то в нем, безусловно, движущей силой спроса является устаревание парка. И это на фоне того, что сегодня новые технологии в комбайнах, связанные с точным земледелием, автоматическими системами настройки, позволяют — хотя техника недешевая — заменить три-четыре старых комбайна одним новым. При этом расходы на сервис и запасные части значительно ниже, чем на старый комбайн, поэтому многие клиенты, обладая финансовым ресурсом, естественным образом пришли к решению обновления парка.
Третья причина — общая тенденция увеличения парка комбайнов. На рынке дефицит этой техники, и многие клиенты вынуждены привлекать третьи стороны, так называемые МТС, для того, чтобы убирать зерно на собственных территориях. Обладая финансовыми возможностями, они приняли решение инвестировать в собственный парк. Потому что в период сезонных полевых работ, в период уборки зачастую складывается ситуация, когда у клиента нет возможности привлечь внешние ресурсы — они недоступны, так как заняты на каких-то других полях.
— Повышение ставки ЦБ увеличит стоимость финансирования для аграриев. Ожидаете ли вы замедления роста рынка?
— Финансирование подорожает, но нужно принимать во внимание, что для зарубежных производителей повышение ставки ЦБ компенсируется укреплением рубля. Причем не только компенсируется: приобретение техники становится даже более выгодным.
— Какая динамика рынка в сегменте тракторов?
— Это вторая опорная точка нашего бизнеса, с точки зрения объемов ключевая. Рынок в целом существенно растет: и локальные производители, и зарубежные производители увеличили продажи приблизительно на 50%. Если говорить о зарубежных производителях, то они прирастают на 54% по сравнению с прошлым годом.
Отдельно я бы хотел отметить положительную динамику в сегменте небольших тракторов. Это связано с развитием садовых хозяйств, причем не только в традиционных южных регионах, но и в регионах Черноземья. Мы видим большой потенциал в этом сегменте и позитивно оцениваем перспективы его развития.
Если говорить про другие сегменты, то безусловным лидером с точки зрения динамики спроса является сегмент тракторов в диапазоне 200–250 л. с.
Это обусловлено в первую очередь универсальностью этих тракторов, так как они используются как в животноводческих хозяйствах, так и в растениеводстве и популярны не только у крупных агрохолдингов, но и в небольших фермерских хозяйствах. Также высокая динамика в сегменте высоконагруженных классов тракторов, это 8-й тяговый класс и выше, и здесь как раз большую роль играет общий дефицит подобной техники. По экспертным оценкам, в России дефицит техники в этом сегменте составляет порядка 40%. При этом внутри оставшихся 60% еще порядка 35–40% — это техника, которая на сегодняшний день уже отработала свой ресурс. И это именно та причина, по которой в этом сегменте в 2021 году мы видим, я бы сказал, взрывной спрос. Это отражается и в цифрах наших исконно российских производителей тракторов.
— Вы несколько раз упоминали фактор доступности. Есть ли дефицит техники?
— Определенный дефицит в некоторых сегментах существует. Как у производителя техники у нас есть четкое понимание спроса на первое полугодие следующего года как по тракторам, так и по комбайнам, и большая часть размещенных и планируемых заказов в производство уже законтрактована.
— Разве это традиционная ситуация? Сельхозтехнику всегда начинали покупать осенью.
— Да, до 2019 года включительно фактор сезонности был более ярко выраженным. А сейчас он значительно сглаживается, и мы видим, что фермеры, обладая ресурсами, готовятся к сезону заранее. Они готовы ее приобретать и в четвертом квартале для того, чтобы к началу сезонных полевых работ быть в состоянии полной боеготовности. Это обусловлено определенными проблемами, в том числе на глобальном уровне, связанными с логистическими цепочками, наличием компонентов и так далее. То есть готовят сани летом, а телегу зимой. Мы уже в конце 2020 года видели динамику смещения сезонного спроса, в 2021 году сезонный фактор сгладился еще более значительно.
— Вы бы могли сказать, что продали бы в два раза больше сельхозтехники, если бы у вас были эти машины?
— Нет, я бы так не сказал. Мы заранее готовились к 2022 году: все наши клиенты были охвачены в летний период. Мы вели активные переговоры, выявляли потребности, поэтому такой ситуации для нас не существует. Скажу так: весь спрос, который мы имеем, мы обеспечиваем.
— Ситуация в других странах как-то отличается?
— В целом динамика схожа с той, что мы наблюдаем в России. Рынками опережающего роста кроме российского являются также рынки Северной и Южной Америк. Несколько меньшими темпами растет европейский рынок, высокая динамика в Австралии. Если говорить о мировом рынке сельхозтехники в целом, то я бы говорил о росте порядка 35% к прошлому году.
— Какая ситуация по остальным вашим брендам — например, по Iveco?
