Российские санврачи вновь оказались в центре международного скандала.
Конфликт разгорелся из-за швейцарского детского питания. По большому
счёту буря в стакане, но в силу тенденций последних лет рядовые анализы
привели к полномасштабной торгово-дипломатической войне. Последние 15
лет импортные продукты питания всё чаще переходят из разряда пищи в
разряд стратегического оружия.
Последние сводки с продуктово-дипломатического фронта: проблемы с продукцией мирового гиганта Nestle. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко запретил поставлять на наш рынок его детское питание. По мнению главы Роспотребнадзора, у Nestle слишком уж ослабла производственная дисциплина. Более конкретная информация появилась совсем недавно, причём первоначально озвучил её не главный санитар, а представители компании. Как пояснила менеджер по корпоративным коммуникациям «Нестле Россия» Мамина Зибарева, речь идёт об отказе в выдаче разрешения на поставку в Россию детского питания «Говядина с овощами по-домашнему».
В официальных документах Роспотребнадзора говорится, что разрешительная документация на продукцию, производимую на фабрике компании, расположенной в Финляндии, не выдана из-за того, что Nestle не представила ряд необходимых документов. В частности, подтверждающих безопасность продуктов для человека, акты отбора проб для исследований, а также документы производителя о том, что он доверяет своему российскому филиалу представлять интересы на территории нашей страны по проведению госрегистрации. Впрочем, из-за чего возник весь этот сыр-бор, пока вообще не очень понятно, поскольку, по словам представителей Nestle, не понравившийся Роспотребнадзору продукт пока что отсутствует на нашем внутреннем рынке.
«Этого продукта нет на российском рынке, он только планировался для импорта в Россию после получения соответствующих разрешительных документов. После подачи документов на регистрацию этого продукта ещё в 2008 году компания изменила свои планы и решила не поставлять его на российский рынок, так как в нашем портфеле есть аналогичные продукты», – поясняют представители Nestle.
Казалось бы, на этом конфликт мог бы быть исчерпан, однако главное санитарное ведомство страны решило не останавливаться на достигнутом, запретив поставки в Россию ещё четырёх видов детского питания, производимого принадлежащей Nestle компанией Gerber. Причём на этот раз претензии оказались куда более серьёзные, нежели отсутствие нескольких почти формальных документов. Как указывают в Роспотребнадзоре, при производстве запрещённого ныне детского питания используется мясо птицы, подвергшееся обработке хлором. При том, что подобная методика обеззараживания куриного мяса в нашей стране запрещена лишь с 1 января текущего года.
Столь яростные нападки санврачей на одну из крупнейших в мире транснациональных корпораций уже явились причиной международного скандала. На прошлой неделе Геннадий Онищенко заявил, что «не исключает обращения в суд в связи с заявлениями посла Швейцарии в России Вальтера Гигера, которые находятся за гранью элементарной вежливости». Интересно заметить, что и сам глава Роспотребнадзора, и швейцарское дипломатическое представительство в России отказываются раскрывать подробности высказывания Вальтера Гигера.
Между тем на повестке остаётся главный вопрос: какой глобальный торгово-экономический спор послужил поводом для атаки на детские консервы? Полной ясности в этом нет, но в качестве одной из версий выдвигаются проблемы, которые возникли у российских структур с покупкой одной из швейцарских высокотехнологичных компаний. Если это действительно так, по завершении сделки о пищевых претензиях скорее всего просто забудут.
Вопросы качества и безопасности импортируемых пищевых продуктов уже давно перекочевали в исключительно политическую плоскость. Так что скандал с детским питанием, в производстве которого используется хлорированное мясо, едва ли может свидетельствовать о недобросовестности компании-производителя.
Достаточно сказать, что введение новых санитарных требований к мясу птицы в России изначально было продиктовано исключительно политическими соображениями. Дело в том, что обработка хлором широко применяется в США, бывших до недавнего времени крупнейшим поставщиком куриного мяса в нашу страну. Проблема, однако, в том, что в последние годы отечественная промышленность развилась настолько, что потребность в значительном импорте из США практически отпала. Но отказаться от него не так-то просто: заключённые с Америкой торговые соглашения в рамках нашего грядущего присоединения к ВТО предусматривали только наращивание импорта мяса птицы из Штатов.
