Потемкинские деревни Минсельхоза

Потемкинские деревни Минсельхоза

На очередном правительственном часе в Государственной Думе 17 февраля 2010 года с отчетом выступила министр сельского хозяйства РФ Е.Б.Скрынник. В обсуждении доклада от фракции КПРФ принял участие заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, академик РАСХН В.И.Кашин.

И президент, и премьер, а сегодня и министр сельского хозяйства вокруг села пытаются создать благостную картину. Дескать, на селе дела пошли в гору, как и в целом в отрасли. Однако объективная реальность не подтверждает высказываемый оптимизм. Слушаем полные ликования рапорты Минсельхоза о неуклонно растущих успехах «отечественного сельхозпроизводителя», но радоваться-то особенно нечему!
Заслушав доклад, можно согласиться, что в отрасли и на селе наметились определённые подвижки, о которых говорил министр. В первую очередь необходимо отметить, что наконец-то в России появилась «Доктрина продовольственной безопасности РФ». Разработка и принятие такого документа были одним из главных пунктов Рекомендаций круглого стола по проблемам продовольственной безопасности, проведенного фракцией КПРФ в Государственной Думе в июне 2008 года. И хотя данный документ не совсем отвечает вызовам времени, тем не менее, безусловно, принятие его - заметный шаг вперед в аграрной политике.
Положительная динамика увеличения производства курятины отечественными птицефабриками пока принципиальных изменений в эту безрадостную картину не прив¬носит. Невозможно питаться одной лишь курятиной и индюшатиной! Даже самой прекрасной!
До преодоления негативных процессов на селе еще очень далеко. За годы так называемых реформ здесь столько накопилось острых проблем, что предпринимаемыми сегодня правительством мерами их не решить. Но решать их надо! В первую очередь это социальные проблемы. Село деградирует и вымирает. Даже по официальным данным в 72 регионах страны наблюдается депопуляция села. Причем смертность на селе очень сильно возросла среди 30-40-летних. Тысячи деревень уже исчезли с лица земли. Молодежь покидает деревню и уезжает в город. Дипломированные специалисты – агрономы, зоотехники, инженеры – также оседают в городе. Основная причина – бедность и запущенность социальной сферы. Средняя заработная плата в сельском хозяйстве на конец 2009 года составила 9593 рубля. Это в 2 раза ниже средней заработной платы по стране и более чем в 4 раза - средней заработной платы в добывающих отраслях. Показатель бедности на селе в 1,6 раза выше, чем в городе. Доля сельчан с доходами в 2 и более раз ниже прожиточного минимума, то есть живущих в нищете почти в 3 раза больше чем в городе.
На селе закрываются школы, библиотеки, дошкольные и медицинские учреждения. Достаточно сказать, например, что в 1915 году в России было 77360 школ, в 1990 году – 67600, а к 2009 году их число снизилось до 54300 школ. Медицинских учреждений в 1940 году было 8500, в 1990 году – 12800, а к 2009 году их осталось только 6500. Дошкольных учреждений в 1990 году было 87900, к 2009 году их число сократилось до 54300. При этом сокращение произошло в основном именно за счет социальных предприятий села. Уровень общей сельской безработицы находится на уровне 18%.
Одним словом разрушительный маховик, который сегодня запущен по уничтожению русской деревни, российского села набрал такие обороты, что мы вправе говорить о возможности дальнейшего существования села. При всех неоспоримых дарованиях Елены Борисовна Скрынник, ей очень сложно остановить этот маховик. Да, кадры решают все, но в данном случае дело в общей политике власти по отношению к сельскохозяйственной отрасли. Если человека постоянно держать на голодном пайке, он все равно рано или поздно умрет. Так и российская деревня без поддержки и внимания государства деградирует и медленно умирает. Даже такие мэтры как Кулик, Заверюха, Гордеев и другие министры не могли остановить этот маховик разрушения. И мы должны это иметь в виду.
Есть Федеральная целевая программа социального развития села, которая неадекватна разрушениям инфраструктуры АПК, но и она сегодня тотально недофинан¬сиру¬ется. Из общего объема выделенных средств только около 80% реально дошли до министерства. Из ее одиннадцати направлений худо-бедно реализуются только четыре: газификация, водоснабжение, развитие связи и отчасти строительство дорог.
Виной всему тому, что происходит на селе - это, конечно, экономический курс правительства. Правительство по-прежнему рассматривает сельское хозяйство как "черную дыру". Диспаритет цен добивает остающихся пока на плаву коллективы. Где это видано, чтобы за одну тонну солярки надо отдать 6-7 тонн зерна. Диспаритет, банкротство, рейдерство, сокращение финансовой поддержки государства в 25 раз, недоступность рынка для товаропроизводителя, коррупция - вот они главные «достижения» власти, ее курса на уничтожение русской деревни. Разрушены основные фонды, заброшено 40 миллионов гектаров земли. Разрушены производительные силы деревни. Земля деградирует, снижается плодородие почв, не получая удобрений и надлежащего ухода. Никакого улучшения с обес¬пе¬че¬нием села удобрениями, проведения агрохимических мероприятий на земле не наблюдается. Почвы закисляются, заболачиваются, опустыниваются, подвергаются водной и ветровой эрозии, переувлажняются, зарастают кустарником и мелколесьем. Только на юге России и в Сибири опустыниванию подвергается более 10 млн га земли. И в то же время финансирование программы о сохранении и восстановлении плодородия почв осуществляется по остаточному принципу.
