Правила игры зернового рынка

Правила игры зернового рынка

"Правительство РФ в ближайшее время приступит к проведению зерновых закупочных интервенций",— пообещала в очередной раз 16 сентября министр сельского хозяйства Елена Скрынник, выступая в Госдуме. Желание скрыть конкретные сроки, которых ждут аграрии (порог минимальной цены на зерно, дающий старт госзакупкам, пройден много недель назад), понятно. В июле госпожа Скрынник уже называла точную дату — интервенции должны были начаться 1 августа, но не начались. Когда премьер Владимир Путин посоветовал "не откладывать и начинать уже интервенции на зерновом рынке", наметили новый срок — 25 августа, но и он оказался фальстартом. Теперь в Минсельхозе избегают уточнений.

Впрочем, Елена Скрынник обрадовала депутатов, что "технически Минсельхоз и уполномоченный агент — государственная зерновая компания — готовы к проведению зерновых интервенций". К сожалению, министр не пояснила, какую именно компанию она имеет в виду. До лета 2009 года интервенции осуществляло Агентство по регулированию продовольственного рынка, преобразованное в госкомпанию ОАО "Объединенная зерновая компания" (ОЗК) . Но в августе Минсельхоз провел новый конкурс по выбору госагента, победила в котором частная Резервная продовольственная компания (РПК), получившая госконтракт на 5,9 млрд руб.

По идее, государственная ОЗК совсем не должна быть готова к закупкам. Средства на них, согласно постановлению правительства, в виде кредитов должен давать Россельхозбанк, который уже выделял ОЗК более 40 млрд руб. на закупку урожая 2008 года. Пока ОЗК не вернет этот долг (продав закупленное зерно, что пока не планируется), новый кредит ей вряд ли откроют — не позволяют нормативы ЦБ. На то, чтобы предоставить ОЗК госгарантии или увеличить уставный капитал Россельхозбанка, времени не остается.

РПК, по уверению ее гендиректора Владимира Петушкова, готова приступить к интервенциям "в течение недели" после подписания постановления об их начале. Но наличие у нее ресурсов для этого неочевидно. "В ОЗК сотни людей занимаются контролем качества и страхованием зерна, откуда все это возьмется у созданной два месяца назад компании?" — недоумевают в аналитическом центре "Совэкон".

Да ведь ОЗК может быть привлечена в качестве субагента, рассеял сомнения господин Петушков. РПК, по его словам, была бы "максимально заинтересована в сотрудничестве со специалистами ОЗК", у которой есть "позитивный опыт" по проведению и биржевых торгов, и сохранению зерна. Говоря проще, РПК может оказаться компанией, через которую идут деньги, а реальным агентом, по сути, останется ОЗК.

Рынок госзаказа уже знает примеры, когда свежеуполномоченная компания в качестве "субподрядчика" привлекает прежнего исполнителя. Например, когда в 2007 году НТЦ "Атлас", придумавший ЕГАИС, оказался отстранен от ее модернизации, новый генподрядчик — структура Федеральной налоговой службы — предложил "Атласу" продолжить обслуживание системы за вознаграждение.
Коммерсантъ

Последние новости