Горький хлеб чиновника

Горький хлеб чиновника

Система зерновых интервенций, при помощи которой правительство собиралось обеспечить продовольственную безопасность страны, неожиданно дала сбой. Сотни тысяч тонн прошлогоднего зерна, купленного государством по совершенно нерыночной цене, осели мертвым грузом в элеваторах, не оставив места для нового урожая. Главной причиной скандала стали скоординированные действия так называемых «зерновых трейдеров». А еще – явная ангажированность главного правительственного куратора сельскохозяйственной отрасли Игоря Рудени.
Зерновые интервенции, в ходе которых государство скупает или продает зерно для того, чтобы сохранить стабильные цены, проводятся в нашей стране с 2001 года. Но только сейчас акция поддержки российских производителей зерна может закончиться скандалом всероссийского же масштаба. Денег хватило: для того, чтобы сохранить приемлемый уровень цен на хлеб, государство закупило почти 10 млн. тонн зерна. Но миллионы, вброшенные щедрой рукой правительства на продовольственный рынок страны, так и не дошли до крестьянских хозяйств, осев в карманах так называемых трейдеров. Зато теперь, год спустя, за прибыли перекупщиков будут расплачиваться сами производители зерна. Рынок, так и не сумев «переварить» прошлый урожай, даже с учетом засухи может столкнуться с кризисом перепроизводства, за которым последует инфляция и разорение сотен фермеров.

Зерновые интервенты

Интересы продовольственной безопасности державы заставили власть проявить политическую волю. До недавнего времени рынок зерна жестко контролировался так называемыми зерновыми трейдерами, нарезавшими Россию на зоны своего влияния. Преодолевая саботаж чиновников, в 2001 году правительство приняло постановление о государственных закупках зерна, а в 2002 году в России наконец-то была создана Национальная торговая биржа (НТБ). Собственно, сама идея государственных зерновых интервенций была нацелена на то, чтобы подрубить корни цветущему бизнесу аграрных спекулянтов. Схема была проста: государство выделяет деньги «Россельхозбанку», который в интересах ФГУП «Агентство по регулированию продовольственного рынка» через уполномоченную Минсельхозом биржу НТБ закупает зерно. Затем, хлеб поступает в арендованные или государственные элеваторы. В любой момент этот запас может быть направлен на рынок – например, для сдерживания растущих цен. Крестьянам же государство давало гарантии честного сбыта стратегически важной продукции. Идея, позаимствованная разработчиками на благополучном Западе, отличалась гибкостью и редкой для наших мест эффективностью. Единственный ее минус проявился сегодня: как оказалось, система государственных зерновых интервенций совершенно не защищена от коррупции и саботажа.
Конечно, перед лобовой атакой зерновых спекулянтов схема госзакупок бы выстояла. У российского правительства, судя по всему, хватило бы политической воли поставить на место любого зарвавшегося коммерсанта. Но зерновые трейдеры - люди опытные, прекрасно знающие рынок и располагающие мощным административным ресурсом. Тактика лоббизма при этом отличалась изумительной гибкостью. Например, долгих два года чиновники никак не могли выяснить, может ли биржа вообще проводить торги. Дело в том, что с подачи Игоря Рудени, куратора отрасли по линии правительства, среди чиновников едва не возобладала точка зрения, что закупки зерна – это страшная государственная тайна. Да и саму идею госзакупок Руденя, в свое время числившийся в «зерновых олигархах», не приветствовал. Любая инициатива вязла и тонула в рутине, а бюджетные деньги продолжали утекать в «черную» дыру сельского хозяйства. А потому, вплоть до прошлого года зерновые интервенции проводились в смешных объемах: ежегодно закупалось 1,5-2,5 миллиона тонн зерна, которые не делали никакой погоды на рынке. Перелом случился только весной 2008 года. Правда, чиновники и здесь смогли подкорректировать важную государственную программу.

