Впервые за последние годы посевная кампания началась с осмысления ситуации на рынке зерна

Впервые за последние годы посевная кампания началась с осмысления ситуации на рынке зерна

Впервые за последние годы посевная кампания началась с осмысления ситуации на рынке зерна. С формирования пула мер, которые бы предотвратили обвал цен, подобный тому, что случился осенью прошлого года.
Рынок зерна после урожая 2009 года не восстановился в полной мере даже к весне. На начало марта служба государственной статистики главной житницы Сибири — Алтайского края — отметила рост закупочных цен на зерновые на 4,6% (февраль по отношению к январю). В результате средняя цена за тонну пшеницы в регионе составила около 3 тыс. рублей — всего 57,2% к январю прошлого года. За тонну ржи — чуть более 1,5 тыс. рублей (62,8%). На 0,2% и 1,9% снизились цены на просо и ячмень — 3,3 тыс. рублей и 2,8 тыс. рублей за тонну соответственно. Подорожала только гречиха, на 18,9% — 6,5 тыс. рублей за тонну. Есть о чем поразмышлять.

Вопросы внутреннего спроса
Первое, о чем подумали и сельхозпроизводители, и руководители регионов, — это о сокращении посевных площадей. По разным оценкам, на 30–50%.
Второе — о диверсификации зернового клина. В частности, в Омской области на уровне Министерства сельского хозяйства в рамках региональной стратегии предстоящей посевной кампании пересмотрели структуру посевов в пользу крупяных — гречихи, проса, овса, масличных культур. Площадь масличных, например, увеличится до 100 тыс. га с предполагаемым объемом производства в 80–100 тыс. тонн.
Изменение структуры посевов, по расчетам специалистов, с одной стороны, должно активизировать развитие животноводства в регионе, с другой — обеспечить сырьем заводы по переработке зерна, масличных культур, ввод в эксплуатацию которых как раз намечен на нынешний год.
Во многом схожую стратегию выбрала и соседняя с ней Новосибирская область.
В частности, был усилен и дополнен рацион молочного стада. Это позволило в прошлом году добиться повышения надоев от каждой коровы на 250–260 килограммов.
В целом же, по оценке Виктора Толоконского, губернатора Новосибирской области, региональный рынок зерна обретет некую стабильность, в том случае если объемы внутренней переработки зерна возрастут до 500 тыс. тонн. Это шестая часть, исходя из того, что здесь в среднем выращивают около 3 млн тонн (в последние годы).

Внешние рынки
Вместе с тем можно говорить о начале развития экспортных возможностей Сибири. Помимо того что на региональных уровнях было заявлено о нескольких относительно небольших сделках, Новосибирская область заявила о переговорах по поставкам зерна в Монголию. Красноярский край — о продаже 300 тыс. тонн фуражного зерна Китаю.
Стала появляться информация об экспорте зерна через порты Дальнего Востока. А фактически переваливает зерновые грузы пока только один — Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Тем не менее многие представители стивидорного бизнеса считают, что перспективы этого направления весьма привлекательны.
На международной зерновой торговой конференции «Азия–Россия», состоявшейся в Сингапуре в конце февраля, Сергей Левин, генеральный директор ОАО «Объединенная зерновая компания», заявил, что 2015 году по дальневосточному зерновому коридору только их компания будет экспортировать в страны АТР 4 млн тонн.
Владимир Иваненко, вице-президент ГК «СКАТ», наиболее привлекательными и экономичными назвал как раз перевозки зерна в универсальных контейнерах. В этом случае дальневосточные порты готовы работать с зерном.
Олег Рогачев, первый заместитель генерального директора по стратегическому развитию и корпоративным коммуникациям ЗАО «Русагротранс», поддержал идею строительства зернового терминала в порту Зарубино.
О существовании аналогичного проекта, только в Находке, на днях заявил Виктор Гергерт, вице-губернатор, директор департамента АПК администрации Новосибирской области.
О строительстве зернового терминала уже несколько лет ведутся переговоры и с ВМТП. Администрация Новосибирской области, ГК САХО и ВМТП — активные участники этого процесса. К проекту не так давно стала проявлять интерес одна из крупных японских компаний — Sojitz Corporation.
По словам Вячеслава Перцева, генерального директора ОАО «ВМТП», сейчас разрабатываются технические условия специализированного терминала, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, но каких-либо значимых продвижений в нынешнем году он не предполагает. «Возможно, ситуация на зерновом рынке стран АТР не подтолкнула инвесторов к активным действиям, и это дает некоторое ощущение временного дисконта, которым пока все пользуются», — считает Вячеслав Перцев.  
Между тем события последних нескольких месяцев явственно говорят о том, что идея дальневосточного зернового коридора может «выстрелить» уже в ближайшие год–два. Сейчас идет накопление критической массы проектов, идей, предложений. Сибири, зернопроизводящим регионам важно «выловить» из общей массы самые эффективные решения проблемы экспорта зерна на перспективный рынок стран АТР.
Эксперт

Последние новости