Зерноуборочные комбайны: потребности покупателей, предложения производителей

Зерноуборочные комбайны: потребности покупателей, предложения производителей

Сергей Ломакин, профессор (МГАУ имени В.П. Горячкина)
«Аграрное обозрение» продолжает публикацию цикла статей об импортных и отечественных зерноуборочных комбайнах, предлагаемых сегодня на российском рынке. Продолжаем начатый в прошлом номере разговор о техническом уровне машин.


Экологические показатели
Основными факторами вредного воздействия зерноуборочных комбайнов на окружающую среду являются:

 -выброс в атмосферу выхлопных газов;
- разбрасывание по поверхности поля семян сорных растений;
- загрязнение почвы топливом, маслами и смазочными материалами, рабочими жидкостями гидросистем, систем охлаждения двигателей и др.;
- шум, распыл незерновой части урожая;
- уплотнение почвы движителями ходовой части комбайна, сопровождающееся образованием колеи определенной глубины и эрозионно-опасных частиц размером до 1 мм.

Отработавшие (выхлопные) и картерные газы двигателей внутреннего сгорания являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Для живой природы наиболее опасны такие составляющие отработавших газов, как оксиды азота, сажа, альдегиды, оксид углерода, оксиды серы, углеводороды, бенз(а)пирен и др.
По отношению к оксиду углерода (СО) токсичность углеводородов (СnHm) выше в 3,2 раза, оксида серы (SO4) – в 22 раза, а оксидов азота (NOx) – в 41 раз. В суммарной токсичности дизельных двигателей доля оксидов азота и твердых частиц (сажа) превышает 95%. Высокая токсичность твердых частиц обусловлена тем, что нетоксичная сама по себе сажа адсорбирует тяжелые металлы, а также канцерогенные и мутагенные углеводороды.
Более высокие энергонасыщенность и энергоемкость зарубежных комбайнов предопределяют повышенный расход топлива на 1 т собранного зерна, а с ним и повышенный выброс отработавших газов. Известно, что сжигание в дизельном двигателе 1 кг топлива сопровождается выбросами в атмосферу 20-27,3 кг отработавших и картерных газов.
Двигатели большинства зарубежных комбайнов, имеющие намного завышенную по сравнению с необходимой мощность, работают зачастую со значительной недогрузкой. Так как снижение мощности двигателя против номинальной при полных оборотах коленчатого вала достигается благодаря обеднению топливно-воздушной смеси, это приводит к повышению токсичности отработавших газов (увеличивается содержание оксидов азота). Повышению токсичности выхлопных газов способствует и невысокое качество дизельного топлива.
Ни один зерноуборочный комбайн зарубежного производства не может собирать незерновую часть урожая, а с ней и семена сорняков, в копнитель или прицепную тележку. Солома и полова либо укладываются им в валок на стерню, либо после измельчения разбрасываются по убранному полю. При таких схемах обработки незерновой части урожая все семена сорных растений остаются на поле, способствуя их дальнейшему распространению. Кроме того, измельчение и разбрасывание соломы вместе с половой приводит к повышенному запылению воздуха вокруг комбайна.
Увеличение вместимости топливных баков до 800-1000 л в сочетании с использованием для их изготовления материалов с пониженной прочностью создают опасные предпосылки для
попадания топлива в почву.
Особую проблему в современном сельском хозяйстве представляет уплотнение почвы движителями ходовых систем мобильных агрегатов. Увеличение размеров, вместимости бункеров и заправочных емкостей привели к росту максимальных эксплуатационных масс высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов большинства компаний до 26-30 т. При такой массе нагрузки на одно ведущее колесо ходовой части зерноуборочных комбайнов достигают (10,2-12,2) • 104 Н (примерно 10,4-12,5 т). Предлагаемые изготовителями комбайнов типоразмеры шин на такой уровень нагрузок представлены в таблице 1.



