Возможно, что скоро ежедневных отчетов о продаже
горячительных напитков не избежит ни один магазин, реализующий алкоголь.
На днях в Госдуму с подачи вологодских законодателей был внесен проект поправок в закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта. Об этом сообщили "Интерфаксу" в думском комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму. Законопроект предусматривает введение обязательного декларирования розничных продаж алкоголя во всех регионах. По мнению авторов поправок, нововведение позволит сократить нелегальный оборот спирта и содержащей его продукции во всей стране, а кроме того – повысить отчисления в федеральный бюджет. Сейчас похожие нормы применяются в Татарстане и Пермском крае. Порядок представления и форму декларации здесь, правда, пока определяют самостоятельно.
В этой связи ожидается, что поправками будут утверждены единая форма декларации и порядок ее предоставления. Так контролирующим органам станет легче бороться с "левым" оборотом алкоголя. "Поскольку декларации будут унифицированы с показателями отчетности о производстве и обороте алкогольной продукции, можно будет сопоставлять данные об отгрузках алкоголя производителями с данными об обороте оптовых и розничных организаций, что, в свою очередь, позволит выявить недостоверные сведения о движении алкоголя и бороться с его нелегальным оборотом", - поясняют цель нововведения в аппарате профильного комитета Госдумы.
Добавим, что в законопроекте впервые конкретизируются требования к площадям торговых залов и складов организаций, занимающихся розничной продажей алкоголя. Складские и торговые помещения общей площадью 50 кв. м предлагается располагать только по одному адресу. По мнению инициаторов принятия поправок, нельзя считать нормальной ситуацию, при которой лицензии на розничную продажу алкоголя выдаются в случаях, если склад находится "в ином, территориально обособленном месте, при этом площади суммируются". Это, считают вологодские законодатели, позволяет предпринимателям продавать алкоголь в маленьких торговых залах, порой совершенно не отвечающих санитарным нормам.
Впрочем, все новое, как известно, это хорошо забытое старое. С 1995 года регионам по закону предоставлялось право самим спрашивать с владельцев местных торговых точек отчет о том, сколько и чего из выпивки они продали за отчетный период (сейчас в большинстве регионов отчитываются лишь раз в квартал, а иногда – в год). Вступивший в силу с 2006 года новый "алкогольный" закон, по сути, упразднил региональные системы контроля качества и обязательную сертификацию продукции, что фактически лишило местные власти прав на контроль алкогольного рынка. Закон писался под одну очевидную цель – доверить всю полноту власти в России над "зеленым змием" Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Однако не секрет, что она так и не оправдала ничьих надежд. Система, мягко говоря, забуксовала, отчего российский рынок алкоголя в прошлом году "залихорадило".
Ситуация выходила из-под контроля. В конечном счете, правительство вывело из-под учета ЕГАИС розничную торговлю алкоголем, а позднее и оптовую. Как утверждают эксперты, беда системы в том, что она лишь автоматизировала контроль над производством, но не могла защитить потребителя от опасного фальсификата. В итоге стали страдать все, кто должен быть, наоборот, огражден от неприятностей, включая рядовых покупателей. "Неработающая ЕГАИС спутала все карты", - образно описал ситуацию один из участников алкогольного рынка.
Путаница оказалась на руку "теневикам". В итоге сегодня доля нелегального оборота алкоголя в стране, по средним оценкам, составляет от 30 до 40 %. Так, по данным "Росспиртпрома", за 2007 год в стране было произведено около 191 млн дал (декалитров –ИФ) водки и ликероводочных изделий. При этом, по оценкам экспертов Союза производителей алкогольной продукции, нелегальный рынок алкоголя составляет примерно 60 млн дал.
Очевидно, что это не только бьет по легальным производителям, но и несет угрозу массовому потребителю. В этой ситуации инициативы региональных властей, желающих вернуть неусыпный, ежедневный контроль над рынком, вполне могут быть поддержаны парламентариями в ближайшую осеннюю сессию. Как прокомментировал журналистам член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Олег Валенчук, в проекте поправок предложены "конкретные меры, направленные на борьбу с теневым рынком алкогольной продукции".
Усилению внимания к проблемам отечественного "алкопрома" в немалой степени способствовал недавно опубликованный анализ ситуации на алкогольном рынке, который провел Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА". Приведенные в нем факты обескураживают – каждая вторая бутылка коньяка, официально выпущенного в России в I полугодии 2008 года, произведена из контрафактного сырья. При этом, как утверждают специалисты центра, схожая ситуация сложилась на водочном и винном рынках страны.
В розничных сетях выражают осторожный оптимизм в связи с грядущим нововведением. "Компания, которая дорожит своей репутацией, тысячу раз все перепроверит перед тем, как выставить продукцию на полки: в крупной сети действует налаженная система контроля качества при закупке продукции. Тем не менее, единая система декларирования необходима для того, чтобы включить в мониторинг ситуации всех участников цивилизованного рынка, и должна позитивно сказаться на решении проблемы теневого оборота алкоголя", - заявили Interfax-Russia.ru в пресс-службе компании "Седьмой Континент", являющейся одним из ведущих торговых операторов России. Здесь добавляют, "при комплексной и оперативной обработке значительных объемов информации" по отчетностям обязательность декларирования для всех регионов позволила бы "системно оценивать ситуацию как в целом по стране, так и конкретно по каждому региону".
Впрочем, большинство экспертов и игроков отечественного алкогольного рынка пока не спешит с однозначными выводами о законодательной инициативе вологодских депутатов. Прежде всего, их смущает отсутствие информации о том, как и с кем будут согласованы новые правила. "Для нас важно, чтобы и форма декларирования продаж, и порядок ее предоставления правительство обговорило и с производителями, и с операторами розничного рынка", – заявил после известия о внесении законопроекта в думу пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. В то же время, по его мнению, если предложенные меры и не решат полностью проблемы с "левым" алкоголем, то хотя бы будут эффективнее, чем распространение ЕГАИС на розницу.
Есть и другие мнения. "Мера с обязательным декларированием розничной продажи алкоголя в регионах однобока, поскольку за отраслью нужен тотальный контроль в виде единого федерального органа", - считает РR-директор группы компаний "Русский Алкоголь" Александр Коровка, по словам которого ежедневное декларирование – это "не новшество, а существующая практика в ряде регионов, причем не достаточно эффективная". По мнению ряда специалистов, на практике нововведение может и не прижиться - трудности появятся при первом же столкновении владельцев мелких торговых точек в сельской местности с необходимостью электронной отчетности, которой в обязательном порядке предлагается дублировать бумажную декларацию. Кроме того, нелегко будет справиться и контролирующим органам, на которые свалится ежедневный поток "двойных" отчетов, ведь в большинстве регионов сегодня работает от 3 до 5 тысяч магазинов, получивших специальные "алкогольные" лицензии. "Важно, чтобы требования по декларированию основывались на разумных оценках возможностей по предоставлению информации со стороны участников рынка и по ее обработке со стороны регулирующих ведомств", - говорят в этой связи в "Седьмом Континенте".
Тем не менее, рассуждая о скором введении обязательного декларирования розничных продаж алкоголя как о факте весьма и весьма вероятном, большинство экспертов сходится в одном: если правительство сумеет создать реальный, эффективный механизм учета, декларирование розничных продаж окажет на рынок только положительное влияние.
Interfax-Russia.ru
Выпивка под контролем
- Просмотров: 3470