Впервые за последние годы посевная кампания началась с осмысления ситуации на рынке зерна

Впервые за последние годы посевная кампания началась с осмысления ситуации на рынке зерна

Впервые за последние годы посевная кампания началась с осмысления ситуации на рынке зерна. С формирования пула мер, которые бы предотвратили обвал цен, подобный тому, что случился осенью прошлого года.
Рынок зерна после урожая 2009 года не восстановился в полной мере даже к весне. На начало марта служба государственной статистики главной житницы Сибири — Алтайского края — отметила рост закупочных цен на зерновые на 4,6% (февраль по отношению к январю). В результате средняя цена за тонну пшеницы в регионе составила около 3 тыс. рублей — всего 57,2% к январю прошлого года. За тонну ржи — чуть более 1,5 тыс. рублей (62,8%). На 0,2% и 1,9% снизились цены на просо и ячмень — 3,3 тыс. рублей и 2,8 тыс. рублей за тонну соответственно. Подорожала только гречиха, на 18,9% — 6,5 тыс. рублей за тонну. Есть о чем поразмышлять.

Вопросы внутреннего спроса
Первое, о чем подумали и сельхозпроизводители, и руководители регионов, — это о сокращении посевных площадей. По разным оценкам, на 30–50%.
Второе — о диверсификации зернового клина. В частности, в Омской области на уровне Министерства сельского хозяйства в рамках региональной стратегии предстоящей посевной кампании пересмотрели структуру посевов в пользу крупяных — гречихи, проса, овса, масличных культур. Площадь масличных, например, увеличится до 100 тыс. га с предполагаемым объемом производства в 80–100 тыс. тонн.
Изменение структуры посевов, по расчетам специалистов, с одной стороны, должно активизировать развитие животноводства в регионе, с другой — обеспечить сырьем заводы по переработке зерна, масличных культур, ввод в эксплуатацию которых как раз намечен на нынешний год.
Во многом схожую стратегию выбрала и соседняя с ней Новосибирская область.
В частности, был усилен и дополнен рацион молочного стада. Это позволило в прошлом году добиться повышения надоев от каждой коровы на 250–260 килограммов.
В целом же, по оценке Виктора Толоконского, губернатора Новосибирской области, региональный рынок зерна обретет некую стабильность, в том случае если объемы внутренней переработки зерна возрастут до 500 тыс. тонн. Это шестая часть, исходя из того, что здесь в среднем выращивают около 3 млн тонн (в последние годы).

Внешние рынки
Вместе с тем можно говорить о начале развития экспортных возможностей Сибири. Помимо того что на региональных уровнях было заявлено о нескольких относительно небольших сделках, Новосибирская область заявила о переговорах по поставкам зерна в Монголию. Красноярский край — о продаже 300 тыс. тонн фуражного зерна Китаю.
Стала появляться информация об экспорте зерна через порты Дальнего Востока. А фактически переваливает зерновые грузы пока только один — Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Тем не менее многие представители стивидорного бизнеса считают, что перспективы этого направления весьма привлекательны.
На международной зерновой торговой конференции «Азия–Россия», состоявшейся в Сингапуре в конце февраля, Сергей Левин, генеральный директор ОАО «Объединенная зерновая компания», заявил, что 2015 году по дальневосточному зерновому коридору только их компания будет экспортировать в страны АТР 4 млн тонн.
Владимир Иваненко, вице-президент ГК «СКАТ», наиболее привлекательными и экономичными назвал как раз перевозки зерна в универсальных контейнерах. В этом случае дальневосточные порты готовы работать с зерном.
Олег Рогачев, первый заместитель генерального директора по стратегическому развитию и корпоративным коммуникациям ЗАО «Русагротранс», поддержал идею строительства зернового терминала в порту Зарубино.
О существовании аналогичного проекта, только в Находке, на днях заявил Виктор Гергерт, вице-губернатор, директор департамента АПК администрации Новосибирской области.
О строительстве зернового терминала уже несколько лет ведутся переговоры и с ВМТП. Администрация Новосибирской области, ГК САХО и ВМТП — активные участники этого процесса. К проекту не так давно стала проявлять интерес одна из крупных японских компаний — Sojitz Corporation.
По словам Вячеслава Перцева, генерального директора ОАО «ВМТП», сейчас разрабатываются технические условия специализированного терминала, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, но каких-либо значимых продвижений в нынешнем году он не предполагает. «Возможно, ситуация на зерновом рынке стран АТР не подтолкнула инвесторов к активным действиям, и это дает некоторое ощущение временного дисконта, которым пока все пользуются», — считает Вячеслав Перцев.  
Между тем события последних нескольких месяцев явственно говорят о том, что идея дальневосточного зернового коридора может «выстрелить» уже в ближайшие год–два. Сейчас идет накопление критической массы проектов, идей, предложений. Сибири, зернопроизводящим регионам важно «выловить» из общей массы самые эффективные решения проблемы экспорта зерна на перспективный рынок стран АТР.
Эксперт