Попытки правительства оживить зерновой рынок пока не дают результатов.
Не помогает и продление эмбарго на экспорт. Аграрии придерживают зерно,
надеясь продать его подороже – ближе к мировым ценам. Вчера руководство
Минсельхоза заявило, что не планирует начинать продразверстку или
усиливать административное давление на аграриев. Возможны только аресты
зерна за невыплату кредитов. Между тем экономика может не выдержать
фактической ликвидации зерновой торговли. <font size=\"2\">
Ситуация, сложившаяся в зерновой отрасли России, становится все более тревожной. Внутренний зерновой рынок оказался парализованным, и ни одна мера государства, направленная на оживление внутренней торговли, пока не приводит к положительным результатам.
Чиновники говорят о нежелательности воздействия на рынок административными методами, которые могут еще больше дестабилизировать цены. Однако если значительные объемы зерна так и не попадут к потребителю, то в стране возможен настоящий продовольственный кризис. А в чрезвычайных условиях не исключены уже любые административные меры – в том числе и принудительная продажа зерна, то есть настоящая продразверстка.
Напомним, что в августе в России был введен временный запрет на экспорт зерна – с целью поддержать внутренний рынок и избежать негативных последствий засухи-2010. Как тогда сказал премьер-министр Владимир Путин , «у нас достаточно резервов – 9,5 миллиона тонн, – но нам нужно не допустить роста внутренних цен на продовольствие в РФ, нужно сохранить поголовье скота и нужно формировать резервы будущего года». Но надежды премьера пока не оправдались. Эмбарго на экспорт практически полностью парализовало зерновую торговлю. Вместо того чтобы возобновить продажи, производители и покупатели зерна заняли выжидательную позицию: обе стороны решили дождаться более выгодных условий. Поэтому на очередном заседании президиума правительства – в начале сентября – Путин заявил об ужесточении моратория на зерновой экспорт и о его продлении до урожая 2011 года.
Однако региональная сводка последней недели показала, что ужесточение моратория рынок не оживило. Пока единственным непересыхающим источником зерна для России является импорт из Казахстана. В качестве примера можно привести ситуацию, в которой оказались Кубань, Ставрополье, Чувашия, Оренбургская, Саратовская и др. области. По сообщению департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Кубань не испытывает дефицита в зерне, «однако рынок стоит на месте так же, как и ранее». Аграрии не спешат продавать зерно по сложившейся в регионе цене, они хотят дождаться ее роста с 5000 руб./т хотя бы до 6000 руб./т. При этом сложившаяся цена не устраивает и покупателей, которые, наоборот, дожидаются удешевления зерна.
В итоге среди экспертного сообщества и представителей отрасли все чаще звучат предположения, что государство начнет прибегать к новым методам административного убеждения. В первую очередь вполне ожидаемо начало продаж зерна из Интервенционного фонда. Как вчера пояснил гендиректор «Объединенной зерновой компании» Сергей Левин , «невведение интервенций – шаг навстречу рынку. Это очень тяжелый шаг, так как давление животноводов, требующих предоставления фуражного зерна, велико». Пока правительство рассчитывает, что рынок торговли зерном сможет «запуститься сам собой». Однако, по словам Левина, в настоящее время в России сложился региональный дисбаланс: в пострадавших от засухи районах Центра и Поволжья нехватка зерна составляет 15 млн тонн, в то время как на юге и в Сибири избыток составляет 20 млн тонн. «Зерновикам юга не стоит ждать чуда, и зерно надо продавать сейчас», – советует Левин, ведь если в дальнейшем рынок не активизируется, то механизм интервенции будет приведен в действие. Такое же предположение высказал президент Союза мукомолов России Аркадий Гуревич . По его словам, крестьян можно понять. В прошлые два года цена на зерно была очень низкой, аграрии и мукомолы работали себе в убыток. «И сейчас крестьяне пытаются остановить процесс снижения цен на зерно. И скорее всего им это отчасти удастся. Ведь крестьяне ориентируются на мировые зерновые рынки», – говорит Гуревич.
Но, уточняет Гуревич, если крестьяне начнут хулиганить слишком активно, то тогда, чтобы сбить завышенные цены, государство выпустит на рынок свои интервенционные запасы. По прогнозам мукомолов, ожидать этого можно уже весной следующего года.
В самом Минсельхозе сообщили, что особой опасности в замораживании внутреннего зернового рынка нет и потери от ненадлежащего хранения зерна теми аграриями, которые решили его придержать, будут незначительными. В ведомстве Елены Скрынник надеются, что рано или поздно владельцы зерна возобновят внутреннюю торговлю. «Специально убеждать крестьян продавать зерно нет необходимости. Продажа зерна является источником дохода для сельхозтоваропроизводителей. Поэтому при наличии спроса производители зерна, безусловно, будут осуществлять его продажу», – комментирует ситуацию директор Департамента регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Минсельхоза России Илья Шестаков. По данным Минсельхоза, на Юге России увеличился потенциал для реализации зерна на внутреннем рынке, прежде всего в пострадавшие от засухи регионы. А в Центре и Поволжье имеются собственные ресурсы зерна, которых будет достаточно до конца 2010 года.
«Если же рассматривать арест зерна, являющегося залогом, например, по кредитам, то такие ситуации возможны. Но Минсельхоз России не отслеживает такую информацию, она касается взаимоотношений между хозяйствующими субъектами», – отмечает Шестаков. Формально это уже не относится к правительственным инициативам.
Вчера Минсельхоз сообщил, что он ожидает урожай зерновых в России в 2010 году на уровне 63 млн тонн. «Поэтому ресурсов зерна с учетом переходящих запасов (26 миллионов тонн на 1 июля) достаточно для удовлетворения внутренних потребностей (77 миллионов тонн)», – считает Шестаков.
Однако на самом деле оперативные данные Росстата об уже имеющихся в наличии объемах зерна, на которые ссылается Минсельхоз, не радуют. По состоянию на 1 августа в России имелся запас зерна в объеме 37,5 млн тонн. Из них 21 млн тонн находился в сельскохозяйственных организациях, 16,5 млн тонн – в заготовительных и перерабатывающих организациях. При этом по сводкам четверга ситуация не сильно улучшилась: урожай зерновых в РФ, по самым последним данным Елены Скрынник, составляет 48 млн тонн.
То есть говорить о достаточности запасов зерна в России рано. И в такой ситуации, когда не ясно, хватит ли России собственного зерна, затухание внутренней торговли вдвойне опасно. Ведь один Казахстан всю Россию зерном не обеспечит, эмбарго на экспорт не может держаться вечно, а резервный зерновой госфонд не так велик, чтобы в течение долгого времени сбивать завышенные ценовые ожидания аграриев.
Это значит, что, когда уже все меры воздействия на аграрный рынок будут испробованы, останется только один выход – ввести в стране новую продразверстку. О таком крайнем шаге чиновники пока предпочитают не говорить. Представители же отрасли надеются на разумность властей. Однако патовая ситуация не может длиться бесконечно долго. Для выхода из тупика от властей, возможно, потребуются неординарные решения.
Независимая газета
Призрак продразверстки бродит по России. Эмбарго на экспорт парализовало зерновую торговлю
- Просмотров: 2289