Кто есть кто на российском рынке колёсных тракторов

Кто есть кто на российском рынке колёсных тракторов

Артём Елисеев, эксперт-аналитик
«Аграрное обозрение» продолжает публикацию цикла статей, посвященных рынку сельскохозяйственных тракторов. Сегодня речь пойдёт о тяговом классе 2,0.

Сельскохозяйственные колесные тракторы тягового класса 2,0 являются универсально-пропашными и предназначены для возделывания и уборки сахарной свеклы, картофеля, овощей и других пропашных культур, а также для выполнения работ общего назначения. Кроме того, эти тракторы используются для транспортировки сельскохозяйственных грузов и проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Тракторы тягового класса 2,0 выполняют аналогичные агротехнологические операции, что и тракторы тягового класса 1,4, однако применяются для более производительного выполнения этих работ в тяжелых почвенных условиях с широкозахватными сельскохозяйственными машинами и орудиями. Этому способствует большая масса трактора, обеспечивающая лучшие, по сравнению с тракторами тягового класса 1,4, тягово-сцепные свойства, а также соответствующий запас мощности двигателя, достаточный для выполнения операций, требующих большого отбора мощности через ВОМ (вал отбора мощности).
В целом при эксплуатации трактор должен обеспечить правильное размещение и функционирование сельскохозяйственных машин и орудий, входящих в состав машинно-тракторных агрегатов и гарантировать полное соответствие качества выполнения работ заданным агротехническим требованиям.
Технологическая потребность агропромышленного комплекса Российской Федерации в сельскохозяйственных колесных тракторах тягового класса 2,0 на 1000 га пашни составляет 1,42 эталонных единиц (диаграмма 1), что соответствует 163,8 тыс. эталонных единиц (при площади пашни в объеме 115356,8 тыс. га).



Наибольшая технологическая потребность в колесных сельскохозяйственных тракторах тягового класса 2,0 в Российской Федерации существует в Приволжском федеральном округе (53,5 тыс. единиц), в частности в Оренбургской и Саратовской областях, республиках Башкортостан и Татарстан (в среднем около 7 тыс. единиц).
Меньшая потребность в колесных тракторах тягового класса 2,0 в среднем по 38,5 тыс. единиц отмечена в Южном и Центральном федеральных округах. В северных регионах России технологическая потребность снижается и составляет по Сибирскому федеральному округу около 18 тыс. единиц, Северо-Западному федеральному округу около 8,5 тыс. единиц, а по Уральскому и Дальневосточному федеральным округам менее 7 тыс. единиц.
Необходимо отметить, что потребность в тракторах тягового класса 2,0 выше, чем потребность в тракторах класса 1,4 на 0,02 единицы (в соответствии с нормативами потребности колесных сельскохозяйственных тракторов на 1000 га пашни в Российской Федерации). Однако вследствие объективных и субъективных причин объем рынка колесных тракторов тягового класса 2,0 не превышает 4 тыс. единиц в год (диаграмма 2).



Наибольший объем рынка колесных тракторов тягового класса 2,0 был зафиксирован в докризисный период 2008 г. (влияние кризиса в 2008 г. было несущественно в силу его наступления в конце года) на уровне 3,9 тыс. единиц с ростом в 2,16 раза к уровню 2007 г. или в более чем на 2,6 тыс. единиц.
Мировой финансово-экономический кризис оказал меньшее влияние на сегмент рынка колесных тракторов тягового класса 2,0, чем на сегмент 1,4. Так, объем сегмента по тяговому классу 2,0 сократился в 2009 г. на 24%, или на 943 единицы, а по тяговому классу 1,4 – на 36,8%.
В целом сегмент рынка колесных тракторов тягового класса 2,0 характеризуется небольшим количеством предложений со стороны ограниченного числа производителей. В основной массе предложения находятся в сегменте средних качественных характеристик и невысокого ценового диапазона.
Основными поставщиками колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 2,0 на российский рынок являются: ОАО «САРЭКС» (СП с ПО «Минский тракторный завод»), John Deere, Case New Holland, CLAAS, AGCO, Same Deutz Fahr, Pronar.
Указанные производители в рассматриваемом тяговом классе предлагают потребителю колесные тракторы классической компоновки.

