Генетика рвётся в Европу. На кончиках лопат немецких „бульбашей“ и чешских „кукурузников“

Генетика рвётся в Европу. На кончиках лопат немецких „бульбашей“ и чешских „кукурузников“

Недавно химический концерн BASF селекционировал специальный картофель, который, очевидно, будет выращиваться и в соседней Чехии. Сторонники генетически модифицированного растениеводства надеются, что эта картошка станет первой ласточкой в распространении передовой продукции на просторах континента. Их оппоненты желают, чтобы ГМ-эксперимент поскорее „загнулся“.

Европейский Союз, всегда консервативно относившийся к генетическим нововведениям в сельском хозяйстве, в последнее время начал потихоньку приоткрывать „железный занавес“, который его руководство в своё время опустило перед лицом вторжения „заморских“, прежде всего – американских „модифицированно-навороченных“ диковинок. Ведь раньше, пока американцы спокойно уплетали попкорн из генетически модифицированной кукурузы, а бизнес вокруг мутированных культур давал хорошо заработать их биотехнологическим фирмам, Европа, проспавшая этот процесс, упорно отказывалась от ГМ-растений. В Старом Свете сейчас создаётся лишь 1% мировых продуктов этого рода, а вот в США – 55%.

Пшеница для пустыни
В 2007 году в 23 странах мира выращивались ГМ-растения на 114,3 миллиона гектаров сельхозугодий (примерно на 8% всех земель, используемых в растениеводстве). Всего на эти культуры сделали ставку более 12 миллионов фермеров. Чаще всего в их арсенале можно наблюдать усовершенствованные сою, кукурузу, хлопок и рапс. Генетический "ремонт" растения обеспечивает большие урожайность и сопротивляемость по отношению к вредителям и гербицидам, уничтожающим сорняки. Больше всего ГМ-растений выращивается в США, где они высажены на площади в 60 миллионов гектаров. Американские фирмы уже способны поставлять на рынок семена ГМ-зерновых, которые растут даже в африканской полупустыне, на сильно засолённых почвах, где классические сорта той же пшеницы обречены на смерть.

Но теперь, кажется, процесс пошёл. Например, Европейская комиссия недавно дала „добро“ на использование в евроземледелии пяти генетически модифицированных растений. В их числе – и картофеля, селекцией которого несколько лет занималась известная германская химическая фирма BASF. Отдельные страны-члены ЕС теперь сами должны принять решение по поводу того, будут ли эти растения фактически выращиваться на их полях.
Агентство Reuters сообщает, что Еврокомиссия дала „добро“ на выращивание генетически изменённых растений впервые за последние 12 лет. При этом не следует забывать, что против использования этих растений в сельском хозяйстве уже многие годы самоотверженно сражаются  многие экологические организации. Дабы немного их успокоить, ЕК сообщила, что согласие на введение ГМ-растений в сельхозоборот было дано с очень жёсткими условиями. Картофель, которому предприятие BASF дало поэтическое название Amflora, нельзя оставлять на полях после сбора урожая; кроме того, должно быть гарантировано, что посевы данного вида картофеля не распространятся на более обширные земельные пространства, нежели было позволено еврокомиссарами.

Химический концерн надеется, что картофель Amflora удастся начать выращивать уже в этом году. В Европе растение может быть на данном этапе высажено на 250 гектарах, причём 150 гектаров экспериментальных полей могли бы располагаться в соседней с Германией Чехии.

BASF на своём вэб-сайте информирует, что его работники возились с новой картошкой более 13 лет. По мнению знаменитой фирмы, введение данного растения в сельхозоборот могло бы в будущем стать значительной вехой в развитии генетически видоизменённого земледелия на европейском континенте.

Автора – в студию!
BASF – немецкий концерн, принадлежащий к числу самых значительных химических предприятий мира. Фирма была основана в 1865 году; в настоящее время в её филиалах по всей планете трудятся почти 100 тысяч человек. Под крылом концерна – примерно 160 дочерних компаний. Химический гигант, как следует из „картофельной“ истории, на досуге занимается и сельским хозяйством; вообще же его многочисленные продукты используются в автомобильной, текстильной промышленности, а также при производстве конструкционных материалов.