В действительности наиболее часто даже самые мощные комбайны комплектуют шинами 800/65R32 и 30,5LR32. Шины с шириной профиля 620, 650, 680, 710 мм и особенно 900 и 1050 мм применяют значительно реже из-за недостаточной грузоподъемности (620-710) либо чрезмерного увеличения (до 3,8-4,1 м) габаритной ширины комбайна (900 и 1050) в транспортном положении. По этой же причине на комбайнах редко применяют и сдвоенные колеса. Помимо недопустимой по условиям и правилам дорожного движения габаритной ширины особо широкие шины (900 и 1050 мм) и сдвоенные колеса вызывают чрезмерно высокие нагрузки в несущих
элементах моста ведущих колес.
Для обеспечения необходимой грузоподъемности шин 800/65R32 и 30,5LR32 при работе комбайнов с широкозахватными зерновыми жатками в них поддерживают давление 0,24-0,28 МПа, а с кукурузными жатками – до 0,3-0,34 МПа.
С целью снижения отрицательного воздействия движителей на почву в Российской Федерации (ГОСТ 26955-86) установлены нормы максимальных давлений движителей мобильных агрегатов и максимальных нормальных напряжений в почве на глубине 0,5 м (таблица 2).



Исходными требованиями на базовые машинные технологические операции в растениеводстве (2005 г.) удельные давления движителей зерноуборочных комбайнов на почву ограничены 150 кПа при влажности почвы менее 0,6 НВ и 80-100 кПа – при влажности более 0,6 НВ.
Значения влажности почв по регионам РФ отражены в таблице 3.



Результаты испытаний и расчетов показывают, что при нагрузке на одно колесо с шиной 30,5LR32, равной 7,5 • 104 Н (комбайн «Дон 1500Б» с заполненным бункером), максимальные удельные давления на почву достигают 185 кПа. При влажности почвы до 0,6 НВ они превышают допустимые значения примерно на 20%, а на более влажных (0,6-0,9 НВ) – в 1,8-2,3 раза. Нормальные механические напряжения в почве на глубине 0,5 м составляют при этом 60-67 кПа, превышая в 1,2-2,2 раза допустимые величины во всем диапазоне изменения влажности почвы.
Подавляющее большинство зарубежных комбайнов с пропускной способностью более 6,5-7 кг/с характеризуется нагрузками на одно ведущее колесо от 7,3 • 104 до 9,5 • 104 Н. Даже при оснащении их ходовой части шинами 800/65R32 (часто используются шины меньших типоразмеров) максимальные давления на почву колеблются от 180 до 240 кПа, а нормальные напряжения в почве на глубине 0,5 м – от 60 до 88 кПа.
У комбайнов с пропускной способностью 8,5-12 кг/с и вместимостью бункера 10-12 м3 с нагрузками на ведущее колесо 10,8-12 т максимальные давления на почву достигают 280-350 кПа, а нормальные механические напряжения в почве на глубине 0,5 м – 100-120 кПа. На сухих почвах (менее 0,6 НВ) превышение над нормируемыми значениями составляют соответственно 1,9-2,3 (максимальные давления) и 2-2,4 раза (нормальные напряжения), а на влажных (0,7-0,9 НВ) – в 2,8-3,5 и 3,3-4 раза. При ширине захвата жатки 9 м такому переуплотнению почвы подвергается около 20% площади поля, а при захвате 6 м – 30%.
Необходимость использования на транспортировке зерна от комбайнов с вместимостью бункеров 9-12 м3 автомобилей грузоподъемностью 8 т и более дополнительно усугубляет проблему переуплотнения почвы. Узкопрофильные шины автомобилей повышенной грузоподъемности (КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ) с внутренним давлением в шинах 0,6-0,84 МПа и нагрузкой на одно колесо до 3 • 104 Н вызывают просто губительные для почвы максимальные давления и нормальные напряжения, превышающие допустимые в 6-8 раз.
К сожалению, и отечественное комбайностроение, особенно ОАО «Ростсельмаш», следуя основным направлениям развития зарубежных зерноуборочных комбайнов, перешло на выпуск нового модельного ряда с удельной вместимостью бункеров от 0,92 до 1,12 м3/кг/с и нагрузками на ведущее колесо до 7-7,8, 9,3-10,2 и 11,3-12 т (Vector 410 и 420; ACROS 530, 540, 560; TORUM 740 соответственно).
Перегруженная примерно в 1,5 раза шина 30,5LR32 (допустимая нагрузка 4715 кг) комбайнов «Дон 1500Б» используется и на комбайнах ACROS 530, 540, 560 (перегрузка до двух раз) и комбайне TORUM 740 (перегрузка до 2,5 раза).


