При отсутствии адекватной государственной поддержки ситуация с самообеспеченностью России говядиной будет и дальше ухудшаться

При отсутствии адекватной государственной поддержки ситуация с самообеспеченностью России говядиной будет и дальше ухудшаться

В настоящее время большая часть продукции сельского хозяйства в России производится в хозяйствах населения. Так, по предварительным данным Росстата, в 2009 году доля хозяйств населения в общей стоимости произведенной в стране сельскохозяйственной продукции составила 46,4%, в то время как в 1990 году на долю нетоварного сектора приходилось всего 26,3% от общего объема произведенного продовольствия. На крестьянско-фермерские хозяйства в 2009 году пришлось 7,7% от общей стоимости произведенной в стране сельхозпродукции. Доля крупных, средних и малых сельхозорганизаций в общей стоимости продукции сельского хозяйства снизилась с 73,7% в 1990 году до 45,9% в 2009 году. Для сравнения, 6% хозяйств США (по данным за 2007 год) производят 75% всей сельскохозяйственной продукции. Непосредственно в сельском хозяйстве США работает всего 1% населения страны и в то же время Штаты являются крупнейшим экспортером продовольствия в мире.
Следовательно, в то время как в мире просматривалась тенденция к укрупнению, оптимизации производства в целях повышения уровня механизации, автоматизации в России происходили обратные процессы. За счет хозяйств населения добиться обеспечения продовольственной безопасности не представляется возможным. Мелкотоварное и нетоварное производство характеризуется преобладанием ручного труда, отсутствием возможности для внедрения передовой техники и технологий, невозможностью выхода на рынки других регионов и стран. В настоящее время именно крупные предприятия способны производить относительно дешевую и конкурентоспособную продукцию.
Более подробно остановимся на производстве мяса в России, рассмотрим динамику развития различных категорий хозяйств в данном направлении.