Cправка
Компоновка трактора – относительное размещение основных агрегатов и рабочего оборудования трактора, отвечающее его функциональному назначению и позволяющее использовать трактор с наибольшей эффективностью. Компоновка подчинена функциональному назначению трактора и характеризуется размерами и типом движителей, расположением агрегатов и систем, наличием свободного пространства для навески машин, орудий и установки технологических емкостей, базой, величиной дорожного и агротехнического просветов, координатами центра масс.

Тракторы тягового класса 2,0 имеют переднее расположение двигателя и последовательное рядное расположение агрегатов трансмиссии, заднее расположение кабины, передние колеса являются управляемыми с диаметром значительно меньшим диаметра задних.
Трактор не имеет рамы как таковой, её функции выполняет единый картер коробки передач и главной передачи (заднего моста), к которому спереди крепится полурама с двигателем. Отдельным узлом выступает передний мост, находящийся, как правило, впереди двигателя.
Трансмиссию (сцепление, коробку передач и задний мост) выполняют в одном блоке и жестко соединяют с двигателем. При такой компоновке на задние колеса приходится обычно до 70-75% массы трактора, которые обеспечивают тяговое усилие трактора. Привод передних колес скорее вспомогательный, для исключения кинематического рассогласования вступает в действие лишь при буксовании обычно 4-6% заднего моста и выполняет вспомогательную роль при работе на влажной рыхлой почве.
Причины популярности классической компоновки – это компактность и простота конструкции, хороший обзор в зоне передних колес, хорошая маневренность, благодаря возможности поворота передних управляемых колес меньшего размера на большие углы, возможность выпускать полно и неполоноприводные версии, максимальное использование силы тяжести трактора при заднем ведущем мосте, консерватизм потребителей в оценке внешнего вида трактора.
Между тем нельзя не отметить и недостатки классической компоновки. Это необходимость использовать шины разного типоразмера; затруднения, вызванные монтажом дополнительного технологического оборудования; а недогруженность передней части трактора не позволяет в полной мере реализовывать тяговые возможности, когда из-за тяги передний мост ещё больше разгружается вплоть до отрыва от опорного основания. В этом случае используют балластные грузы, но их установка возможна только без переднего навесного устройства, кроме того, балласт увеличивает потери на собственное передвижение трактора, а при отсутствии или снижении тяги перегружает передний мост. (Более подробно об указанных недостатках и существующих способах их устранения мы поговорим в следующем номере «АО».)
Однако в последние годы классическая компоновка видоизменилась. Модернизация классической компоновки способствовала появлению улучшенной классической компоновки, отличающейся тем, что доля массы трактора, приходящейся на передний ведущий мост, была увеличена с 25-30% до 35-40%.
Анализ структуры рынка колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 2,0 в Российской Федерации за 2008-2009 гг. (диаграмма 3) свидетельствует о монопольном положении Производственного объединения «Минский тракторный завод», точнее – созданного в 2007 г. совместного производства с ОАО «САРЭКС».



Cправка
«САРЭКС» был образован в 1943 г. как мотороремонтный завод, предназначенный для восстановления двигателей грузовых автомобилей, пострадавших на фронтах Великой Отечественной войны. В 1959 году решением правительства мотороремонтный завод преобразовали в Саранский экскаваторный завод. В 1960 году были выпущены первые 610 экскаваторов. В 1990 году «Саранский экскаваторный завод» преобразован в открытое акционерное общество «САРЭКС». В настоящее время завод является одним из крупнейших в России производителей экскаваторов на базе колесных тракторов тягового класса 1,4. Кроме того «САРЭКС» осуществляет сборку колесных тракторов производства ПО «Минский тракторный завод» «Беларус-826» (тягового класса 1,4) и «Беларус-1221» (тягового класса 2,0).


Диаграмма 4 свидетельствует об упомянутой монополизации сегмента ещё с 2007 года, когда доля в сегменте составляла более 91%, а к 2009 г. увеличилась на 6,5% и составила 98,3%. Наибольший объем отгрузки тракторов «Беларус-1221» для сельскохозяйственных товаропроизводителей России был зафиксирован в докризисный 2008 год и составил 3,6 тыс. единиц.