Надёжность
Одной из важнейших составляющих технического уровня зерноуборочного комбайна (как и других видов техники) является его надежность.
Надежность сельскохозяйственной техники оценивают при эксплуатационных испытаниях с обязательным выполнением предусмотренного нормативными материалами объема работ по основному назначению машины. Для зерноуборочных комбайнов суммарный объем работ должен составлять TΣ≥200 ч.
Основными показателями надежности приняты:

- наработка на один технический отказ, ТO, ч (т, га);
- коэффициент готовности, КГ.
Все технические отказы, возникающие при работе зерноуборочных комбайнов (других видов сельскохозяйственной техники), делят по тяжести последствий, продолжительности и трудоемкости их устранения на три группы:
I группа сложности – мелкие отказы, легко обнаруживаемые и устраняемые, как правило, самим комбайнером с использованием имеющегося на комбайне инструмента, запасных частей и приспособлений;
II группа сложности – отказы средней тяжести, требующие для их устранения передвижного ремонтного оборудования (в том числе сварки) и дополнительного квалифицированного ремонтного персонала (специалистов по двигателям, гидравлике, электрооборудованию, электронике, сварщиков и т.п.);
III группа сложности – тяжелые отказы базовых устройств и систем комбайна, выводящие его из работы на достаточно длительный срок и требующие для их устранения проведения специализированного ремонта (отказы двигателя с изломом коленчатого вала, трещинами блок-картера или головки блока; моста ведущих колес с разрушением зубчатых колес, корпусов коробки диапазонов или бортовых редукторов и т.п.).
Отказы III группы сложности на зерноуборочных комбайнах не допускаются. При обнаружении таких отказов конструкция комбайна должна считаться непригодной к массовому производству и использованию в сельском хозяйстве.
В процессе испытаний ведется хронометраж каждой рабочей смены комбайна (агрегата), по которому определяют суммарный объем TΣ работ (ч, т, га), количество технических отказов m = mI + mII + mIII (mI, mII, mIII – отказы I, II и III групп сложности), а также суммарную продолжительность t обТРΣ отыскания и устранения всех отказов (m), возникших при выполнении суммарного объема работ.
Достоверность и точность определения показателей надежности повышается при испытании группы из определённого количества (n) одинаковых комбайнов (машин). В этом случае по хронометражным наблюдениям определяют для группы из n комбайнов:

- суммарный объем работ – Σn1TΣi,ч;
- суммарное количество отказов – Σn1mi;
- суммарную продолжительность отыскания и устранения всех отказов – Σn1 t обТРΣi, ч.

Суммарная продолжительность отыскания и устранения всех отказов m по одному или  Σn1mi  по группе из n комбайнов включает в себя две составляющие:

t ТРΣ  – оперативное и подготовительно-заключительное время отыскания и устранения всех отказов по одному комбайну или группе комбайнов при выполнении объема работ ТΣ;
t HТРΣ – время нормированных элементов устранения всех m или Σmi отказов по одному или группе комбайнов. Оно учитывает затраты времени и труда (по количеству персонала) на доставку деталей, узлов, передвижных ремонтных средств или самой машины к месту ремонта и из ремонта к месту работы.

Наработку комбайна на один технический отказ или один отказ определенной группы сложности определяют по зависимостям:



Коэффициент готовности с учетом организационного времени (с учетом времени нормированных элементов) по одному или группе из n комбайнов определяют по следующим зависимостям:



Нередко для оценки надежности зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники (особенно импортного производства) используют коэффициент готовности по оперативному времени:



В нем не учитываются затраты времени и труда на доставку запасных частей или сборочных узлов, ремонтного оборудования или самой техники к месту ремонта и обратно.
Использование этого коэффициента готовности (К/Г) позволяет скрыть недостатки в организации и развитии инфраструктуры технического сервиса зерноуборочных комбайнов.
Нормативные значения показателей надежности зерноуборочных комбайнов отечественного производства приведены в таблице 4.