Сельхозорганизации
По расчетам ИАА «ИМИТ», произведенным на основе данных Росстата, суммарное производство свинины, говядины и мяса птицы в убойном весе в сельхозорганизациях России в январе-апреле 2010 года составило около 1 300 тыс. тонн. Это на 15,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, на 28,7% больше, чем в январе-апреле 2008 года, на 50,9% больше, чем за рассматриваемый период 2007 года. По сравнению с январем-апрелем 2003 года производство основных видов мяса в убойном весе за первые 4 месяца 2010 года в данной категории хозяйств почти удвоилось (выросло более чем в 1,9 раза). Это говорит о повышении товарности производимого в стране мяса, ускоренном переходе мясной отрасли на промышленную основу.
Производство свинины в сельхозорганизациях за январь-апрель 2010 года по сравнению с январем-апрелем 2009 года выросло на 23,8%. Если подобная динамика продолжится и в следующие месяцы текущего года, то производство свинины в данной категории хозяйств по итогам 2010 года вырастет более чем на 200 тыс. тонн, что соответствует прогнозам ИАА «ИМИТ», сделанным в конце 2009 года. С прогнозом производства свинины в России до 2012 года можно ознакомиться в аналитическом обзоре «Российский рынок свинины в 2009 году: поголовье, производство, импорт, эпизоотическая обстановка» на сайте www.emeat.ru в разделе «РЫНОК СВИНИНЫ». По сравнению с январем-апрелем 2008 года производство свинины в сельхозорганизациях выросло на 44,1%, аналогичным периодом 2007 года – на 76,4%. А по сравнению с январем-апрелем 2003 года производство свинины в данной категории хозяйств выросло почти в 2,2 раза.
Производство мяса птицы в сельхозорганизациях за первые четыре месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 16,4%, по сравнению с январем-апрелем 2008 года – на 33,7%, 2007 года – на 62,9%, а по сравнению с январем – апрелем 2003 года - более чем в 3 раза.
Производство говядины в сельхозорганизациях в отличие от мяса птицы и свинины сокращается. Так, в январе-апреле текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года оно снизилось на 1%, по сравнению с январем-апрелем 2008 года – на 6,1%, по сравнению с рассматриваемым периодом 2003 года – упало на 32,6%.
Основные причины падения производства говядины в промышленных масштабах:
- доля КРС мясного направления в России составляет около 2% от общего стада;
- инвесторы неохотно идут в это бизнес, что связано с длительными сроками окупаемости проектов по выращиванию КРС мясного направления, потребностью в длинных инвестициях;
- низкая эффективность производства говядины, что удерживает её себестоимость на высоком уровне, снижает конкурентоспособность российской говядины. Например, по некоторым данным, расход кормов на 1 кг привеса скота в России в 1,4 – 1,7 раз выше, чем в странах ЕС. В то же время для повышения эффективности производства также необходимы длинные инвестиции, направленные на техническое переоснащение комплексов по выращиванию КРС, улучшение племенной базы и тд.
Наращивание производства говядины в России на данном этапе развития возможно лишь при значительной и долговременной государственной поддержке сельхозпроизводителей. Для привлечения инвесторов в отрасль нужны гарантии стабильности и окупаемости вложенных средств. При отсутствии адекватной государственной поддержки ситуация с самообеспеченностью России говядиной будет и дальше ухудшаться.
Если еще в январе-апреле 2003 года на говядину приходилось 40% от суммарного промышленного производства (сельхозорганизации) основных видов мяса в убойном весе, на свинину – 25%, на мясо птицы – 35%, то по итогам января-апреля текущего года на говядину приходится всего лишь около 14%, на свинину – 28%, а на мясо птицы – 58%.
Однако падение производства говядины за первые четыре месяца текущего года в сельхозорганизациях наблюдается не во всех федеральных округах России. Некоторые из них показали незначительный рост, что в первую очередь обусловлено усилившимся забоем скота. По состоянию на 1 мая текущего года по сравнению с аналогичной датой 2009 года среди сельхозорганизаций лишь поголовье в Северо-Кавказском федеральном округе выросло - на 16%. Но его доля в общем поголовье в данной категории хозяйств составила менее 3% (288 тыс. голов). С динамикой производства основных видов мяса по месяцам, в том числе и в региональном разрезе, можно ознакомиться в аналитических разделах сайта ИАА «ИМИТ» www.emeat.ru.

Крестьянско-фермерские хозяйства
Производство всех видов мяса в крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ) в первом квартале 2010 года продолжает показывать небольшую динамику роста – 3,6%. В общем же объеме производства мяса в стране по итогам января-марта текущего года доля КФХ составила всего 2,4% (в первом квартале прошлого года – 2,5%). Снижение доли суммарного производства всех видов мяса в данной категории хозяйств обусловлено значительным ростом производства мяса птицы в стране. В крестьянско-фермерских же хозяйствах данный вид мяса практически не производится – на их долю в первом квартале пришлось лишь 0,4% от общероссийского производства. Это связано с тем, что заниматься мелкотоварным производством мяса птицы в коммерческих целях в современных условиях невыгодно.
В то же время в крестьянско-фермерских хозяйствах на фоне общего падения производства говядины наблюдается его значительный рост – на 6,8% в первом квартале текущего года, что вовсе не обусловлено ликвидацией поголовья. Численность КРС на фермах страны с 1 апреля прошлого года по 1 апреля текущего года выросла на 8,2% до 1 410 тыс. голов. На государственном уровне следовало бы поддержать данную тенденцию.
Как один из возможных вариантов дальнейшего развития – курс на кооперацию, которая успешно зарекомендовала себя в странах Северной Европы. Например, в Финляндии кооперативы реализуют почти 90% товарного молока. В Швеции и Норвегии на них приходится до 100% переработки и сбыта молока, около 60% продаж яиц, зерна и другой продукции, до 90% убоя и переработки скота.
Совместные убойные пункты скота могут быть созданы при поддержке уже существующих крупных агрохолдингов, где есть передовой опыт успешного развития, отлажены каналы сбыта продукции. Например, в Швеции в настоящее время просматривается усиление взаимодействия кооперативов с крупными монополиями, госструктурами. Во главе кооперативных объединений там зачастую стоят крупные банкиры, бизнесмены и политические деятели, тесным образом лично связанные с финансовым капиталом, акционерными обществами, банками и тд., имеющие обширные связи и сильное лобби.
Кооперация в сфере выращивания и переработки КРС в стране позволит объединить усилия фермеров, создать единые стандарты качества выпускаемой продукции, кроме того, появятся новые возможности разделения труда между фермерами одного кооператива (молочное направление, доращивание бычков), выход на рынки других регионов и тд.
Основные препятствия, которые могут стать на пути к успешной реализации подобного проекта: разброс фермерских хозяйств по огромной территории страны; в большинстве хозяйств в лучшем случае содержится всего по несколько десятков голов скота. В то же время для первых пилотных проектов можно выбрать регионы, где концентрация поголовья на фермах является наибольшей, а при решении задач, связанных с укрупнением ферм целесообразно использовать опыт Японии, где также существовала подобная проблема. Государство поощряло и продолжает поощрять укрупнение производства на принципах оптимизации. Определены минимальные размеры предприятий, которые имеют право получать государственные субсидии.