Цена нескромного вопроса

Все приобретения, как знает каждая домохозяйка, можно разделить на выгодные и разорительные. Главный вопрос – в цене. В случае с программой зерновых интервенций, стоимость приобретаемого хлеба должна была регулироваться классическим законом спроса и предложения. Чиновники, действуя в соответствии с указаниями куратора отрасли Рудени, чуть затормозили финансовые потоки, проходящие через биржу. По сути, была разыграна классическая «двухходовка». В начале, за четыре месяца до начала закупок они громогласно объявили об объемах закупок зерна (более 7 млн. тонн) и уровнях цен: пшеница третьего класса по 5-5,1 тыс. рублей за тонну, четвертого класса – по 4,8-4,9 тыс. рублей за тонну, а продовольственная рожь – по 3,9 тыс. рублей за тонну. Торги на НТБ начались в августе, однако вплоть до конца ноября они шли крайне вяло.
Причину отсутствия ажиотажа знали все. Какой смысл продать пшеницу осенью, при низких ценах, и ждать полгода оплаты за нее? Посредники, скупившие хлеб на корню, тоже не спешили с ним расставаться. Некоторое время департамент «зернового олигарха» Рудени выжидал. А потом, задействовал вторую часть хитроумного плана. Как только выяснилось, что программа интервенций – на грани срыва, под напором куратора отрасли правительство приняло решение резко повысить закупочные цены. В итоге в декабре хлеб валом потек в закрома Родины. Закупки шли до апреля, и всего на элеваторы было загружено 9,62 млн. тонн зерна на общую сумму более 46 млрд. рублей. Усредненная стоимость тонны мягкой пшеницы третьего класса составила 5,85 тыс. рублей, а продовольственной пшеницы четвертого класса – 5,1 тыс. рублей. Таких цен страна не знала даже в засушливые неурожайные годы.
Любой стародавний купец от такого расклада немедленно полез бы в петлю. К сожалению, потери не ограничивались переплатой. После того, как государство скупило несоразмерно дорогое зерно, возник логичный вопрос: что же с ним делать дальше? Оказалось, что элеваторы забиты на 80-90%. Места для урожая 2009 года не оставалось. Сбор зерна в текущем году уже не будет таким рекордным, конечно, но по всем прогнозам крестьяне соберут около 95-97 млн. тонн. Это очень хорошие показатели. И поэтому цены на внутреннем зерновом рынке России устойчиво снижаются. К примеру, сейчас пшеница торгуется по 4,2-4,3 тыс. рублей. Если государство начнет распродавать купленное зимой по высоким ценам зерно, рынок просто обвалится. А продавать зерно придется – другого выхода нет.

Трейдер в погонах

Конечно, выход из создавшегося тупика тоже обойдется недешево. В числе проигравших оказались крестьяне, продавшие по дешевке зерно трейдерам, оплатившие интервенции налогоплательщики и само государство, которое стало счастливым обладателем почти 10 млн. тонн ненужного зерна. Зато дождь бюджетных средств пролился на зерновых спекулянтов. Сколько получили лоббисты из департамента «зернового олигарха» Рудени, не знает никто. Остап Бендер называл такие комбинации «чистой работой». Формально, чиновники до запятой соблюли все предписания. Из бюджета были выделены деньги. Перекупщики, заранее получив информацию о ценах и пользуясь нехваткой денег у производителей, оперативно выкупили в августе-октябре зерно у крестьян, которое затем выгодно сбагрили на государственные элеваторы. И предъявить официальные обвинения просто некому.
Здесь, несомненно, сказался огромный опыт самого Рудени. Биография этого государственного мужа вместила в себя все характерные черты «лихих девяностых». Нет, в «бойцах» рэкетирских «бригад» Игорь Михайлович не состоял. Но с миром криминала он был знаком не понаслышке. После армии он шесть лет трудился в столичном ГУВД постовым инспектором. А в 1996 году вчерашний милиционер, с подачи президента федеральной корпорации «Росхлебопродукт» Леонида Чешинского и сотрудника Управления делами президента РФ Сергея Чемезова, трудоустроился гендиректором «Росзерна», одного из крупнейших «зерновых трейдеров». А заодно, идет учиться в Московской государственной академии пищевых производств. Дальнейшая карьера зерноторговца в погонах имела динамику стартующей ракеты. В 2002 году он переходит на государственную службу, сходу возглавив Департамент развития агропромышленного комплекса правительства России. В 2005 году зерновой олигарх Руденя получает ранг статс-секретаря, заместителя министра сельского хозяйства. А в придачу – возможность применить трейдерские знания на практике, курируя систему госзакупок зерна.
Однако, не всегда его знания и опыт воспринимались коллегами по цеху с восторгом. В министерстве сельского хозяйства до сих пор из уст в уста рассказывают о том, как бывший заместитель А.Гордеева Билан Хамчиев прямо в приемной министра мощным ударом отправил интригана И. Руденю в нокаут. К слову сказать, досталось и руководителю Россельхознадзора С. Данкверту. Ему Б. Хачиев выбил зубы. С тех пор главный колхозный санитар приобрел голливудскую улыбку, сверкая имплантатами в коридорах министерства.