Все это катастрофически сказывается на продуктивности отрасли, которая двадцать лет спустя никак не выйдет на показатели 1990 года. Вот последние данные по итогам 2009 года. Уровень производства с/х продукции в 2009 году составил всего лишь 101,2% к уровню прошлого года. Конечно, на фоне полного провала в промышленности и этот результат можно считать за достижение. Однако валовой сбор зерна в Российской Федерации в 2009 году составил только 97,0 млн тонн, что на 10,3% меньше уровня предыдущего года. В составе зерновых культур в 2009 году отмечается снижение валовых сборов пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы, проса, гречихи и зернобобовых культур.
В истекшем году уменьшился валовой сбор основных технических культур: семян подсолнечника и сахарной свеклы на 11,2% и 6,5% соответственно. На 9,7% сократились убранные площади льна.
Производство картофеля и овощей в основном сосредоточено в хозяйствах населения, которыми в 2009году выращено 81,4% общего сбора картофеля (в 2008г. - 83,5%) и 71,4% овощей (в 2008г. - 70,7%).
На конец декабря 2009 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составляло 20,7 млн голов (на 1,5% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 9,0 млн (на 1,2% меньше), свиней - 17,3 млн (на 6,7% больше), овец и коз - 21,9 млн голов (на 0,9% больше). У нас сегодня поголовье крупного рогатого скота меньше, чем до войны. В 1991 году на территории РСФСР насчитывалось 57 млн голов крупного рогатого скота, поголовье свиней в 1991 году составляло 38,3 млн голов, овец и коз - 58,2 млн голов. При этом в настоящее время в структуре поголовья скота на хозяйства населения приходится 47,7% поголовья крупного рогатого скота, 34,3% - свиней, 51,1% - овец и коз (на конец декабря 2008г. - соответственно 47,3%, 37,9% и 50,6%).
Производство молока в 2009 году составило 32,6 млн тонн, мяса (в живом весе) - 9,9 млн тонн, яиц - 39,4 млрд штук, что примерно соответствует уровню 2008 года. В 2009 году производство яиц в России снизилось по сравнению с 1990 годом в 1,2 раза, мяса – в 1,5 раза, молока - в 1,7 раз, улов рыбы - более чем в 2 раза. Общее производство животного белка сократились в 1,7 раза. Обеспеченность граждан продуктами животноводства и рыбой по сравнению с обоснованными медициной нормами потребления составляет от 62 до 85%.
Никакой «логикой» нельзя объяснить, что в 2009 году Россия продала за рубеж 1 миллион 370 тысяч тонн рыбы, а ввезла 1 миллион 78 тысяч тонн по значительно более высоким ценам. Кто способен узреть в случившемся хоть какую-нибудь логику?!
В 1990 году мы с вами съедали в год по 20,3 килограмма рыбы, а в 2009 году нам досталось только по 15 килограммов.
Если в 1990 году производство собственного молока в России было 376 килограммов на человека, то в 2009 году лишь 228 килограмма. Если из 32,6 миллионов тонн отечественного молока, которыми наш очаровательный министр омывает исстрадавшуюся по инновациям душу президента Медведева, 52% дал «частный сектор» - я позволю себе усомниться, что имел место «рост удоев». За счет каких «стимулов» удои могли вырасти, если реальных денег на селе как не было, так и нет?! На текущий год "ведущей отрасли", как ее назвал президент в Послании, выделено из федерального бюджета 27 млрд рублей (менее 1% расходной части), что на 10 млрд рублей меньше, чем в 2009 году. Похоже, что молочное животноводство в России исчезнет раньше, чем реализуется программа создания малых семейных ферм.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», который в качестве вице-премьера курировал Дмитрий Медведев, успешно провален. Более половины потребляемого в стране продовольствия по-прежнему ввозится из-за рубежа. Российское село, способное потенциально прокормить 300-400 млн человек сегодня только наполовину обеспечивает продовольствием 140 миллионное население страны. В страну ежегодно продолжают завозить в массовом порядке продукты питания на 30-35 млрд долларов, зачастую не самого лучшего качества, а то и вовсе вредные. Например, в год ввозится около 700 тысяч тонн пальмового масла. Это масло в цивилизованных странах используется лишь для производства мыла и для технических целей. У нас же более 450 тыс. тонн этого масла запихали во все без исключения молочные и кондитерские продукты. Оно значительно дешевле молочного жира. По информации директора института мясомолочной промышленности Белоруссии А. В. Мелещеня использование растительных жиров в молочной продукции допускается только при производстве заменителей цельного молока для выпойки сельскохозяйственных животных (телят, поросят, ягнят). Таков жесткий порядок советского периода.