Хозяйства населения
В условиях роста конкуренции со стороны сельхозорганизаций производство в нетоварном секторе (хозяйства населения) сокращается. По итогам января-марта текущего года производство всех видов мяса здесь сократилось на 2%. Доля производства всех видов мяса от общероссийского производства за январь-март 2010 года здесь по сравнению с аналогичным периодом 2009 года снизилась с 37,3% до 33,7%.
Падение показателей в хозяйствах населения может быть связано не только с невыгодностью в нынешних условиях заниматься мелкотоварным производством мяса. Здесь также играют роль демографические факторы – (старение сельского населения, отток молодежи в города), а также комплексная деградация сельских территорий.
Так, по данным российских ученых, 90% всех населенных пунктов сельской местности России не имеют централизованного водоснабжения, канализации, около 50% всех населенных пунктов негазифицированы. Только 45% дорог имеют твердое покрытие.
В 50% населенных пунктов отсутствуют учреждения здравоохранения и культуры, в 30% - магазины и торговые точки, в 75% - предприятия бытового обслуживания, библиотеки, более половины имеющихся учреждений социальной и бытовой сферы нетелефонизированы. Всё это свидетельствует о крайне низком уровне жизни на селе. Коэффициент смертности здесь составляет на 16% больше, чем в городе, в условиях нищеты проживает каждая пятая семья. Эти и многие другие факторы подрывают развитие сельского хозяйства, вынуждают население мигрировать в города. Без создания инфраструктуры, как социальной, так и экономической, все попытки развития сельского хозяйства на селе, устойчивого развития фермерских хозяйств будут мало эффективны. Следует учитывать, что, самостоятельно не производя товаров, отрасли инфраструктуры в значительной степени определяют результаты производства. Именно поэтому в развитых странах развитию социально-экономической инфраструктуры на селе уделяется приоритетное значение.
Кроме того, такое положение дел подрывает многофункциональную роль сельского хозяйства и на микроуровне, что негативно отражается не только на экономике страны, но и на её демографии, экологии и культуре. Мировой опыт свидетельствует, что государственная поддержка малых форм хозяйствования также важна, но уже в первую очередь не с экономической, а с социальной точки зрения. Без отсутствия должной государственной поддержки сельских территорий демографическая ситуация в сельской местности может сложиться таким образом, что вскоре многие инвесторы столкнутся с невозможностью организации производства ввиду нехватки рабочей силы.