Второй после кукурузы
Amflora, созданная в тиши лабораторий BASF, является вторым генетически модифицированным растением, которое можно выращивать на территории ЕС. В 1998 году „зелёный свет“ от Еврокомиссии получил один сорт генетически видоизменённой кукурузы. Кстати, нынче Еврокомиссия также открыла европейский рынок для ещё трёх видов ГМ-кукурузы. Они, однако, должны выращиваться вне территории ЕС.
Впрочем, „картофельное“ разрешение Еврокомиссии распространяется лишь на ограниченное число сфер употребления чудо-растения, созданного коллективом немецких „химических селекционеров“. Корнеплод позволено употреблять только на корм скоту и для нужд промышленного производства, например, на бумажных фабриках. Картофель (по крайней мере, пока) нельзя будет продавать людям в качестве продукта питания.
Несмотря на это, а также на то, что, согласно заявлению Еврокомиссии, её решение основывается на „солидном материале добросовестной науки“, экологические организации тут же встали на дыбы. „Этот картофель создан с прицелом на выработку максимального количества крахмала. Но он также содержит ген, обеспечивающий сопротивляемость растения по отношению к некоторым антибиотикам. Если картофель, выращиваемый для употребления в пищу человеком, каким-либо образом „заразят“ этим геном, то для Европы это будет крайне безрадостной информацией,“ предупреждает движение Greenpeace. „Передвижение генов между растениями - обычное явление. Если вы поместите ген куда-нибудь, то он обязательно „убежит“. И попадёт в иные виды того же растения, а также в генетическую структуру его дикорастущих „родственников“. Совершенно очевидно, что нулевая контаминация в настоящее время невозможна,“ обращает внимание общественности на проблемы генетически модифицированных растений генетик Пол Гептс из Калифорнийского университета в газете The Guardian.
"Напрасное и чрезмерное употребление антибиотиков в медицине уже привело к тому, что многие из них перестают оказывать лечебное воздействие на организм, - обращает внимание Стефания Тёве, специалистка по генетике из немецкого филиала Greenpeace. - В случае с генетически модифицированным картофелем угрожает не менее серьёзная опасность".
Противники ГМ-растений утверждают, что их долгосрочное генетическое влияние может быть вредным для здоровья человека и диких животных. Напротив, биотехнологическая промышленность придерживается того взгляда, что ГМ-растения так же безопасны, как и традиционные сорта; кроме того, генетически модифицированные растения могут предоставить человечеству более дешёвые продукты питания.

Политика – не картошка
Решению Брюсселя предшествовал сложный процесс в самой Германии, которая, как известно, ввиду своего экономического веса является одной из главных „законодательниц мод“ в ЕС. Так вот, выращивание „генетической картошки“ в Германии было разрешено ещё в мае 2009 года. Тогда это решение многих, мягко говоря, удивило, поскольку правительство накануне отказало в легализации генетически модифицированной кукурузе, которую пытался продвинуть на местный рынок американский растениеводческий гигант Monsanto. Не помогло даже то, что американскую кукурузу одобрил Евросоюз. И вот, дав от ворот поворот „маису“, немецкая министр земледелия Ильзе Айгнер неожиданно разрешила выращивать ГМ-картофель, эту самую „амфлору“, детище концерна BASF. По словам чиновницы, картошка не представляет опасности для здоровья людей. Поэтому она позволила его тестирование на одном-единственном поле. Компания BASF тогда также постаралась притупить опасения противников исследований тем, что приняла дополнительные меры безопасности  для выращивания усовершенствованной картошки. Уменьшилась и площадь экспериментального поля – с первоначальных 150 гектаров до 20 га.

„Пища“ для бумажных фабрик
Картофель Amflora видоизменён таким образом, чтобы из него можно было производить бумагу, клей, текстиль или материалы для косметической промышленности. Критики, однако, настаивают на том, что новое растение так или иначе представляет значительную опасность для здоровья живых существ, прежде всего - человека. Фирмы, которые планируют создание и совершенствование генетически новых растений, считают эти опасения совершенно необоснованными. По мнению Метте Йоханссон, пресс-секретаря компании BASF, претензии в адрес исследователей имеют под собой лишь эмоциональную основу.

Специалисты тогда объясняли неожиданное решение министр-дамы политическими мотивами: Айгнер, которая в немецком правительстве представляет баварский Христианско-социальный союз (CSU), старалась оказать услугу более мощному партнёру по коалиции, Христианско-демократическому союзу (CDU). Представительница последнего, канцлер Ангела Меркель выдвинула железобетонный аргумент: в развитие генетически усовершенствованных растений были инвестированы значительные суммы; заблокирование исследований, по её мнению, поставило бы под угрозу престиж Германии, как страны, открытой для новых научных тенденций. "Мы не можем игнорировать прогресс только потому, что в данном случае общественное мнение отрицательно относится к исследованиям," заявила тогда г-жа Меркель.