Пресловутые «ножки Буша» уже не раз становились предметом политического торга во взаимоотношениях России и США. Первые попытки сократить количество импортных поставок были предприняты ещё 10 лет назад. Но поскольку экспорт куриного мяса является достаточно критичным для экономики Штатов, сделать это было не так-то просто. В 1995 году американцы были вынуждены отстаивать свою курятину на самом высоком политическом уровне: по слухам, тогдашний президент Билл Клинтон пригрозил российской стороне, что в случае сокращения импорта он не приедет на празднование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В 2002 году в борьбу против импортной курятины выставили «тяжёлую артиллерию»: Роспотребнадзор обнаружил в американском мясе бактерии сальмонеллы, и ввоз курятины был запрещён. В ответ американская сторона пригрозила повысить пошлины на импорт российской стали, а также применить поправку Джексона – Вэника, согласно которой для стран с нерыночной экономикой действуют повышенные тарифы и сборы. В результате запрет продлился всего месяц. Однако в этом году с новыми санитарными требованиями, запрещающими хлорирование мяса, американской стороне спорить уже сложнее. С начала этого года американские поставщики провели уже не один раунд переговоров с российскими санитарными ведомствами, однако никакого соглашения пока заключить так и не удалось.
Самым заметным санитарно-политическим скандалом по праву считаются наши торговые взаимоотношения с Польшей. В ноябре 2005 года Россия запретила импорт животноводческой продукции из этой страны, мотивировав это тем, что говядина поступает по поддельным ветеринарным сертификатам. Интересно заметить: несмотря на то что Польша, во-первых, даже не входит в пятёрку крупнейших поставщиков мяса в нашу страну, а, во-вторых, для польских производителей в отличие от американских фермеров поставки в нашу страну оказываются отнюдь не столь критичными, мясные войны получили поистине огромный общественный резонанс.
Дело в том, что обнаружение поддельных ветеринарных сертификатов совпало по времени с проведением саммита Россия – ЕС в Финляндии, на котором предполагалось обсудить Энергетическую хартию, определяющую правила торговли нефтью и газом. Учитывая, что в те времена 60% отечественного газа и 95% российской нефти шли транзитом через Польшу, а на саммите предполагалось обсудить также строительство обходного трубопровода, вопрос о срыве саммита для польских властей оказывался отнюдь не праздным.
В том же 2005 году российские контролирующие органы оказались недовольны качеством норвежского лосося, поставки которого также были запрещены некоторое время, пока не разрешился конфликт с Норвегией из-за российского рыболовного судна.
Весной 2006 года, во время обострения конфликта в Приднестровье, направить переговоры российского и молдавского президентов в выгодное для нашей страны русло помогли очень кстати обнаруженные в молдавском вине пестициды. В результате весь импорт из республики был остановлен. Примечательно, что тогда никакие заключения, предоставляемые импортёрами, о качестве продукции, полученные при этом в лабораториях самого же Роспотребнадзора, так и не помогли. Однако после того, как президентам двух стран удалось прийти к определённому соглашению, пестициды в молдавском вине волшебным образом растворились. Причём, учитывая, что Россия является крупнейшим рынком сбыта для молдавских виноделов, пестициды, преследовавшие изначально только политическую цель, в итоге оказались выгодными и для потребителей. Импорт из Молдавии существенно сократился, однако в результате в Россию стала поступать продукция куда более высокого качества.
А вот следствием так и не налаженных отношений с Грузией остаётся введённый в том же 2006 году запрет на импорт грузинских вин и минеральной воды «Боржоми». В первых были найдены всё те же пестициды, а производителей минералки обвинили в том, что они недостаточно заботятся о том, чтобы их продукцию не подделывали недобросовестные производители.
Остаётся добавить, что список конфликтных продуктов будет только пополняться. Уж очень удобно им манипулировать, не говоря о высокой резонансности подобных тем. Питание близко и понятно каждому, так что соответствующий информационный фон гарантирован.
Источник: versia.ru
Мясо птицы стало инструментом глобального бизнеса и политики
- Просмотров: 2639