Нормируемые значения коэффициента готовности 0,95-0,965 показывают, что комбайн из-за технических отказов не готов к работе от 3,5 до 5% основного времени смены.
Фактическая наработка на отказ у отечественных комбайнов по результатам государственных испытаний на машиноиспытательных станциях изменялась в очень широких пределах – от 2-3 до 50-70 ч, а коэффициент готовности – от 0,85 до 0,97. Наибольшее количество отказов обычно имели жатвенная часть, механические передачи, гидросистемы, рабочие органы молотилки, электрические и электронные средства контроля.
Повышенная надежность зарубежных зерноуборочных комбайнов (и другой сельскохозяйственной техники) зачастую подается как неоспоримое их преимущество перед отечественными и как главное обоснование целесообразности их приобретения вместо отечественных.
В периодических специализированных изданиях и технической литературе нередко фигурируют данные о наработке импортных комбайнов на отказ в 150-260 ч, что в 3-5 раз и даже на порядок выше, чем у отечественных комбайнов. Конечно, эти данные получены не при государственных испытаниях, а по материалам обследований хозяйств, использующих импортные комбайны, сотрудниками МИС (то есть по учетным данным хозяйств).
Безусловно, высокий общий уровень зарубежного сельхозмашиностроения, двигателестроения, производства гидрооборудования, электрооборудования, электроники, приводных, резинотехнических и других изделий, высокое качество металла и других конструкционных и эксплуатационных материалов обеспечивают повышенную, но далеко не на порядок, надежность зарубежных зерноуборочных комбайнов. В этой связи интересны отзывы фермеров европейских стран о надежности отдельных составных частей зерноуборочных комбайнов наиболее известных компаний.
По результатам опросов исследователями установлено, что наибольшее количество отказов приходилось на жатвенную часть (отметили свыше 50% опрошенных), клиноременные и цепные передачи (свыше 30%), электронику (свыше 20%), гидравлические системы (почти 20%), рабочие органы молотилки (около 15%). То есть перечни наиболее часто отказывающих в работе устройств и систем, а также последовательности их расположения (по частоте отказов) у отечественных и зарубежных зерноуборочных комбайнов близки друг другу.
Многократные государственные сравнительные испытания зарубежных и отечественных зерноуборочных комбайнов в различных зонах бывшей нашей страны свидетельствуют о том, что надежность (наработка на один отказ) зависит не столько от конструктивных и технологических особенностей комбайнов, сколько от условий, в которых они работают (таблица 5). Отечественные зерноуборочные комбайны в этих условиях имели наработку на отказ либо одинаковую (в сложных условиях), либо меньшую – до 1,3-1,5 раза от максимальных наработок зарубежных комбайнов.



Не наблюдалось существенного различия в показателях надежности и более простых уборочных машин – валковых жаток. Показатели надежности, полученные при проведении государственных сравнительных испытаний (Целинная МИС) валковых жаток Р 4400 фирмы Versatile (Канада) и отечественной ЖВР-10-03, представлены в таблице 6.



