Последние 3 месяца были ознаменованы стремительным переходом власти от
покупателей и переработчиков к производителям молока. Чтобы понять эти
перемены в рыночной психологии, необходимо внимательно рассмотреть
показатели спроса и предложения.
В мировом масштабе последний год был весьма трудным для всех
производителей молока в целом. Вне зависимости от региона, практически
каждый производитель был на грани убытка или потери денежных средств.
Например, в США на 10.000 голов коров, при условии, что производитель
покупает корма у внешних поставщиков, денежные потери составят примерно
1, 5 миллионов долларов США в месяц. В расчете на 9 месяцев убыток
составит 13,5 миллионов долларов США.
Данная ситуация ведет к сокращению производства не только в США и в Европе, где показатель до сих пор средний- 5%, но и в Аргентине, Восточной Европе и в России (от -10% до -15%) и на других рынках.
Мировое потребление молока также сокращается, но только на 3-5%. Принимая во внимание, что сезонное колебание производства особенно сказывается в октябре и ноябре, с сокращением производства на северном полушарии, наблюдается серьезный недостаток сырого молока.
Несмотря на большие запасы, психология рынка фундаментально поменялась, и все продающие участники рынка ждут, до какого уровня поднимутся цены.
На крупных рынках в США, Новой Зеландии и в Европе наблюдается резкое повышение цен на такие продукты, как сухое молоко, цены на которое взмыли вверх на 50% и масло, с увеличением цены на 70% за последние 2 месяца.
На рынке наблюдается дефицит сырья, и даже при высоких ценах мы всё еще сталкиваемся с трудностями приобретения данных товаров.
Если сравнивать с уровнем цен в августе 2008 года, ситуация выглядит утешительной для всех производителей молока- цены на их продукцию повышаются.
Но чтобы вывести предложение на уровень производства 2007 и 2008 годов, производители должны быть уверены в стабильных высоких ценах на свой товар, что будет гарантировать окупаемость вложенных инвестиций.
Столкнувшись с самым масштабным понижением цен со времен великой депрессии, производители теперь очень похожи на водителей, попавших в аварию- на какое-то время они будут держаться подальше от руля, а затем водить машину очень осторожно.
Возможно, они уменьшат долю заемного капитала, а зерна для нового кругооборота инвестиций и развития производства лежат в основе выплаты кредитов и аккумулировании наличности.
Но я сомневаюсь, что в недалеком будущем этот процесс начнется, так как для вложения инвестиций нужна уверенность в будущем.
Только при этом условии они будут готовы инвестировать и снова увеличивать масштабы производства.
Это и есть причина, по которой следует свести вместе всех производителей и уверить их в том, что не произойдет никаких резких колебаний цен в будущем, как это было в прошлом году, что в интересах не только производителей молока, но и переработчиков. Они должны стать ближе к друг другу и снизить риск рыночного падения, т.к. неустойчивость рынка в таких размерах- очень разрушительная сила и результаты многолетней работы могут быть сведены на нет за очень короткий срок.
Бьёрне Дрекслер, генеральный директор компании ГЕА ВестфалияСёрдж
Развитие мирового молочного рынка
- Просмотров: 2852