Под влиянием мирового финансового кризиса поставки тракторов «Беларус-1221», собранных на ОАО «САРЭКС», в 2009 г. сократились на 19,9%, или на 733 единицы, и составили 2944 единицы. «Беларус-1221» позиционируется как недорогой трактор в среднем ценовом диапазоне при сравнительно хорошем качестве.
Как и все тракторы тягового класса 2,0, «Беларус-1221» может быть использован как в сельском, так и в лесном, коммунальном хозяйстве, в строительстве и промышленности. Трактор приспособлен для работы в различных почвенно-климатических зонах и на всевозможных видах почв, в том числе и на почвах с низкой несущей способностью.
Имея широкий набор различных приспособлений и узлов дополнительного оборудования, а также тягово-сцепных средств, трактор способен агрегатироваться со множеством сельскохозяйственных машин и оборудования, в полной мере используя свои функциональные возможности в агрегате с широкозахватными и комбинированными машинами как класса 2,0, так и некоторыми машинами класса 3,0 с переналадкой элементов сцепки механизмов передней и задней навески.
«Беларус-1221» оснащен шестицилиндровым рядным дизелем с турбонаддувом. Мощность дизеля составляет 95,6 кВт (130 л.с.). Имеет сравнительно низкий расход топлива и масла, отвечает требованиям безопасности и экологичности по выбросу вредных токсичных веществ и тяжелых частиц, имеет достаточный запас крутящего момента и отвечает техническому уровню лучших зарубежных аналогов.
Трансмиссия трактора отличается от применяемых ранее усиленной муфтой сцепления с двумя дисками и жестким корпусом; задний мост трактора выполнен с планетарными колесными редукторами; дифференциал с электрогидравлической системой управления на различных режимах (включено, выключено и автоматическое) в зависимости от угла поворота колес; двухскоростной задний вал отбора мощности с независимым и синхронным приводом.
Кроме того, трактор имеет усиленные по диаметру полуоси конечных передач и корпус заднего моста для монтажа на нем механизма задней навески, рукавов полуосей, элементов тягово-сцепных устройств.
«Беларус-1221» обладает колесной формулой 4К4а. Передний мост является ведущим, портального или балочного соосного типа, с колесными планетарными редукторами, двухопорными шкворневыми узлами и гидроцилиндрами в рулевых механизмах, прочной балкой моста для навешивания спереди погрузочных средств и различных машин фронтальной навески. Широкопрофильные передние ведущие колеса увеличивают навесоспособность моста и расширяют сферу использования трактора.
Трактор может быть оборудован раздельно-агрегатной гидронавесной системой двух типов:
- с автономным горизонтально расположенным силовым цилиндром;
- с двумя встроенными в гидроподъемник вертикальными силовыми цилиндрами.
Гидронавесная система обеспечивает высотный силовой, позиционный и смешанный способы регулирования глубины хода рабочего органа. Система имеет гидрофицированные выводы для привода различных рабочих органов на агрегатируемых сельскохозяйственных машинах (на тракторе имеется 3 пары свободных выводов для обслуживания гидрофицированных технических средств с помощью прикладываемых рукавов высокого давления), имеет автономную систему фильтрации рабочей жидкости и поддержания температурного режима. Емкость масляного бака достаточна для работы с гидрофицированными машинами, требующими большой отбор масла на привод рабочих органов.
Заднее навесное трехточечное устройство обеспечивает сцепку и установку рабочего положения орудия в различных положениях по высоте по отношению к трактору, поперечную корректировку за счет раскосов, жесткую фиксацию и свободное положение орудия за счет растяжек продольных тяг и паза в раскосе, позволяя работать с широкозахватными машинами для копирования рельефа поля. В наборе тягово-сцепных устройств имеются: автоматические сцепные устройства СА-1, поперечина ТСУ-1Ж-01, переднее навесное устройство, прицепное устройство (тяговый брус), тягово-сцепное устройство ТСУ-2Р («Питон»), тягово-сцепное устройство лифтового типа ТСУ-ЗВ.
Задний вал отбора мощности имеет независимый и синхронный привод. Двухскоростной независимый привод имеет 540 и 1000 об/мин, синхронный – 4,36 об/м пути. Может комплектоваться сменными хвостовиками типа 1, 1C, 2 и 3 с числом шлиц 6, 8, 20 и 21. Управление валом отбора мощности электрогидравлическое клавишей с пульта управления.
«Беларус-1221» имеет травмобезопасную кабину с жестким каркасом из гнутых фасонных профилей с вклеенными тонированными сферическими стеклами. Интерьер кабины – с использованием формованных обивок и панелей, ковров. Крыша кабины используется в качестве аварийного люка и для размещения на ней вентиляционно-обогревательной системы, панели управления частью электрических приборов освещения и сигнализации, противосолнечного козырька, зеркала заднего обзора, радиоприемных устройств