Сравнительно небольшая разница в показателях надежности зарубежных и отечественных зерноуборочных комбайнов, полученная при сравнительных испытаниях понятна и объяснима. Комбайны при испытаниях всегда работают в одних условиях, с одинаковой высотой среза растений, скоростью движения и регулировках, позволяющих обеспечивать требуемое качество работы жатки и молотилки.
Большинство отказов по рабочим органам, приводам и иным устройствам возникало из-за технологических отказов (забивания, заматывания рабочих органов), обусловленных состоянием убираемой культуры и поля, а также степенью приспособленности рабочих органов к конкретным зональным условиям. Велика доля отказов рабочих органов, возникающих из-за попадания в них вместе с технологическим материалом твердых посторонних предметов (камни, древесина, металлические предметы и др.).
Как бы хорошо ни были изготовлены режущий аппарат, мотовило, шнек жатки, молотильное устройство, измельчитель, попадание в них твердых посторонних предметов очень часто вызывает аварийный отказ рабочего органа и нередко его привода. Встреча с острыми металлическими предметами приводит к выходу из строя пневматических шин ходовой части.
Засоренность полей камнями и другими твердыми предметами, повышенная влажность и засоренность убираемых культур – основные источники возникновения многочисленных отказов как у отечественных, так и зарубежных комбайнов при испытаниях на Центральной МИС.
За прошедшие годы и отечественное и зарубежное комбайностроение не смогли кардинально решить проблему предотвращения попадания в рабочие органы комбайна твердых предметов, а следовательно, их защиты от аварийных поломок.
Более же высокая надежность общетехнических устройств и систем зарубежных комбайнов при сезонной загрузке 150-200 и даже 300 ч в таких условиях незначительно повышает общую надежность машины (ресурс двигателей, гидронасосов, генераторов, стартеров даже отечественного производства намного превышает нормативную наработку комбайна за десять сезонов – 1500 ч).
Все современные данные о высочайшей надежности зарубежных зерноуборочных комбайнов получены в результате обследований сотрудниками МИС отдельных сельскохозяйственных предприятий и машинно-технологических станций (МТС), использующих импортную технику.
Наиболее представительные данные собраны специалистами РосНИИТиМа (г. Новокубанск Краснодарского края). В течение шести сезонов они обобщали информацию о работе группы из семи комбайнов модели 9500 компании John Deere. Комбайны принадлежали МТС «Лабинск» (Лабинский р-н Краснодарского края), выполнявшей уборочные и другие полевые работы по договорам с сельскохозяйственными предприятиями и организациями. Комбайны работали на уборке пшеницы и ячменя урожайностью 4-8 т/га (61% общей наработки, т), кукурузы урожайностью 3,5-11,3 т/га (около 24% наработки, т), подсолнечника – 2,9-3,5 т/га (8,4% наработки), сои и других культур.
Условия уборки для нашей страны были более чем благоприятные: урожайность убираемых культур в 2-4,5 раза превышала среднюю по стране, большие размеры полей, низкая соломистость (β=0,35-0,52), невысокие влажность и засоренность. За шесть сезонов наработка одного комбайна в среднем составила 3036 ч, или по 507 ч за сезон. Соотношение времени работы двигателя (4607 ч) и молотилки (3036 ч) было невысоким (1:0,66), что вызвано частыми перегонами комбайнов по хозяйствам зоны МТС. Наработка на один комбайн по собранному зерну составила около 24,8 тыс. т, а средняя производительность за 1 ч работы молотилки – 8,17 т/ч. За указанный срок по всей группе комбайнов хозяйством (МТС) было зарегистрировано 428 технических отказов, из них отказов I группы сложности – 106, II – 311 и 11 недопустимых отказов III группы сложности.
Наибольшее количество отказов имели жатки (34% от общего количества), платформы-подборщики (31%), гидросистемы (10%), ходовая часть (7%), двигатели (6%), электрооборудование и измельчители (по 4%).
Наработка на отказ каждого комбайна без жатки в среднем постепенно уменьшалась от 264 ч в 1997 г. (сезонная наработка молотилки 642 ч) до 59 ч за весь срок наблюдения (1997–2002 гг.) и объем наработки 3036 ч (график 1). С учетом отказов жатки (платформы-подборщика) наработки на отказ уменьшались от 140-169 ч (1997–1998 гг.) до 50 ч за весь срок наблюдения.



Следует отметить, что оценка надежности упомянутых комбайнов специалистами РосНИИТиМ по средней наработке на отказ за весь предшествующий период эксплуатации не раскрывает действительную картину изменения надежности (в частности, наработку на отказ) в течение срока использования комбайнов.
Очень высокие наработки на отказ первых сезонов использования комбайнов, которым способствуют высококачественный и заинтересованный фирменный сервис; повышенные требовательность руководства МТС к обслуживающему персоналу и материальная заинтересованность этого персонала, а также к обеспечению наиболее благоприятных условий уборки хозяйствами-заказчиками работ (от подготовки полей, подъездных путей до условий проживания комбайнеров) завышают средние значения за три, четыре… и все шесть сезонов.
На основе тех же данных РосНИИТиМ определены средние показатели: на-работка на один отказ, производительность за 1 ч работы молотилки в каждом из шести сезонов уборки (график 2).



