Президент РЗС Аркадий Злочевский: российский зерновой рынок пока пребывает в ступоре

Президент РЗС Аркадий Злочевский: российский зерновой рынок пока пребывает в ступоре

С просьбой прокомментировать положение на российском зерновом рынке, сложившееся под влиянием последствий аномально жаркого лета и засухи в целом ряде регионов РФ, корреспондент ТПП-Информ Андрей Городнов обратился к президенту Российского зернового союза Аркадию Злочевскому.

– Заниматься регулированием цен, – отвечает Аркадий Злочевский, – следует очень осторожно. Конечно, запрет на вывоз зерна за границу на какое-то время снизил цену в отдельных регионах. Так, в Краснодарском крае с 6000 рублей за тонну пшеницы она уменьшилась до 5800 рублей. Но если учесть стоимость ее транспортировки в регионы, то цена в среднем возрастет на 1500 рублей за тонну. И это при том, что сейчас регионы еще пользуются старыми запасами, а вот к новому году придется массово завозить ту же краснодарскую пшеницу, и цены тогда резко пойдут вверх.

–  А где же выход?
– Выход - создать условия для того, чтобы регионы уже сейчас закупали зерно. А для этого следует предусмотреть льготные тарифы на перевозку по железной дороге. Думаю, следует дать льготу в размере 500-600 рублей на тонну. К сожалению, пока победило половинчатое решение – дать льготу в 200 рублей, начиная с 301-го километра транспортировки.

–  Дал ли положительный эффект запрет на вывоз зерна?
– Скорее, он оказался «палкой о двух концах». Конечно, на какой-то период он позволил снизить цены, однако парализовал торговлю в приграничных районах, где наши компании стремительно теряют рынок. Кроме того, есть немало случаев, когда запрет на вывоз зерна сыграл злую шутку с российскими экспортерами.
Так, совершенно нелепый случай произошел с компанией «Амурзерно», которая продала в Японию еще до запрета 2900 тонн ячменя. Груз оформили, таможня выпустила. Но потребовался срочный ремонт судна. Ремонт сделали быстро, однако появился запрет на вывоз зерна. Теперь судно не выпускают – нельзя вывозить зерно – и обратно не принимают: груз отправлен с таможенной территории России.
Фрахт судна – дело недешевое; компания не может получить деньги за товар по аккредитиву; обращения в российские инстанции японской стороны тоже ничего не дали.
И это, к сожалению, не единичный случай. Вводя запреты, следовало бы подобные случаи как-то обговаривать, учитывать все нюансы и последствия для населения и бизнеса.
Сегодня беспошлинно вывозятся отруби, а ведь на их изготовление идет фуражное зерно, а его из-за неурожая крайне мало. С рожью ситуация не лучше, но НДС на ее ввоз так и не отменен, следовательно, рост цен неизбежен; аналогичная ситуация и с гречкой. Все это грозит возникновением новых диспропорций на рынке продовольствия, всплеском цен.

–  Какой урожай зерна в этом году собрали с полей?
– Официально урожай зерна в этом году составил около 62 млн тонн. Еще 3 млн тонн, думаю, аграрии утаили от государства. Итого получается урожай в 65 млн тонн. Это доходная часть российского зернового баланса.
Расходы зерна составили 70-71 млн тонн. Таким образом его дефицит в 5-6 млн тонн был покрыт за счет переходящих с прошлого года рекордных запасов зерна, которые составили 26 млн тонн. Поэтому о дефиците зерна в масштабах страны речь пока не идет.
Однако около 20 млн тонн зерна придется переместить из тех регионов, где его много, в те, где засуха создала дефицит. Около 14 млн «лишних» тонн лежит на юге страны, 6 млн тонн – в Сибири. Поскольку экспорт запрещен, продать это богатство можно только в центре страны и Поволжье. Но там пока не спешат закупать «чужое» и пользуются тем, что есть. В результате рынок в ступоре. Вместо того, чтобы отгружать в регионы, испытывающие дефицит, по 40 тыс. тонн в день, туда отправляют лишь по 2-3 тыс. тонн. Однако своих запасов в ЦФО и ПФО хватит лишь до февраля будущего года.

–  А каковы перспективы?
– К концу текущего зернового года (30.06.2011) страна подойдет со значительным переходящим запасом зерна в 15–17 млн тонн, который поможет преодолеть последствия засухи и в сезоне 2011–2012 годов.
А они, безусловно, будут. Правда, пока неизвестно, какого масштаба. В союзе считают, что площадь посева озимых, скорее всего, не превысит этой осенью 15 млн гектаров против прошлогодних 18 млн. При этом неизвестно, как эти посевы перезимуют.