Динамика объемов отгрузки на внутренний рынок Российской Федерации тракторов, производства ОАО «САРЭКС», и его доля в структуре рынка за 2007-2009 гг. свидетельствует о наличии тенденции постепенного вытеснения конкурентов и ухудшения рыночных позиций производителей стран дальнего зарубежья.
В 2009 г. объем продаж ПО «Минский тракторный завод» по колесным тракторам тягового класса 1,4 сократился на 74,4%, или на 19,4 тыс. единиц (к уровню 2008 г.). В свою очередь продажи по тракторам тягового класса 2,0 сократились всего на 20%. Основной причиной такого сильного разрыва является тот факт, что в 2009 г. реализация тракторов «Беларус-1221», собранных на ОАО «САРЭКС», осуществлялась посредством государственной поддержки по лизинговой схеме через ОАО «Росагролизинг».
По оценочным данным, немногим более 1/3 всех продаж «Беларус-1221» были осуществлены через ОАО «Росагролизинг» или около 1,1 тыс. единиц.
Одним из основных зарубежных поставщиков колесных сельскохозяйственных тракторов тягового класса 2,0 на российский рынок является компания John Deere. Наиболее популярными тракторами, импортируемыми компанией John Deere на территорию России, в указанном сегменте рынка являются тракторы JD 6820 и JD 6920.

Справка
Компания John Deere была основана в 1837 году кузнецом по имени John Deere, который был разработчиком стального плуга. На сегодняшний день John Deere производит продукцию на 63 заводах в 18 странах мира. Сегодня корпорация John Deere входит в список 100 крупнейших промышленных компаний, публикуемый журналом Fortune, продукция компании реализуется во всем мире. Штат John Deere насчитывает более 56 тыс. сотрудников по всему миру. Основным направлением работы John Deere в России является продажа сельскохозяйственной, лесозаготовительной и строительной техники.
В 2003 г. компания John Deere открыла свой первый официальный филиал в Москве, занимающийся реализацией сельскохозяйственной техники и оборудования. В 2005 г. John Deere создает небольшое сборочное производство в Оренбурге, где осуществлялось производство и сборка посевных агрегатов. В 2009 г. John Deere открывает в Москве филиал по продаже строительной техники. После приобретения в 2002 г. компании Timberjack, производителя лесозаготовительной техники, John Deere открывает офис торговли в г. Санкт-Петербурге.
В конце апреля 2010 г. компания John Deere открыла новый завод в г. Домодедово Московской области. Новое подразделение компании будет производить как сельскохозяйственную, лесозаготовительную, так и дорожно-строительную технику.


Наибольший объем импорта тракторов тягового класса 2,0, производства John Deere на таможенную территорию Российской Федерации было осуществлено в 2008 г. и превысил 230 единиц. Темп роста за 2007-2008 годы составил 280%, т.е. объем ввоза тракторов указанного тягового класса увеличился на 150 единиц (диаграмма 5).