Наработка на один отказ в первый сезон из-за множества отказов жаток и платформы-подборщика составила 140 ч. Во втором сезоне она возросла до 232 ч и затем быстро снижалась за два сезона до 38 ч. Последние два сезона наблюдения характеризуются наработкой на отказ около 27 ч. Наработки на отказ в 27-60 ч вполне реальны и для всех отечественных зерноуборочных комбайнов при нормальной организации их эксплуатации.
Анализ показывает неправомерность установившихся мнений и утверждений о том, что производительность и надежность или сезонная выработка и надежность находятся чуть ли не в прямой пропорциональной зависимости. Данные РосНИИТиМа говорят об ином соотношении между этими важнейшими показателями. У совсем новых машин при меньшей в 1,65 раза наработке на отказ (140 ч против 232 ч во втором сезоне) производительность за 1 ч работы молотилки была больше в 1,37 раза, а сезонный намолот на один комбайн в среднем почти в 1,8 раза выше. За весь период наблюдений наименьшие производительность за 1 ч работы молотилки Оо ср= 6,1 т/ч и сезонный намолот зерна Qср. сез.= 3010 т имели место в сезоне 1998 г. с наивысшими показателями надежности (То ср.= 232 ч). В этом нет никакого парадокса, просто в сезон 1998 г. были менее благоприятные условия для работы комбайнов. Если в 1997 г. около 94% намолота приходилось на зерно высокоурожайных кукурузы, пшеницы и ячменя, а на уборке подсолнечника с невысокой урожайностью комбайны практически не работали, то в 1998 г. они не убирали зерно кукурузы, а намолот подсолнечника составил более 20% от общего за сезон.
В третий и четвертый сезоны (1999-2000 гг.) несмотря на снижение наработки на отказ в 3,8 и 6 раз соответственно часовая производительность возросла в 1,37 раза (против 1998 г.), а сезонные намолоты возросли более чем в 1,4 раза. Причина та же – в общем намолоте доля зерна кукурузы достигла 23-32%, а доля семян подсолнечника снизилась до 6,6-13,5%.
На уборке зерновых (пшеница, ячмень) производительность за 1 ч работы молотилки в среднем составляла 10,6 т/ч, кукурузы – 9,7, подсолнечника – 4,8 и сои – только 3,3 т/ч. Если доля зерновых колосовых и кукурузы превышала в общем намолоте 80%, то часовая производительность и намолоты зерна были высокими, а если меньше 75% – сравнительно низкими.
Уменьшение объема работ на уборке кукурузы (до 9,1-11,5%) в сезонах 2001 и 2002 гг. привело к снижению сезонной загрузки комбайнов в часах и сезонного намолота зерна. Меньшая же в 8,7 раза (26,6 ч против 232 ч) наработка на отказ не повлекла заметного снижения ни часовой производительности, ни сезонного намолота. Эти данные еще раз подтверждают глубокую обоснованность ранее принятых в нашей стране показателей надежности зерноуборочных комбайнов То≥25 ч и КГ≥0,95 ). Такие показатели реально достижимы без излишних затрат в производстве и эксплуатации комбайнов. Дальнейшее же повышение показателей надежности приводит к резкому удорожанию машин и их технического обслуживания при крайне несущественном сокращении потерь рабочего времени.
Специалистам известны все составляющие непроизводственного использования времени смены и, следовательно, пути повышения коэффициента использования времени смены с реальных 0,65-0,7 до хотя бы 0,75-0,78. Эти пути менее затратны и, как неоднократно показывал передовой опыт организации уборочных работ и технического сервиса уборочной техники, достаточно эффективны.
Показатели надежности зарубежных зерноуборочных комбайнов существенно различаются при использовании их специализированными МТС и отдельными сельскохозяйственными предприятиями. Результаты проведенного специалистами Центральной МИС обследования работы зерноуборочных комбайнов Mega фирмы Claas (Германия) в Тульской области показали, что наработка на отказ в МТС колебалась от 120 до 240 ч, а в отдельных даже передовых хозяйствах («Новая жизнь», «Откормочное») от 47 до 74 ч.
Для повышения надежности зерноуборочных комбайнов фирмы-производители предусматривают повышенный объем регламентных работ при их техническом обслуживании, небольшие сроки использования быстроизнашивающихся деталей, узлов и приводных элементов. Обычно в 2 раза сокращается срок между заменами масла в системе смазки двигателя при незначительном ухудшении качества дизельного топлива (содержание серы > 0,5%).
При ремонте требуется использование только фирменных запасных частей и материалов. Причем обслуживание и ремонт должен производить только дилер этой фирмы. Из-за очень высокой стоимости запасных частей и расходных материалов (до 8-12 раз выше, чем стоимость аналогичных запасных частей и материалов для отечественных комбайнов), недостаточно разветвленной дилерской сети и повышенной стоимости услуг дилеров техническое обслуживание обходится дорого и часто выполняется не оперативно.
