Ослабление рубля дает производителям РФ шанс увеличить свою долю на
рынке продовольствия
Девальвация рубля и последующее за этим подорожание импорта дают шанс российским производителям продовольствия увеличить свою долю на рынке. Но это также может привести к росту цен на продукты питания, считают эксперты, опрошенные "Интерфаксом".
"Девальвация рубля приведет к тому, что покупать автоматически
подорожавшие импортные продукты потребители уже не захотят и будут искать
соответствующие российские аналоги", - заявила аналитик финансовой
корпорации "Открытие" Ирина Яроцкая.
По ее словам, эта ситуация будет выгодна российским производителям,
прежде всего, мяса, работу которых последнее время осложняло засилье импорта.
И.Яроцкая считает, что в этих условиях цены на российское
продовольствие пойдут вверх, так как спрос вырастет. "Но это станет
толчком для российских игроков производить больше, чтобы удовлетворить
спрос", - заявила она.
Как напомнила в связи с этим генеральный директор Института
аграрного маркетинга (ИАМ) Елена Тюрина, именно кризисный 1998 год стал годом
начала активного роста производства мяса птицы. Это было связано с тем, что
из-за роста цен сократились объемы импорта. "И тенденция роста
продолжается - по предварительным данным, производство российского мяса птицы в
прошлом году увеличилось на 18%", - заявила она, добавив, что сегодняшняя
ситуация дает российским компания хорошую возможность для импортозамещения.
Е.Тюрина сообщила, что в настоящее время доля импорта на рынке мяса
птицы составляет 35%, свинины и говядины - 25%. Но пока российские
производители не в состоянии полностью обеспечить страну мясом, считает она.
При этом, добавила глава ИАМ, сегодняшний импорт - это, прежде всего, продукты
для промпереработки. Это те продукты, которые в России не производятся,
тримминг, например, или же стоят намного дороже, уточнила она. Поэтому больше
проблем будет у мясокомбинатов, которые закупают сырье на рынке и не имеют
собственной базы.
"Здесь возникает дилемма - сокращение импорта приведет к
ограниченному предложению продукта на рынке и увеличению цены, что, с одной
стороны, привлекательно для производителя, но, с другой стороны, отрицательно
скажется на ценах готовой продукции, а в условиях кризиса это может стать
причиной снижения объемов потребления", - заявила она.
Касаясь ценовой ситуации на рынке, Е.Тюрина отметила, что обычно в
январе цены на мясо снижались. "Сейчас этого не наблюдается, цены на мясо
птицы стабильны, после падения цен в конце года возобновился рост цен на
свинину", - уточнила она.
По данным ИАМ, цены на мясо птицы с 15 декабря 2008 года по 15
января этого года выросли незначительно - в среднем на 0,6%. Цены на свинину
(полутуши) увеличились на 2,7%. Причем, как отметила Е.Тюрина, наибольшими
темпами - на 4,5% - росли цены у российских производителей, что связано с
повышением спроса со стороны переработчиков. "Я думаю, что в ожидании
роста цены они делают запасы", - считает она. Импортная свинина за этот
период подорожала на 1,9%.
Ситуация на рынке наиболее дорогого мяса - говядины - относительно
стабильная, цены выросли на 0,9%.
Как прогнозирует Е.Тюрина, в феврале-марте на рынке мяса может
сохраниться относительно стабильная ценовая ситуация, поскольку в эти месяцы
традиционно наблюдается снижение спроса на мясо. "Цены будут колебаться в
пределах текущего уровня", - отметила она.
По мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина,
цены на продукты питания будут расти медленнее, чем на другие товары, поскольку
на этом рынке велика доля отечественных производителей. "Однако рост будет
заметен и здесь", - заявил он, уточнив, что быстрее других станут дорожать
мясо, в том числе и мясо птицы, рыба, молочные продукты, алкогольные напитки.
"К концу 2009 года стоимость минимального продуктового набора,
которая в декабре 2008 года в среднем по России составила 2116,4 рубля, может
вырасти примерно на 15%", - прогнозирует М.Клягин.
В свою очередь Е.Тюрина прогнозирует более стабильную ситуацию через
год. "Кризис кризисом, но рост курса доллара - временное явление, и через
год мы вернемся к более стабильному положению на рынке, - заявил она. - И
позиции российских производителей должны быть достаточно сильными в этой
ситуации".