В кризисный 2009 г. импорт тракторов резко сократился и составил 44 единицы против 233 единиц в 2008 г., т.е. снижение составило 189 единиц, или 81,1%. В то же время по сравнению с 2007 г. объем ввоза тракторов в 2009 г. был ниже на 46,9% или на 39 единиц.
Одновременно прослеживается тенденция ухудшения рыночных позиций компании John Deere в сегменте рынка колесных тракторов тягового класса 2,0 – за период 2007-2009 гг. доля продаж компании в структуре рассматриваемого сегмента неуклонно снижается. Так, за 2007-2008 годы этот показатель снизился на 0,7 п.п. – с 6,7% до 5,9%, а за 2008-2009 годы – на 4,4 п.п., с 5,9% до 1,5%, а в целом за исследуемый период 2007-2009 годов на 5,2 п.п.
Тракторы John Deere серии 6020 оснащены шестицилиндровыми дизелями PowerTech Plus объемом 6,8 л. Конструкция двигателя с системой впрыска топлива CommonRail и четырьмя клапанами на цилиндр обеспечивает мгновенную реакцию на изменение нагрузки.
Тракторы могут комплектоваться тремя типами коробок передач (КПП): PowerQuad-Plus; AutoQuad-Plus (опция) и Autopower (опция). PowerQuad-Plus входит в стандартную комплектацию – это ступенчатая механическая КПП, которая имеет один рычаг для переключения шести синхронизированных диапазонов и четыре передачи внутри каждого диапазона, переключаемые под нагрузкой без разрыва потока мощности, с помощью электрогидравлического управления. Для смены направления движения трактор оснащен реверсом с электрогидравлическим управлением, который позволяет работать в челночном режиме, не разрывая поток мощности.
PowerQuad-Plus имеет 24 скорости переднего хода и 24 заднего хода с диапазонами скоростей от 1,6 до 40 км/ч. Коробка передач AutoQuad-Plus является полуавтоматической. Отличие только в том, что в AutoQuad-Plus четыре передачи внутри каждого диапазона дополнительно могут программироваться на автоматическое переключение при нагрузке и управляться с помощью электронного блока управления через электрогидравлические управляемые механизмы. На трактор может устанавливаться AutoQuad-Plus с диапазоном скоростей от 1,6 до 40 км/ч или от 2,4 до 50 км/ч. Система Ecoshift на AutoQuad-Plus позволяет на 15% снизить расход горючего и обороты двигателя при использовании трактора на транспортных работах. Кроме того, трансмиссия трактора может комплектоваться ходоуменьшителем, который снижает скорость движения до 0,2 км/ч.
Гидросистема трактора выполнена по принципу системы, чувствительной к нагрузке на базе регулируемого насоса. Для работы с внешними потребителями в гидросистему входит от двух до четырёх гидрораспределительных секций с механическим управлением. Каждая секция может оснащаться дросселем регулятором для управления скоростью потока масла.
Гидронавесная система тракторов оснащена задней трёхточечной навеской с электрогидравлическим управлением. Для автоматического регулирования глубины обработки почвы в гидронавесную систему входит электрогидравлический силовой позиционный регулятор.
Независимый задний вал отбора мощности с режимами работы 540/1000 об./мин., предназначен для машин, работающих при высоких нагрузках в постоянном диапазоне мощности. Дополнительно задний вал отбора мощности может оснащаться режимом 540E, где обороты 540 об/мин обеспечиваются при более низких оборотах двигателя. 540Е – это экономичный режим, уменьшающий расход топлива, он предназначен для опрыскивателей, разбрасывателей минеральных удобрений, ротационных косилок и т.д., работающих при 540 об/мин и не требующих большого потребления мощности от двигателя. Кроме того, опционально трактор может быть оснащен передним валом отбора мощности с режимом работы 1000 об./мин.
При необходимости трактор комплектуется дополнительными сменными балластными грузами, позволяющими достичь требуемых эксплуатационных характеристик.
John Deere предлагает потребителю высокотехнологичное оборудование – системы точного земледелия AMS и вождения трактора с использованием GPS. Например, такой системой является Parallel Tracking – система параллельного вождения, использующая бесплатный сигнал SF1. Кроме этого, существует и система автоматического вождения AutoTrac, требующая более точного определения координат и использующая сигнал SF2.
В целом компания John Deere предлагает потребителю сельскохозяйственную технику с высокими эксплуатационными характеристиками и хорошими технико-экономическими показателями в верхнем ценовом диапазоне. Эти предложения, находящиеся в «премиум» сегменте, ориентированы в основном на сельскохозяйственных товаропроизводителей с высокой доходностью



Другим зарубежным производителем, сохранившим сам факт поставки колесных тракторов в сегменте рынка колесных тракторов тягового класса 2,0 на таможенную территорию Российской Федерации, является компания Case New Holland.