Бессистемность поставки на российский рынок зерноуборочных комбайнов (и другой техники) привела к созданию в каждом регионе страны малочисленных, но чрезмерно многомарочных парков. Например, на Кубани используют зерноуборочные комбайны из шести стран (практически всех ведущих компаний и фирм Европы и Америки). Аналогичная ситуация и в других зернопроизводящих регионах страны.
Есть все основания полагать (очевидный пример – автомобильный рынок), что хозяйства, использующие разномарочный парк импортных комбайнов столкнутся с серьезными проблемами по их техническому обслуживанию и ремонту из-за чрезвычайной сложности организации в таких условиях недорогого и эффективного технического сервиса. Накопленный регионами страны опыт работы с зарубежной техникой (и не только с зерноуборочной), показывает, что многие бытовавшие прежде (начиная с книги Н. Смелякова «Деловая Америка») представления о высочайшем уровне организации сервиса фирмами-производителями далеко не всегда соответствуют действительности.
Необязательность для производителей независимой оценки (в виде государственных испытаний) соответствия продаваемых зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники зональным агротехнологиям, районированным сортам сельхозкультур, агрофонам и почвенно-климатическим условиям привела к возникновению на российском рынке по существу неуправляемой ситуации с качеством как отечественной, так и зарубежной сельхозтехники. За исключением гарантийных обязательств, часто оговоренных набором очень жестких и трудновыполнимых в условиях реальной эксплуатации требований (к потребителю), производитель не несет серьезной ответственности за качество и надежность продаваемой техники, перекладывая на потребителя все риски и материальные издержки, связанные с невысоким качеством этой техники. Причем ситуация с качеством импортной техники не улучшается по мере расширения масштабов ее применения в сельском хозяйстве Российской Федерации. Если в 2006 г. специалистами Государственного испытательного центра Минсельхоза России были выявлены (обследованиями) отдельные случаи появления на рынке откровенно некачественной импортной сельхозтехники, то в 2008–2009 гг., по их мнению, данная тенденция начала приобретать системный характер. По отдельным группам (кормоуборочные, почвообрабатывающие) от 27 до 86% машин зарубежного производства не соответствуют принятому в Российской Федерации нормативу наработки на отказ.
Важнейшей составляющей обеспечения высоких показателей надежности зерноуборочных комбайнов является так называемый «человеческий фактор». Ответственное бережное отношение к технике, уровень профессиональной подготовки и материальная заинтересованность кадров, осуществляющих эксплуатацию и технический сервис, играют не меньшую роль в достижении высоких показателей надежности, чем качество изготовления зерноуборочного комбайна.
Компании-производители, с одной стороны, и организаторы закупок, с другой, предпринимают комплекс мер по подбору и обучению комбайнеров и специалистов сервисных служб; повышению престижности работы на импортных комбайнах; бережному отношению к ним, включая жесткий контроль работы персонала, его материальное стимулирование и обеспечение наиболее благоприятных условий работы комбайнов за счет хозяйств-заказчиков уборочных работ. Фирмы делают это для увеличения объемов продаж, а организаторы закупок для обоснования якобы крайней необходимости и целесообразности приобретения и применения в соответствующем регионе импортных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники вместо отечественных машин.
К комбайнам отечественного производства и большинству техники других видов иногда обоснованно, а чаще необоснованно преобладает отношение досадной необходимости их применения, невозможности достижения высоких темпов уборки и надлежащего качества работ, бесперспективности попыток повышения их технического уровня без зарубежных технологий и массового использования импортных комплектующих изделий.
Это отношение активно и целенаправленно формируется через необъективную, но очень яркую рекламу, публикации сотрудничающих с фирмами специалистов, лекции и презентации среди студентов сельскохозяйственных вузов и другие формы. Активность и интерес зарубежных фирм понятен и очевиден – это огромный рынок зерноуборочной техники в России и странах СНГ, оцениваемый в настоящее время как одна третья часть от мирового рынка.

Обобщающим критерием технического уровня зерноуборочного комбайна является экономическая эффективность его применения. Читайте об этом в следующей публикации.

Источник: журнал "Аграрное обозрение", №5, 2010 год