После этого впрямую, как раньше, торговать зерном свежеиспеченный статс-секретарь не мог. Зато никто не мешал «зерновому олигарху» поддерживать дружеские отношения с бывшими коллегами по бизнесу. Особо доверительные отношения у Рудени сложились с господином Крутиным, генеральным директором «Объединенной зерновой компании». Причем, как отмечали свидетели их деловых встреч, в беседе с партнером «зерновой олигарх» выглядел настоящим командиром. А после того, как к неразлучным Рудене и Крутину присоединился глава «Россельхозбанка» Юрий Трушин, компанию за глаза, по хоккейному, окрестили «зерновой «тройкой нападения».

Как дорого обойдутся стране услуги бывшего инспектора ГУВД, эксперты подсчитают нескоро. По прогнозу президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, в 2009 году Россия столкнется с настоящим кризисом перепроизводства. По его мнению, необходимо вкладывать деньги в строительство новых элеваторов, портовых мощностей, а также заранее перебрасывать зерно поближе к потребителям – крупным городам. Но будут ли эти инвестиции эффективными – вопрос отнюдь не праздный. Дело в том, что успех любой масштабной авантюры прежде всего зависит от действий финансового центра, регулирующего потоки средств будущих потерпевших. В случае со скандальными госзакупками зерна, таким «кошельком» выступил отраслевой «Россельхозбанк».

В кошельке у постового

Конечно, влияние «зернового олигарха» Рудени на это кредитное учреждение ограничивается неформальными рычагами «административного ресурса» и личных связей. Тем не менее, для функционирования «зернового спрута» этого оказалось вполне достаточно. «Играть в одни ворота» российские финансисты умеют с начала девяностых. Самый простой способ формулируется просто: никуда не спешить. К примеру, можно придерживать целевые кредиты для крестьянских хозяйств, всякий раз «решая вопрос» за комиссионные. Или затормозить проведение биржевых расчетов, тем самым вызвав локальный кризис на рынке зерна.
Конечно, на самочувствии самого банка такая политика сказывается не самым лучшим образом. Если до 2008 года невозврат кредитов у банка не превышал 1,8%, то к зиме он может составить уже 7%. Тем не менее, банкиров плохая задолженность не пугает. Только за первые четыре месяца 2009 года банк выдал 89 млрд. рублей в качестве кроедитов. Получателями займов стали, как нетрудно догадаться, все те же зерновые трейдеры. Более того, «Россельхозбанк» намерен и впредь наращивать объемы кредитования. Щедрость деловых партнеров чиновного «зернового олигарха» оплатит государство: в соответствии с программой поддержки отрасли, к 2012 году отрасль получит 1,4 триллиона рублей. Понятно, что при нынешних порядках эти деньги обогатят только зерновых спекулянтов и их чиновных покровителей.
«Тройка нападения» Рудени, Крутина и Трушина готова снова пойти в атаку. И защитить «ворота» Минфина в одиночку не сможет даже многоопытный министр Кудрин. Нечестный «матч» по «распилу» бюджетных денег пора остановить. Благо, главному арбитру страны под силу дисквалифицировать «тройку» одним росчерком пера. Начать можно с малого. Например, проверить некоторых чиновников, еще вчера подвизавшихся в бизнесе, на предмет профпригодности и честности. Но с «чисткой» зернового «мундира» державы надо поспешить. В конце августа начнутся новые закупки зерна в государственный резерв…
www.stringer.ru