— По Iveco сейчас также положительная динамика: имеется стабильный спрос, превышающий прошлый год, и наши коллеги уверенно смотрят в 2022 год. Объем предзаказов собран, и наше подразделение коммерческого транспорта последовательно следует стратегии наращивания доли рынка. Динамика по тяжелым машинам значительно лучше, чем в прежние годы, а спрос на сегмент легкого коммерческого транспорта — линейку Daily — стабильно растет в том числе благодаря запуску нового поколения этого автомобиля.
— Что сейчас у вас с производством в РФ? Не планируется ли повышать локализацию, пока спрос высокий?
— На заводе в Набережных Челнах мы действуем согласно стратегическому плану. По сравнению с прошлым годом мы удваиваем объем производства, на следующий год мы также планируем наращивание производства. В Набережных Челнах мы собираем три модели тракторов: Case IH Magnum 340, Puma 210 и New Holland T7060. В прошлом году мы достигли уровня локализации в 30%, а к концу этого года мы уже будем превышать этот уровень на несколько процентных пунктов в зависимости от модели трактора.
— От чего зависит рост локализации?
— Мы придерживаемся двух базовых принципов: бескомпромиссный подход к качеству локализованных компонентов и экономическая эффективность.
Если мы видим возможность налаживания поставок компонентов от локального производителя, по качеству не уступающих зарубежным образцам, и имеем цену данного продукта либо сопоставимую, либо лучше, то идем в локализацию.
Если нет, то это не имеет смысла.
— Вашего уровня локализации сейчас недостаточно для получения господдержки. Ожидаете ли вы, что сможете попасть в госпрограммы поддержки спроса в обозримом будущем?
— В настоящий момент мы не рассчитываем на господдержку. Хотя если подобные программы станут доступны для нас, то мы, безусловно, будем в них участвовать. Так же как мы участвовали в СПИК 2.0. Но, как я уже говорил, наша локализация — это прежде всего экономическая эффективность, то есть понятная и прозрачная выгода от локализации. Мы абсолютно уверены, что наличие собственного завода не только позволяет нам обозначить свое присутствие на рынке РФ, но и показывает серьезность наших намерений. Благодаря производству мы также обеспечиваем доступность техники наших брендов на внутреннем рынке.
— Чем закончилась история с вашей заявкой на СПИК 2.0?
— Выиграла конкурс другая компания.
— Вы попытаетесь еще раз?
— Если снова будут какие-то интересные проекты, то мы готовы в них участвовать.
— Это будут какие-то новые технологии вроде беспилотников или электрической техники?
— Недавно CNH Industrial заключила эксклюзивное многолетнее лицензионное соглашение на технологии электрификации с компанией Monarch Tractor, которая специализируется как раз на разработке и производстве небольших полностью электрических тракторов. Вероятнее всего, первый полностью электрический трактор мы увидим в хозяйствах, которые выращивают фрукты, овощи, виноград, бахчевые культуры.
Основные причины:
ужесточение экологических норм, которые требуют машин практически с нулевыми выбросами; практически повсеместное внедрение технологий RTK (получение координат с сантиметровой точностью.— “Ъ”), которые позволяют уже сегодня внедрять беспилотные технологии и максимально автоматизировать работу трактора в хозяйстве; большое количество технологических операций в этих хозяйствах, не требующих большого расхода энергии трактора.
Если говорить о машинах более тяжелого класса, то мы сейчас активно работаем над двумя технологиями. Во-первых, это газомоторное топливо. Наш трактор New Holland T6, работающий полностью на метане, недавно был презентован на выставке EIMA в Италии и был удостоен престижной награды Sustainable Tractor of the Year 2022. Кроме этого, существует технология использования смеси дизельного топлива и газа, она уже применяется нашей компанией в России на предсерийных образцах, которые мы активно показываем нашим клиентам в рабочей среде начиная с осени 2020 года.
Основным препятствием для развития этой технологии является инфраструктура: сеть газозаправочных станций в первую очередь ориентирована на автомобили, перемещающиеся по дорогам общего пользования, а поля находятся достаточно далеко от них. В целом в индустрии сельского хозяйства есть практика доставки топлива к месту эксплуатации техники, а не наоборот, поэтому вопрос мобильных газозаправочных станций стоит довольно остро, и в случае принятия какого-либо решения о централизованной поддержке на государственном уровне данный сегмент мог бы иметь большое будущее.
— А что касается тяжелого электротранспорта?
— CNH Industrial разрабатывает трактор с мотор-колесами. Это трактор, на котором установлен небольшой дизельный двигатель и дизель-генераторная установка, которая производит энергию для электромоторов, установленных на всех четырех колесах. Электрификация позволяет получить лучшие характеристики, более равномерное тяговое усилие и ряд других преимуществ. Снижается углеродный след, потому что двигатель в данном случае работает более равномерно, в меньшем диапазоне оборотов, с меньшей нагрузкой, и сам объем двигателя и расход топлива значительно меньше.
Интервью взяла Ольга Никитина
Источник: "Коммерсантъ"