Засуха 2010-го года, как и полагается в рыночной экономике, использующей
любой повод для спекуляции, закончилась ростом цен на продукты питания.
Но сам рост цен еще не закончен. Он только начался, и до каких пор
будет продолжаться – неизвестно. То ли пока не упрется в потолок
платежеспособного спроса, то ли пока его не остановят. Но есть ли в
России сила, способная остановить рост цен?
По идее, вроде бы есть – это Федеральная антимонопольная служба (ФАС), возглавляемая Игорем Артемьевым. Однако в последнее время ФАС почему-то все чаще объясняет нам, почему цены растут, вместо того, чтобы бороться с ними. Почему растут, мы и сами примерно знаем – очень хочется им денег, а тут такой удобный повод – засуха.
ФАС же тем временем констатирует: рост цен на хлеб в России в конце августа — начале сентября может составить 10-15%. При этом практически во всех субъектах страны продолжается рост цен на муку, цитирует РБК. Таким образом, ФАС занялась составлением прогнозов роста цен, что совсем не является ее делом.
И не просто прогнозами, а обоснованием подорожания. По данным ФАС, подорожание муки связано с тем, что в стране закончились запасы зерна, приобретенные до ажиотажного роста цен из-за засухи, и предприятия были вынуждены начать производство муки из дорогого сырья.
Последнее утверждение не совсем понятно. Это что же – раньше мы ели хлеб из дешевой муки, а теперь – из дорогой? Но тогда это должно отразиться на его качестве, а этого не наблюдается. Как был он весьма среднего качества, так и остался. Или же это наши пекари «умеют» так печь, какое сырье им не дай? Вряд ли. Что-то здесь не то.
Сейчас государство, считает эксперт, повсеместно практикует полное свое освобождение от каких-либо социальных обязательств. По старой памяти оно еще латает отдельные дыры, но долгосрочная тенденция ясна: государство движется к тому, чтобы не нести никакой ответственности за социальную сферу. Стремится полностью сбросить с себя регулятивные механизмы и предоставить все «на волю волн». А куда они вынесут — заведомо известно.
То, что происходит сейчас – это борьба здравого смысла и тупой либеральной идеологии, говорит Михеев. Она (идеология) абсолютно тупая, потому что ведет в тупик. Здравый смысл вроде бы подсказывает руководителям страны: нельзя бросать ситуацию на произвол. Но уже даже система законов, выстроенных под либеральную идеологию, говорит: нет, вмешиваться нельзя! Пусть все сдохнут, и все сгорит, лишь бы восторжествовал либерализм!
Касаясь практически безнадежной борьбы ФАС с монопольным ростом цен, он отметил: «Это и есть та самая борьба здравого смысла и людоедской системы. Нас хотят убедить, что якобы и в этой системе существуют механизмы, которые позволяют избегать крайностей. Однако и раньше, и сегодня мы убеждаемся в том, что подобных механизмов нет. Повсеместно ФАС натыкается на проблемы. Скажем, монопольный сговор. Все знают: он есть, но, поскольку доказать его невозможно, значит, он отсутствует.
Или же ФАС сталкивается с бизнес-структурами, аффилированными с властью, с чиновниками, крышующими предпринимателей. Ну, и каким образом это ведомство может что-либо сделать? Вот и получается, что ФАС уготована роль мальчика для битья, да и валить на это ведомство можно все, что угодно: «Недосмотрели!». Но что может реально сделать служба, возглавляемая Игорем Артемьевым?»
Но выход есть и здесь, считает Михеев: «На самом деле, выход есть. Или менять законы и возвращать такие понятия, как «необоснованная спекуляция», или жестче применять рычаги «неформального» влияния на бизнес. Да «прихватите» любого предпринимателя – и за ним обнаружится такое количество нарушений, и по закону его можно так «тряхнуть», что он не просто забудет, как поднимать цены, но и раз в месяц примется добровольно их снижать!».
Вот мы и вернулись опять к применению штрафов, исчисляемых как процент с оборота. Это как раз и есть то средство, которое имеет право применить ФАС, и от которого предпринимателю захочется «добровольно» снизить цены.
Предпринимателей, взвинчивающих рост цен, Михеев охарактеризовал так: «Им всем, еще раз скажу, на самом деле глубоко наплевать как на страну, в которой они живут, так и на людей, которые их окружают. Они уяснили для себя основной принцип: главное – их собственная прибыль. Они настолько глубоко усвоили эгоцентрическую, циничную и наплевательскую идеологию, что стали разрушительными элементом сами по себе. И управлять ими не надо, они уже — люди, готовые разрушать «окружающую среду», то есть государство, при первом удобном случае».
Михеев оценивает наш бизнес как деструктивную силу: «В большинстве своем наши предприниматели – плохо образованные, недальновидные даже в плане личных перспектив, чрезвычайно жадные и абсолютно беспринципные люди. Вот и все. Независимо от того, какие костюмы они носят и в каких фирмах сидят».