Объемы ввоза тракторов Case New Holland в Россию в целом были незначительными и в докризисный период до 2008 г. Максимальный объем был зафиксирован в 2008 г. и составил 10 единиц, против 3 в 2007 г.
В кризисный период 2009 г. объем ввоза сократился на 70% и составил 3 единицы, аналогично уровню 2007 г. А доля в структуре сегмента за 2008-2009 гг. снизилась с 0,3% до 0,1%.
Нельзя не отметить и другую транснациональную корпорацию, производящую сельскохозяйственную технику – компанию AGCO, которая в 2008 г. в структуре сегмента также занимала долю 0,3%, т.е. поставила на российский рынок 10 единиц сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 2,0, а в кризисный 2009 г. не осуществила ни одной поставки. Практически аналогичная ситуация по Same Deutz Fahr, которая также прекратила поставки техники в исследуемом сегменте рынка.
Исторически сложилось так, что в самых массовых сегментах рынка сельскохозяйственных тракторов (тяговый класс 1,4 и 2,0) в Российской Федерации нет собственного производства. Одновременно с этим в сегменте тягового класса 2,0 существует скрытый потенциал, который в ближайшее время начнет раскрываться. Это связано прежде всего с огромной непокрытой технологической потребностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в объеме 163,8 тыс. единиц тракторов.
Уменьшение объемов продаж в сегменте рынка сельскохозяйственных тракторов тягового класса 2,0 связано главным образом с тем, что сельхозпроизводители не располагают достаточным объемом свободных денег. Банковские средства стали доступны только для крупных аграриев, которые обладают ликвидным залогом. Кроме того, снижение закупочных цен на продукцию сельхозпроизводителей и увеличение себестоимости производства сельхозпродукции (рост цен на сырье, энергоресурсы) привели к тому, что потребитель просто не в состоянии приобрести необходимую технику, что и обусловило снижение объема рынка. В этих условиях потребитель ориентирован на недорогую технику с невысоким технологическим уровнем.
Анализ цен на сельскохозяйственные тракторы тягового класса 2,0 (по данным прайс-листов дилеров сельскохозяйственной техники, таблица 3) показал, что одним из самых недорогих вариантов являются тракторы производства ОАО «САРЭКС» (СП с ПО «Минский тракторный завод») со средним значением стоимости 1 л.с. мощности 8,34 тыс. рублей, что представляет собой наиболее привлекательное предложение для сельскохозяйственных товаропроизводителей не только по цене, но и по механизму реализации («Беларус-1221» реализуется посредством лизинговой схемы через ОАО «Росагролизинг»).
Другим предложением в сегменте, по стоимости 1 л.с. следующим за «Беларус-1221», является предложение компании Shandong Foton Lovol Heavy Industries CO Ltd (Китай). Трактор этой компании Foton Europard FT1254 мощностью 125 л.с. предлагается потребителю по цене 1 288 тыс. руб. с НДС. При этом стоимость 1 л.с. составляет 10,3 тыс. рублей. Трактор собран из комплектующих европейских производителей, в т.ч. имеет двигатель Perkins и по технологичности превосходит продукцию «САРЭКС».
Ещё один производитель из Китая – YTO Group Corporation на российском рынке предлагает трактор мощностью 130 л.с. YTO-X1304, 1 л.с. которого обойдется потребителю в 11,54 тыс. рублей.
Можно полагать, что производители Китая сегодня находятся в средней ценовой нише, предлагая продукцию с увеличенной технологичностью.
Производители стран дальнего зарубежья – John Deere, Same Deutz Fahr, Lamborghini Tractors находятся в высоком ценовом диапазоне со стоимостью 1 л.с. от 21,8 тыс. рублей и выше. Так, стоимость трактора Lamborghini R6. 120 производства Lamborghini Tractors составляет 2 750 тыс. рублей с НДС, а стоимость 1 л.с. равна 21,8 тыс. рублей. Самой дорогой техникой (по стоимости 1 л.с. мощности) являются тракторы производства John Deere и Same Deutz Fahr: стоимость 1 л.с. у JD 6820 составит 25,9 тыс. рублей, а у Agrotron M 600 – 26,7 тыс. рублей



Источник: журнал "Аграрное обозрение", №3, 2010 год

Последние новости