За эти и другие грубые нарушения надо сказать большое спасибо авторам закона "О техническом регулировании", принятого семь лет назад силами единороссов и обещавшего нам сказочно-вкусную жизнь. Те же самые люди, что сделали Россию «родиной пальм», в декабре позапрошлого года приняли бредовый «регламент по молоку». Он не поднял качества продуктов, но зато поднял цены на все, что содержит в себе хотя бы сухое молоко. Разводить в кипятке порошок и выдавать его за молоко становится год от года все более популярным и очень прибыльным развлечением в межсезонный период. На коробках с «молоком» по-прежнему никто не указывает, где натуральный продукт, а где лишь его видимость. Но закупочные цены на настоящее молоко издевательски малы и год от года все уменьшаются в противоположность розничным ценам.
Более того, с середины февраля 2010 года в России больше нельзя будет потребовать у торговца сертификата на продукты питания. Коль вы неосмотрительно поверили этикетке на еде, упакованной в целлофан, и в результате «дегустации» едва остались живы – можете до конца дней судиться с фирмой-производителем отравы. Если, конечно, сумеете ее найти. А государство от души порадуется, что вы и на этот раз остались живы. Сертификаты на продукты питания и раньше «производители» чаще всего покупали за умеренную цену. А теперь и вовсе могут забыть сей «пережиток социализма».
Масса проблем остается и в перерабатывающей промышленности. В Минсельхозе прекрасно знают, что только за счет внедрения современной комплексной и безотходной технологии переработки сельскохозяйственного сырья и сокращения его потерь при уборке, транспортировке и хранении возможно дополнительно произвести на треть больше продуктов питания. Все это знают и ничего не делают.
Из сказанного ясно одно, что проводимый курс надо немедленно менять. Нам необходимо восстановить достойное бюджетное финансирование АРК, устранить этот пресловутый диспаритет, эту антирыночную систему, все то, что сегодня является тормозом в реальном возрождении отрасли и села. Политика министерства, которая сегодня превалирует в ведомстве, заключающаяся в переориентации на вывоз зерна за рубеж, является порочной с самого начала. Министр как достижение преподносит экспорт нашего зерна за рубеж. Но ведь это та же самая сырьевая модель! Мы через 20 лет доказали, в конце концов, нашим нефтяникам, газовикам, что надо перерабатывать здесь нашу нефть. Теперь что, будем еще 20 лет тратить на то, чтобы доказать Минсельхозу, что зерно надо перерабатывать у себя: ведь это экономически выгоднее в несколько раз в сравнении с тем, когда мы просто зерно выбрасываем как сырье за рубеж. Это рабочие места, это уничтожение той сезонности и массовой безработицы на селе, и все остальное, что связано с разумным использованием и сохранением уникальных земельных ресурсов нашей страны. Давайте сначала доведем производство зерна до уровня 1,0-1,5 тонны на человека, как это имеет место в развитых странах (США, Франция, Австралия и др.) и в некоторых бывших республиках СССР (Белоруссия, Украина, Казахстан), а потом поставим вопрос об его экспорте за рубеж.
Еще 2-3 недели и начнется посевная. Но крестьяне не могут приобрести технику, удобрения, солярку. Министр обещает, что нефтяники снизят цены на топливо на 10%. Ну и что, будем не 7, а 6 тонн отдавать зерна за солярку. Разве это решает проблему?
Мы требуем от единороссов, которые в пылу предвыборной кампании давали клятвенные обещания и заверения в поддержке села, выполнить свои обещания. Мы предлагаем в срочном порядке принять закон о продовольственной безопасности, внести изменения в Закон "О развитии сельского хозяйства", принять другие срочные меры для устранения творимых безобразий, в том числе из федерального бюджета компенсировать сельхозпроизводителям затраты на приобретения ГСМ, удобрений, семян и т.д.
На фоне кричащих проблем села кощунственно звучат заверения руководителей правительства о якобы начавшемся его возрождении. Возникает закономерный вопрос: для кого нужны все эти потемкинские деревни, которые выстраивает руководство Минсельхоза, докладывая о мнимых успехах ведомства в преодолении развала отрасли? Село, как и вся отрасль в целом, нуждаются не в красивых отчетах, а в реальной помощи, в выработке серьезной государственной политики, реальных планов и программ по выводу важнейшей отрасли из глубокого кризиса. Пока что власть скорее имитирует эту помощь, пытаясь затыкать отдельные пробоины громадного корабля под названием «Агропромышленный комплекс России». Разрушительный маховик, который сегодня запущен по уничтожению русской деревни, российского села набрал такие обороты, что мы вправе говорить о проблеме вообще дальнейшего существования села. Проблема настолько острая, что только все вместе мы сможем решить нашу главную задачу - возродить российскую деревню.
В.И. Кашин, зам. председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы, академик РАСХН.

Последние новости