К счастью, ФАС не переключилась полностью на прогнозы. В ряде регионов она начала антимонопольное расследование в связи с необоснованным завышением цен. Вместе с тем, в России дорожает не только хлеб. Гречневая крупа, розничные цены на которую выросли почти в 3 раза, уже почти исчезла с прилавков магазинов. Эта ситуация возникла из-за того, что торговцы отказываются закупать продукцию у поставщиков, которые необоснованно завышают цены.
Резко выросли также и цены на молоко и молочную продукцию. Как сообщает РИА «Новости», с начала августа цены на молочку в среднем выросли на 3-18% в зависимости от наименования. По данным мониторинга ФАС, рост цен зафиксирован в Алтайском, Красноярском, Хабаровском краях, республиках Башкирия и Татарстан, Костромской, Новгородской, Нижегородской областях. Более того, в Воронежской, Кировской, Липецкой областях наблюдается снижение ассортиментного ряда молочной продукции в розничной торговле.
А дальше следует очень примечательный абзац: «Хозяйствующие субъекты отмечают, что себестоимость молока в значительной степени зависит от объемов его производства и загрузки мощностей предприятия, которая в настоящее время в связи с дефицитом молочного сырья снизилась на 25-30%. В связи с ростом удельных затрат на производство 1 литра молока увеличилась его себестоимость, что и привело к росту отпускных цен на него»,— поясняется в сообщении ФАС РФ.
Здесь антимонопольщики фактически выступают адвокатами монополистов. Ну, не забавно ли? Оправдания у тех, кто повышает цены, всегда найдутся. Это вообще свойство человеческой природы – всегда и во всем найти себе оправдание. Не стоило бы уважаемой службе их повторять, пусть сами оправдываются.
Еще в конце июля председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко сделал прогноз, что розничные цены на молочную продукцию из-за засухи могут вырасти на 6-10% в течение года, при этом дефицита этого товара на российском рынке не предвидится. А уже в августе член совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания», председатель совета Российского союза предприятий молочной отрасли Давид Якобашвили заявлял о том, что цены на молочную продукцию в России могут повыситься из-за засухи на 10-15%. А если добавить сюда наценку розницы, то цены вырастут на все 30-50%.
Помнится, когда несколько лет назад начали расти цены на бензин, ФАС так «припечатала» некоторые нефтяные компании оборотными штрафами, что те только крякнули. Кажется, тогда это помогло, хотя штрафов те все равно не платили – отсудились в арбитражах. Вот бы ФАСу и сейчас шугануть молочников, а также производителей пшеницы, гречки и муки оборотными штрафами. Небось, завертелись бы, как угри на сковородке, и тут же начали бы цены снижать. Или ей не велено свыше применять это мощное средство?
Интересные мысли о причинах нынешнего подорожания высказал в интервью ресурсу «Столетие» вице-президент центра политических технологий Сергей Михеев. Он считает нынешний рост цен совершенно естественным для той модели экономики, которая действует у нас и, практически, во всем мире. Ибо она основана на спекуляциях. А спекулянты используют любой повод для повышения цен, какой только им удается: политики, климат, стихийные бедствия, эпидемии гриппа – все.
Нам, да и всему миру, поясняет Михеев, навязана с подачи либералов такая систему взглядов на жизнь, согласно которой мерилом всего, добра и зла, эффективности или неэффективности экономики, является прибыль. Все то, что приносит прибыль – хорошо. С точки зрения религии – это очевидный и откровенный сатанизм, говорит Михеев, потому что понятия добра и зла подменяются на понятия «выгодно-невыгодно».
Соответственно проблема этой системы в том, что она полностью устраняет какие-либо моральные ориентиры из критериев оценки ситуации. Все должно регулироваться наличием или отсутствием прибыли и ее нормой. В данном случае все человеческое за ненадобностью выбрасывается на свалку.
Нам кажется, что это все показуха, типа борьбы нанайских мальчиков, когда удары только имитируются. На самом деле, они заодно. Помается народ без гречки, да и согласится на любую цену, лишь бы она была на прилавках.
Эксперт считает, что цены будут расти, пока их не затормозят на каком-то уже достаточно высоком уровне, как это было с ценами на бензин. «А вот что потом, трудно сказать. Пока государство и правящий класс не подает признаков понимания, что слепое следование либеральным догмам ведет Россию в тупик. Жить по учебникам девятнадцатого и начала двадцатого века, по которым строится сегодня современная рыночная экономика, глупо, не надо нам этой зашоренности. Все разговоры о «приверженцах кейнсианства» — позавчерашний день. Про Джона Кейнса сейчас только знают, что он был известными гомосексуалистом, и ничего толкового написать не мог. Но ведь на его трудах основана вся мировая финансовая система… Вот так мы сегодня и живем. Боюсь, что так же будем жить и завтра, до той поры, пока мы будем еще в силах платить по новым расценкам».
И с ожиданиями его трудно не согласиться. Правительство будет изображать бурную деятельность, а цены будут продолжать ползти вверх. Потом остановятся. Надолго ли? Говорят, в следующем году засуха может повториться.
KMNews
Кто в России борется с ростом цен? И борется ли?
- Просмотров: 2550