В России с прошлого лета на треть выросли цены на молочную продукцию и
на столько же упал покупательский спрос на нее. Это стало тормозом для
развития всей отрасли. Производители и переработчики решили объединить
усилия, чтобы стабилизировать молочный рынок в стране. Они договорились
вместе регулировать ценообразование, помогать модернизации предприятий,
добиваться поддержки государства и рекламировать свою продукцию в
широких массах.
Производители и переработчики молока обеспокоены ценами и состоянием потребительского рынка.
«С начала года цены выросли на 1,5%, и осенью роста больше не будет» Свои соображения они высказали на пресс-конференции во вторник, в которой приняли участие исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов, генеральный директор компании «Юнимилк» Андрей Бесхмельницкий, председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, член правления ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» Марина Каган.
Дестабилизация рынка возникла в прошлом году. С августа 2007-го цены на цельное молоко выросли на 30%. Потребитель отреагировал просто. В России стали меньше покупать молока и молочных продуктов.
По информации Владимира Лабинова, на фоне растущего спроса прежних лет в 2007 году произошло его снижение на 34%. Это стало тормозом для развития всей отрасли.
«В 1999 году произошел резкий спад покупательского спроса на молочную продукции, и с тех пор он не слишком вырос, – признал он. – А с начала 2008 года он упал еще на 10% по всем видам молочной продукции».
Сейчас в среднем по стране на одного человека приходится 240 кг молочной продукции в год. В развитых странах – 400 кг.
Андрей Бесхмельницкий считает, что на это оказали влияние мировые тенденции: сначала резко взлетели цены на сыры и продукцию, изготовленную с добавлением сухого молока, а затем резко упали. Соответственно, их производство снизилось.
Российские предприятия выпускают 15–16 млн тонн молочной продукции, из них цельномолочной – 10–11 млн тонн. В стране делают 400 тыс. тонн сыра, это требует 4 млн тонн молока; производят 200 тыс. тонн сухого молока – это еще 2 млн. тонн. Около 70% всей молочной продукции в России – отечественного происхождения.
Желая изменить ситуацию к лучшему, представители отрасли создали Союз производителей молока, завязали контакты с Молочным союзом и прямыми переработчиками.
Андрей Даниленко заверил, что у них уже есть четкое представление того, как стабилизировать ситуацию. Эти подходы касаются формирования себестоимости молока, модернизации предприятий, понимания того, какую поддержку они могут получить от государства, а что придется сделать самим.
«Представители отрасли должны договариваться между собой», – сказал он и добавил, что у них уже есть такая договоренность о развитии отрасли.
Имеет значение и государственная помощь. Говоря о том, как долго сельхозпроизводители готовились к вступлению России в ВТО, Даниленко заметил, что они все это время хотели справедливых условий для конкуренции.
«Если в других странах государство поддерживает своих производителей, то логично, что и России следовало бы сделать то же самое».
Это, по его мнению, можно делать и не только с помощью дотаций, но и путем рыночных механизмов, от которых бюджет не оскудеет. К примеру, с помощью увеличения срока кредитования молочных животноводов.
«На сегодняшний день срок кредитования для молочных животноводов составляет восемь лет, а в Европе – 25–30 лет. Если бы мы могли брать кредит на 20 лет, то себестоимость литра молока упала бы на 4 рубля», – подсчитал он.
Но в первую очередь производители озаботились восстановлением спроса на молочную продукцию. Для этого, по их мнению, нужно вложить деньги в социальную рекламу потребления молока.
Не менее важно восстановить доверие к продукции.
Владимир Лабинов пояснил, что с 20 декабря производители начнут писать на этикетках к продукции, изготовленной с использованием сухого молока, «молочный напиток». Хотя сам он и не согласен с этим названием.
«Сухое молоко – это не порошок, а полноценный продукт, и на этикетке стоило бы писать «восстановленное молоко», однако на него нет технического регламента», – пояснил он.
Он добавил, что только 3–4 предприятия в России могут идентифицировать на самом деле, изготовлен продукт из сухого или из цельного молока, и это не означает низкого качества.
Другой вопрос – платежеспособность населения. Несмотря на устоявшееся мнение о растущих доходах россиян, факт остается фактом – молоко могут позволить себе не все. Лабинов вспомнил о проблеме продуктовых карточек, или, как их предложили называть чиновники, сертификатов.
«Жаль, что россияне приняли это предложение негативно, потому что цель сертификатов – обеспечить их необходимым набором продуктов, в том числе молоком», – посетовал он.
Однако, по заверениям Лабинова, в этом году молочная продукция дорожать больше не будет.
«С начала года цены выросли на 1,5%, и осенью роста больше не будет, – заявил он. – Надеюсь, спрос будет восстановлен».
Среди базовых условий развития отрасли производители называют установление справедливой закупочной цены на молоко. Сейчас оно имеет среднеевропейскую цену. Однако половина молочных ферм отсталые в техническом отношении и требуют модернизации, поскольку не соответствуют европейским стандартам, и их молоко стоит дешевле.
В России работает около 1800 молочных заводов, из них 54 выпускают 50% всей продукции отрасли. Остальные предприятия относятся к мелким и средним. Доля крупных концернов в регионах не превышает 20–40%.
Тем не менее крупные переработчики уверяют, что не намерены монополизировать рынок и вытеснить мелкие предприятия.
Владимир Лабинов считает, что «объективных оснований для концентрации производства нигде, кроме как в центральных регионах, нет».
Это неудивительно, учитывая, что наибольший спрос, плотность населения и оборот капитала наблюдается именно в центре страны. В отдаленных субъектах развитие производства не настолько прибыльно и имеет свой потолок.
Так или иначе, но в отдаленных регионах, по-видимому, сырое молоко и его переработка останутся за мелкими производителями.
Андрей Даниленко добавил, что монополизация молочного рынка в принципе невозможна: сделать это не позволит логистика с учетом того, что молоко – продукт скоропортящийся и длительной транспортировке не подлежит.
Андрей Бесхмельницкий высказался в поддержку многоукладности отрасли. В Дании эффективно работают хозяйства, где 16 голов скота, в Швеции – 12, в Финляндии – 9. Однако решать такие вопросы можно совместно с представителями местных администраций, министерств, производителей.
«В России много мелких успешных хозяйств. Дело не в размере, а в эффективности», – заметила Марина Каган.
С этим связан и вопрос качества продукции, которое регламентируется новым Федеральным законом «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Очевидно, что на мелких предприятиях меньше возможностей для модернизации производства ради соответствия евростандартам. Возникает опасение, что жители глубинки будут обречены покупать молочную продукцию более низкого качества.
Владимир Лабинов прямо не подтвердил этот тезис, однако указал, что условий для получения высококачественной продукции у крупных производителей больше.
ВЗГЛЯД
Треть россиян отказалась от молока
- Просмотров: 3502