В отличие от многих других сфер экономики, сельское хозяйство России
демонстрировало в 2009 году как минимум устойчивость, а в некоторых
отраслях - даже рост. Основной результат 2009 года - рост производства
составил 0,5 процента.
Благодаря этому удалось сохранить стабильность потребительских цен на основные виды продуктов. При этом индекс цен на продукцию сельского хозяйства даже снизился и составил 97,7 процента по отношению к предыдущему году.
Хочу подчеркнуть, что рост производства достигнут в год глобального экономического кризиса. При этом во многих регионах России была засуха. Тем не менее объем производства сельскохозяйственной продукции в стране по итогам года достиг, по нашим оценкам, 2,6 триллиона рублей.
За этим успехом стоит труд многих людей. Но надо признать: энергия развития была сохранена в первую очередь благодаря своевременной и эффективной государственной поддержке. В рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и антикризисных мер правительства финансирование отрасли составило 190 миллиардов рублей. Косвенная поддержка - льготное налогообложение, фиксированные цены на горюче-смазочные материалы и минеральные удобрения, таможенно-тарифное регулирование - оценивается еще в 30 миллиардов рублей.
Объем кредитов, привлеченных сельхозтоваропроизводителями в 2009 году, составил 717 млрд рублей, в том числе субсидированных государством - 384 млрд рублей. В результате в агропромышленном комплексе созданы все предпосылки для дальнейшего устойчивого роста.
Сейчас перед министерством стоит задача сохранить положительную динамику развития АПК. На реализацию госпрограммы в 2010 году будет направлено 107,6 млрд рублей. Рассчитываем, что эта поддержка приведет к дальнейшему росту производства.
При этом время, когда аграрии радовались любому повышению валовых показателей, уже позади. Минсельхоз добивается, чтобы средства господдержки использовались рентабельно. А для этого рост производства зерна должен сопровождаться расширением рынков сбыта, в том числе и наращиванием экспорта. Увеличение объемов поставок на внутренний рынок отечественного мяса и молока - импортозамещением.
Наш агропромышленный комплекс работает в условиях жесткой конкуренции, и побеждать в ней можно только в том случае, если отрасль перейдет на инновационный путь развития. Нужно продолжать технологическую модернизацию производства, а она невозможна без подъема науки и образования. При этом мы намерены отдать приоритет развитию инфраструктуры, потому что сейчас уже трудно удивить рынок ростом производства скота и птицы, например, в живом весе. Нужно научиться превращать такие показатели в способность сельского хозяйства произвести именно тот товар, который нужен предприятиям переработки и торговли. И в нужном количестве, и в указанные в договоре сроки доставить его покупателю.
Об инновациях
В 2009 году министерством сельского хозяйства был заключен контракт на создание трех космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли с целью мониторинга сельскохозяйственных угодий на всей территории России. С их помощью мы сможем получать высокоточные данные о состоянии сельскохозяйственных земель, прогнозировать и оценивать урожайность. У нас появится возможность предсказывать засухи, от которых в этом году пострадали многие хозяйства.
Министерство реализует комплекс мероприятий, направленных на внедрение ресурсосберегающих почвозащитных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. В период до 2015 года значительная часть сельскохозяйственных предприятий будет обеспечена оборудованием для картографирования полей, определения потребности в удобрениях и средствах защиты сельскохозяйственных культур от болезней, вредителей и сорняков с соответствующим программным обеспечением.
В животноводстве сбережение ресурсов обеспечивается внедрением современных технических средств с высоким уровнем автоматизации и роботизации. В России уже действуют фермы, где работают роботы-дояры. В результате современные животноводческие комплексы обслуживаются минимальным количеством персонала. А микрочип на шее коровы с информацией о ежесуточных надоях, которую считывают "умные" кормушки и в соответствии с потребностью выдают зерновой корм, - это уже достаточно распространенная в нашей стране технология.
Сейчас министерство реализует комплекс мер по внедрению инновационных подходов к управлению АПК. Для этого создается Единая система государственного информационного обеспечения, гарантирующая системный обмен данными между федеральными, региональными властями и сельскохозяйственными товаропроизводителями. Это позволит существенно повысить оперативность принимаемых решений на всех уровнях.
Также в 2009 году создан единый реестр бюджетополучателей и введены критерии оценки эффективности использования средств на основе многоуровневой системы контроля - от региона до конечного получателя.
Создаются федеральные и региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, с учетом биоклиматического потенциала регионов и их роли в агропродовольственном рынке страны.