Министр Айгнер, скрепя сердце, взяла под козырёк. Это решение далось ей нелегко. Ведь её „партайгеноссе“ имеют на сей счёт противоположную точку зрения. Корни партии CSU - в суперконсервативной Баварии, которая весьма отрицательно относится к исследованиям в области ГМ-продуктов. Тамошние земледельцы воспринимают эти исследования прежде всего как нежелательную конкуренцию для своей экономики.

В борьбе с вредителями

В Германии существует серьёзное „антигенетическое“ лобби. Результатом его деятельности стало, например, то, что ФРГ в апреле 2009 года запретила выращивание ГМ-кукурузы, которая на тот момент являлась единственным растением подобного рода в Европе и была разрешена в Германии с 2005 года. Федеральный министр земледелия Ильзе Айгнер тогда заявила: "Существует справедливая причина полагать, что MON 810 представляет серьёзную опасность для окружающей среды." Это решение было ударом поддых для американской биотехнологической фирмы Monsanto, которая продаёт семена этой кукурузы. Фирменный сорт под названием MON 810 обладает сопротивляемостью по отношению к вредителю – огнёвке кукурузной, чьи гусеницы пожирают стебель растения. Примечательно, что изначально Германия планировала в прошлом году засеять сортом MON 810 3600 гектаров, причём исключительно в восточных федеративных землях.

Карлштейн: меньше химии, больше кукурузы

Какова будет судьба ГМ-картошки – как говорится, „будем посмотреть“. А вот вышеупомянутая генетически модифицированная кукуруза, несмотря на протесты экологов, всё успешнее пробивает себе дорогу в жизнь. Например, в Чехии. Пока во Франции активисты Greenpeace уничтожают фермерские поля с ГМ-кукурузой, а Еврокомиссия, сделав шаг вперёд, тут же делает два шага назад, заявляя, что "путь Европы - это экоземледелие, а не распространение растений-мутантов,“ чехи потихоньку делают ставку на заокеанские передовые технологии. В Чехии ГМ-кукуруза выращивается примерно на 10000 га (18-е место в мире и второе - в Европе, после Испании).

Этим делом занялись даже недалеко от архитектурно-исторической гордости Чехии – старинного замка Карлштейн, известного во всём мире. Вдохновившись заокеанским опытом, почерпнутым в американском штате Иллинойс, Штепан Чижек, агроном местного сельхозкооператива „Моржина“, за несколько лет расширил площади, засеянные ГМ-кукурузой, с 5 до 500 гектаров. "Прибыль увеличилась на 20%. На каждом гектаре экономим почти $100 крон за химические препараты против вредителей, которые не нужно применять," перечисляет Чижек преимущества своей кукурузы по сравнению с обычными сортами. Никакие экологические активисты тут не промышляют. "Мы лишь уведомляем министерство земледелия и соседних фермеров, где именно сеем ГМ-кукурузу. Никто не жалуется," говорит агроном.

"Мутированная" кукуруза отличается от обычной, к примеру, тем, что ей не страшна гусеница маленькой бабочки огнёвки, которая не только прожирает ствол растения, но и заражает кукурузу ядовитыми токсинами. ГМ-культуру огнёвка обходит стороной; растение не нужно обрабатывать средствами от вредителей. А всё почему? Учёные изменили в кукурузе один-единственный ген, тем самым  наделив её сопротивляемостью по отношению к вредителю. Биотехнологи уже могут, например, сделать рис богаче с точки зрения витаминов, а другим зерновым способны помочь лучше переносить засуху или сопротивляться иным вредителям.

Экономической невыгодой GM-растений является то, что их семена на 25% дороже, чем у обычных растений. В Европе самым значительным поставщиком GM-семян является американская биотехнологическая фирма Monsanto. Однако, по словам агронома Чижека, более дорогие семена компенсируются более высокой урожайностью и экономией в области химической обработки. Впрочем, главную пользу от биотехнологически усовершенствованных растений он видит в другой области. Кооператив выращивает ГМ-кукурузу, главным образом, в качестве кормовой культуры для дойных коров, да ещё на силос. Агроном утверждает, что именно благодаря этому молоко местных бурёнок  гораздо качественнее. "Дело в том, что, если в кормах нет токсинов, которые, туда попадают, главным образом, по вине насекомых-вредителей, то это благотворно сказывается на здоровье животных и их продуктивности," говорит Чижек.

Что же, если это действительно так, то у генетически модифицированных культур действительно большое будущее.

Сергей Жихарев
Источник: журнал «Аграрное обозрение», №2, 2010 г.,  www.agroobzor.ru

Последние новости