Что посеешь – не пожнешь: засуха и меняющийся климат влияют на поставки продовольствия

Что посеешь – не пожнешь: засуха и меняющийся климат влияют на поставки продовольствия

Волна массовых беспорядков в связи с повышением цен на продовольствие, прокатившаяся два года назад, все еще свежа в памяти, и эксперты по сельскому хозяйству с тревогой комментируют резкий скачок цен на зерно, спровоцированный введенным в России экспортным эмбарго и неутешительными прогнозами на урожай этого года в странах, пострадавших от засухи и наводнений.

По данным ООН, в августе мировые цены на продовольствие выросли на 5%. Такой рост связан прежде всего с дефицитом зерна, и его последствия уже ощутил на себе Мозамбик, где из-за 30% повышения цен на хлеб вспыхнули волнения, повлекшие гибель 10 человек. После того как беспорядки были подавлены, правительство Мозамбика повышение отменило.

24 сентября Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) проведет совещание экспертов по рынку зерна, на котором предполагается обсудить перспективы развития ситуации. В последнее десятилетие рынок продовольствия во многом зависел от поставок зерна, выращенного на причерноморских равнинах, поэтому сейчас особое значение приобретают климатические изменения и нестабильность сельскохозяйственного производства в этом районе.

Проблемы коснулись не только России. Дожди и наводнения, обрушившиеся этим летом на Канаду и Германию, ставят под сомнение перспективы на урожай и в этих странах. Немалая часть посевов пшеницы в Аргентине уничтожена засухой, такая же судьба может постигнуть урожай зерновых в Австралии. Резкий скачок цен в связи с отсутствием определенности на рынке приведет к тому, что в ближайшие месяцы во многих районах мира буханка хлеба станет беднякам не по карману.

Цены на продовольствие все еще примерно на 30% ниже, чем в 2008 году, когда цены на рис, например, взлетели в три раза, что повлекло за собой уличные беспорядки в десятке стран и закончилось падением как минимум одного правительства.

«Если посмотреть на ситуацию в глобальном масштабе, США, Европа и Австралия вполне способны обеспечить зерном весь мир, — продолжает Абдулреза Аббассян, считающий повторение кризиса 2008 года маловероятным. — Реальных оснований для паники нет, но преодолеть психологический фактор будет очень сложно, особенно если новости из России и дальше будут неутешительными».

По данным ФАО, совокупный мировой урожай пшеницы в этом году будет почти рекордным, точнее, третьим в истории, но рынок приходит в волнение при каждом неожиданном перебое поставок. Июньские прогнозы предсказывали, что в связи с необычной жарой Россия недособерет всего несколько миллионов тонн зерна, но к августу стало понятно, что урожай будет ниже примерно на 20%. За это время цены на пшеницу выросли более чем вдвое.

«Причины для беспокойства действительно есть. В этом регионе возможны проблемы, — считает глава Пшеничной комиссии штата Канзас Джастин Гилпин. — Рынок находится в подвешенном состоянии».

Десять лет назад поставки из районов Причерноморья, то есть прежде всего из России, Украины и Казахстана, обеспечивали всего 4% зерна, продававшегося на мировом рынке. Но именно увеличение поставок из этих районов помогло справиться с выросшим глобальным спросом, и теперь, как рассказывает экономист ФАО Абдулреза Абассян, их доля на мировом рынке достигает 30%. Сегодня, отмечает он, впервые в истории начало кризиса поставок продовольствия связано с ситуацией в Причерноморье.

2 сентября премьер-министр России Владимир Путин объявил, что запрет на экспорт зерна из его страны сохранится до 2011 года. Цены на пшеницу вновь подскочили и вызвали цепную реакцию на рынках кукурузы и сои. Прогноз мирового урожая риса в этом году также понизился, хотя по-прежнему ожидается, что он будет большим, чем когда-либо в истории.

Сентябрь начался с беспорядков в Мапуту, вызванных  повышением цен на хлеб, электроэнергию и воду. После двух суток волнений правительство Мозамбика отменило свое решение, но к этому моменту 10 человек уже погибли и еще 300 получили ранения. По мнению аналитиков, скачок цен в Мозамбике оказался намного более резким, чем в большинстве стран мира, поскольку до того готовившееся к выборам правительство искусственно сдерживало их рост.

Как и в случае любого другого товара, слухи о нехватке зерна породили ажиотаж и желание попридержать имеющиеся запасы. Эксперты считают, что присутствие этих тенденций сказывается на рынке до сих пор. Избыточный приток денег на рынок пшеницы связан с сохраняющейся неопределенностью на фондовом рынке, заставляющей инвесторов уходить на рынок сельскохозяйственной продукции.

Но, например, эксперт по международному сельскому хозяйству из Корнельского университета в Итаке, штат Нью-Йорк, профессор Пер Пинструп-Андерсон, видит причину нынешнего положения в том, что мир столкнулся с последствиями неблагоприятных погодных явлений, вызванных изменением климата. И пока еще не ясно, как он справится с ними.

«В ближайшие годы мы станем свидетелями погодных явлений, которые повлияют на привычные каналы поставок продовольствия. Так что нам придется привыкнуть к скачкам цен на продукты», — говорит профессор Пинструп-Андерсон.
The New York Times

Последние новости