Вводятся новые формы отчетности по всем базовым показателям государственной программы в виде подготовки и защиты "паспорта региона". Таким образом, мы намерены добиться повышения не только рентабельности государственной поддержки, но и ее "прозрачности".
О зерне
В 2009 году в России собран хороший урожай зерна - 97 миллионов тонн в чистом весе. Впервые за 100 лет российское зерно стало стратегическим экспортным продуктом - на мировом рынке будет продано свыше 20 миллионов тонн. Таким образом, наша страна вошла в тройку лидеров мирового зернового рынка и превратилась в одного из гарантов глобальной продовольственной безопасности. При сохранении положительной конъюнктуры мирового рынка через 10-15 лет экспорт может вырасти до 30-40 млн тонн.
Дальнейшее наращивание производства зерна и его экспорт - стратегическая задача для министерства. Поэтому основные наши усилия будут направлены на модернизацию и развитие зерновой инфраструктуры, в том числе экспортной, стимулирование применения инновационных технологий, а также развитие переработки. Важной задачей министерства останется обеспечение ценовой стабильности внутреннего рынка посредством проведения государственных закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций.
О мясе
В 2009 году объем производства мяса в убойном весе составил 6 миллионов 700 тысяч тонн (или 10 миллионов тонн в живом весе). Это на 7 процентов больше показателя прошлого года. Наибольший прирост показали Белгородская, Орловская, Новгородская области, Республика Татарстан.
Могу сказать, это результат комплекса мер, принятых на федеральном и региональном уровнях: разработана отраслевая программа по развитию мясного скотоводства до 2012 года, согласованы прогнозные балансы на этот же период по мясным ресурсам, предусматривающие снижение квот на импорт мяса в течение 3 лет. Реализуются экономически значимые региональные программы по развитию мясного скотоводства стоимостью 2 миллиарда 900 миллионов рублей.
Важная деталь: за счет взвешенных мер таможенно-тарифного регулирования и роста производства к концу 2010 года доля импорта в общих ресурсах сократится с 25 процентов до 22 процентов, а к 2012 году - до 18 процентов.
Тенденция к импортозамещению определяется опережающими темпами развития мясного животноводства в ряде регионов страны, где объем производства существенно превышает внутреннее потребление: в Белгородской области в 4 раза, Липецкой области в 1,7 раза, Ленинградской области в 1,4 раза. Это позволяет не только полностью обеспечивать внутренние потребности, но и замещать импорт в других регионах.
О молоке
Несмотря на неблагоприятную ценовую конъюнктуру в прошедшем году, в отрасли отмечен рост производства - 0,3 процента. Лучшую динамику показали Саратовская, Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Башкортостан. Всего было произведено 32 миллиона 430 тысяч тонн молока. Доля импорта на рынке молока и молочных продуктов по итогам года составит около 17 процентов.
В успешных регионах объем производства существенно превышает потребление: в Республике Мордовия - в 1,8 раза, Алтайском крае и Вологодской области - в 1,7 раза. Фактически происходит специализация регионов. Именно здесь будет решаться задача импортозамещения на рынке молочной продукции.
В будущем министерство предполагает осуществить для этого целый комплекс мер. Разработаны и реализуются программы по развитию молочного животноводства и семейных молочных ферм, осуществляются меры таможенно-тарифного регулирования. На поддержку экономически значимых региональных программ, направленных на увеличение производства молока, выделено 3 миллиарда 400 миллионов рублей.
О развитии инфраструктуры и переработки
Динамичный рост производства в отрасли требует реализации новых подходов к развитию инфраструктурной составляющей.
По поручению президента министерством разрабатывается программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка. В кратчайшие сроки будут приняты неотложные меры по реализации крупных инфраструктурных проектов на рынках зерна, мяса, молока, овощей.
Программа предусматривает консолидацию возможностей государства и бизнеса, комплекс мер по стимулированию и поддержке предпринимательской инициативы. К участию в этом масштабном и амбициозном проекте приглашены все заинтересованные стороны. Реализация программы будет способствовать повышению конкурентоспособности российской аграрной продукции и, как следствие, импортозамещению на рынках мяса и молока, наращиванию экспорта зерна.
