Заместитель губернатора Ростовской области В. Черкезов: сегодняшний уровень цен не удовлетворяет сельхозпроизводителей

Заместитель губернатора Ростовской области В. Черкезов: сегодняшний уровень цен не удовлетворяет сельхозпроизводителей

Заместитель губернатора, министр сельского хозяйства Ростовской области Владимир Черкезов в интервью idk.ru поделился своим видением стратегии развития агропромышленного комплекса Ростовской области, в целом, и зерновой отрасли, в частности.

- Расскажите о стратегии развития сельского хозяйства Ростовской области на ближайшую перспективу?

- Формируя аграрную программу развития региона, мы старались учесть как самые проблемные, так и перспективные направления в донском агропроме. Среди первоочередных задач – ведение эффективного земледелия, развитие животноводства, поддержка малых форм хозяйствования, и повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также увеличение доли ростовских товаропроизводителей в объемах реализуемой продукции.

Сейчас мы уже развернули масштабную работу, направленную на сохранение и повышение плодородия почв. Достичь этого планируется как путем увеличения объемов внесения минеральных удобрений и совершенствования структуры посевных площадей согласно научно-обоснованным нормам, так и благодаря поддержанию аграрной грамотности самих селян.

- Каковы источники инвестиций для развития?

- Одной из основных целей для нас сейчас является построение эффективной инвестиционной политики в АПК. Задачи отрасли и определяют направления инвестиционной политики.

Одним из приоритетов в развитии агропромышленного комплекса является его сбалансированность: за увеличением производства зерна должен последовать серьезный рост в животноводстве.

Результаты уже есть. За время реализации инвестпроектов компаний «Евродон» и «Оптифуд» в регионе существенно вырос объем производства до 150 тыс. тонн мяса птицы в год.  Сегодня мы уделяем особое внимание развитию молочного и мясного скотоводства. Поэтому мы готовы работать с инвесторами, которые планируют строить и развивать комплексы по производству крупного рогатого скота.

Наряду с развитием животноводства, область заинтересована в наращивании мощностей и объемов пищевой и перерабатывающей промышленности.
Донской регион планирует увеличивать мощности по первичной и глубокой переработке продукции животноводства и растениеводства. Мы заинтересованы в инвесторах, готовых создавать новые и модернизировать имеющиеся убойные цеха, мясоперерабатывающие предприятия, тепличные комплексы, консервные заводы, комплексы по заморозке овощей и фруктов.

- А как обстоит ситуация с государственными инвестициями в сельское хозяйство?

- Государственные инвестиции должны быть эффективными. Сегодня мы меняем подходы к правилам предоставления господдержки, стараясь стимулировать тех сельхозпроизводителей, которые применяют высокоэффективные технологии, способствующие повышению продуктивности и урожайности.

Так, буквально на днях главой области было подписано постановление о возмещение 50% затрат на внедрение инноваций в сельхозпроизводство, чуть раньше было принято решение продолжить программу субсидирования приобретения донской сельхозтехники.

Хочу подчеркнуть, что в этом году на поддержку сельского хозяйства Ростовская область выделила 1,6 млрд рублей. Это более чем в два раза превышает изначальную сумму средств областной поддержки, выделенной на агропром в 2010 году. Вместе с федеральными средствами госпомощь донским селянам в 2011 году определена на уровне 4,1 млрд рублей. На сегодняшний день мы уже получили 440 млн рублей для субсидий аграриям. Однако, мы сегодня обращаемся в федеральный Минсельхоз за дополнительными средствами.

- На каком уровне запасы зерна в Ростовской области и на Юге России в целом?

- На сегодняшний день в области сохраняются достаточные запасы зерна. По состоянию на 1 марта текущего года запасы Ростовской области составляют 3 млн тонн. Из них на элеваторах хранится 1,5 млн тонн, в том числе и часть интервенционного фонда, закупленного у производителей области в 2008-2009 годах – 516 тыс. тонн. И еще 1,5 млн тонн находится непосредственно у сельхозпроизводителей.

- Что dы можете сказать о текущем процессе ценообразования на зерновом рынке Ростовской области?

- Конечно, сегодняшний уровень цен не удовлетворяет сельхозпроизводителей, так по состоянию на 01.03.2011 уровень закупочных цен сложился в следующем диапазоне на условиях франко/элеватор Ростовской области с НДС: пшеница 3 класса – 6500-6700 руб/тн, пшеница 4 класса – 6300-6500 руб/тн.

- Как dы оцениваете введение эмбарго на экспорт зерна, как это отразилось на зерновой отрасли Ростовской области?
- Область ежегодно имеет возможность экспортировать от 4 до 7 млн тонн зерна за границу. В 2010 году экспортировано 3,5 млн тонн зерна, вывезено за пределы области в соседние регионы около 2 млн тонн. Экспортный спрос является основополагающим в формировании внутренних цен на зерновые культуры. Поэтому закрытие экспорта в 2010 году сильно отразилось на закупочных ценах на зерно.

После запрета экспорта сельхозпроизводители области столкнулись с серьезной проблемой реализации зерна, здесь есть несколько аспектов. Первое, это логистика, за последние 10 лет сложилась следующая ситуация: все транспортные потоки были ориентированы на транспортировку зерна на экспорт, то есть доставку в морские и речные порты. За этот период отсутствовали хозяйственные связи между субъектами торговли по реализации его в среднюю и северную часть России, тем более в таких объемах.

Второе, экспортный спрос на 80% формировал внутренний ценовой уровень на зерно, цена рассчитывалась исходя из стоимости экспортных контрактов. Но экспорт не являлся единственным источником для реализации зерна. В результате закрытия экспорта произошло снижение цен на зерно на 25-30%, а отсутствие экономических связей внутри России не позволяет сельхозпроизводителям области реализовать зерно в тех же объемах что и на экспорт внутри страны. Особым фактором здесь является отсутствие финансовых средств у покупателей из других регионов необходимых для закупки больших партий зерна.

Сегодня сельхозпроизводители должны быть в равных рыночных условиях с производителями ГСМ, удобрений, сельхозтехники и иметь возможность реализовать свою продукцию по рыночным ценам.

- Какова dаша оценка зерновых интервенций, дают ли они положительный эффект?

- С начала проведения интервенций на зерновом рынке наблюдается относительная стабильность, наметилась тенденция к снижению цен. Интервенции – это эффективный инструмент государственного воздействия, механизм сдерживания роста цен на себестоимость конечных продуктов муки и хлеба. Однако, для производителей зерна складывается ситуация, когда нет возможности реализовать зерно по выгодным для них ценам.