Не менее важной задачей является развитие переработки. Министерство сельского хозяйства планирует, во-первых, создание агропромышленных парков, на территории которых будут базироваться мощности по первичной и глубокой переработке сельхозсырья, а также учебные центры, машинно-тракторные станции, транспортные подразделения, мощности по хранению продукции, бизнес-центры с региональными представительствами поставщиков техники, удобрений и средств защиты растений, информационно-консультационные пункты и прочие инфраструктурные объекты. Главная задача агропарков - собрать сырье мелких производителей и превратить его в крупные товарные партии продовольствия. Таким образом фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств, которые в совокупности производят около половины всего российского сельскохозяйственного сырья, смогут получить доступ к прилавкам крупных сетевых торговых предприятий.
Во-вторых, в ряде регионов, в частности в Липецкой области, создаются мини-заводы по переработке молока мощностью до 25 тонн в сутки. Они нацелены на закупку сырого молока на современных семейных фермах, пилотный проект по строительству и оборудованию которых ведется сейчас в ряде регионов страны. Причем свежая, качественная продукция мини-заводов реализуется в близлежащих населенных пунктах по доступным ценам.
Этот позитивный опыт необходимо распространить и в других регионах.
В-третьих, министерством разработана программа по развитию первичной переработки скота, что будет способствовать повышению товарности производимого мяса.
О малых хозяйствах
Сегодня в России малые хозяйства - основа продовольственной безопасности страны, залог сохранения самобытного уклада жизни, культурных традиций и устойчивого развития сельских территорий.
Основным направлением их поддержки со стороны государства является субсидирование процентной ставки по кредитам. С 2006 по 2009 год года объем субсидий увеличился с 2,4 миллиарда рублей до 6 миллиардов рублей. В результате в 2009 году объем субсидируемых банковских кредитов составит 35 миллиардов рублей. Всего с 2006 года малые хозяйства привлекли кредитов более чем на 175 миллиардов.
Учитывая особую роль малого предпринимательства в развитии отечественного АПК, правительство и министерство сельского хозяйства реализуют для его поддержки специальные меры социально-экономического и правового характера.
Одна из них - проект по созданию семейных молочных ферм. Он должен обеспечить переработку и гарантированный сбыт произведенного фермерами молока по справедливым ценам. В 2009 году с использованием средств федерального бюджета уже построено 37 ферм в 8 регионах России.
О Доктрине продовольственной безопасности
Важнейшим итогом 2009 года стало утверждение Доктрины продовольственной безопасности страны. Наряду с госпрограммой развития сельского хозяйства - это основополагающий документ, формирующий идеологическую основу и определяющий приоритеты развития продовольственного рынка страны на долгосрочную перспективу.
По оценке ФАО, мы одними из первых разработали Доктрину на основе ориентиров саммита тысячелетия ООН, решений, принятых "Группой восьми" в Аквиле (Италия). Их суть - в необходимости системного и комплексного подхода к повышению уровня обеспеченности населения отдельных стран и мирового сообщества в целом безопасными и доступными продуктами питания.
По ряду стратегических позиций мы все еще серьезно зависим от импорта. Это мясо, молочная продукция, сахар. Доля импорта по ним составляет от 15 до 40 процентов. Поэтому основным критерием оценки продовольственной безопасности стал удельный вес отечественной продукции в общем объеме внутреннего рынка. По зерну и картофелю он составляет не менее 95 процентов, молоку и молокопродуктам - 90 процентов, мясу и мясопродуктам - 85 процентов, сахару, растительному маслу - 80 процентов. Эти показатели соответствуют рекомендованным ФАО пороговым значениям (17 процентов).
При этом по зерну и картофелю мы уже сейчас полностью обеспечиваем внутренние потребности. По мясу и мясопродуктам к 2012 году планируем рост производства на 25 процентов. В результате доля импорта сократится до 18 процентов, то есть почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом. Показатель Доктрины будет практически полностью выполнен. По молоку и молочным продуктам доля импорта составит 16,6%.
Задачи, поставленные в Доктрине, будут решаться комплексно и основываться на анализе спроса и предложения, структуры потребления, экономических аспектах производства по каждой группе сельскохозяйственной продукции.
Для этого министерством разработаны и согласованы с минэкономразвития балансы ресурсов до 2012 года по мясу, молоку, сахару, зерну. Они позволяют на федеральном уровне прогнозировать объемы производства, структуру потребления, экспорт, импорт и разрабатывать меры поддержки отдельных отраслей АПК с учетом возможностей сельхозтоваропроизводителей по наращиванию объемов производства.
Автор: Елена Скрынник, министр сельского хозяйства РФ
Российская газета
Е. Скрынник: Как добиться повышения эффективности государственной поддержки сельского хозяйства
- Просмотров: 4014