Кто есть кто на российском рынке колёсных тракторов

Кто есть кто на российском рынке колёсных тракторов

Артём Елисеев, эксперт-аналитик
«Аграрное обозрение» продолжает публикацию цикла статей, посвященных рынку сельскохозяйственных тракторов. Сегодня речь пойдёт о тяговом классе 0,9 – 1,4.

Колесные тракторы тягового класса 0,9-1,4 в агрегате с навесными, полуприцепными и прицепными орудиями используются для предпосевной обработки почвы, посева, междурядной обработки пропашных культур, заготовки кормов, транспортных работ, для привода стационарных машин, работы на животноводческих фермах и для выполнения других общехозяйственных работ в сельском хозяйстве. Кроме того, тракторы тягового класса 0,9-1,4 могут быть использованы для выполнения трудоемких работ в агрегате с бульдозерами, экскаваторами, погрузчиками, ямокопателями и другими коммунальными машинами и орудиями.
Объем рынка колесных тракторов тягового класса 0,9 не превышает 1 тыс. ед. в год (см. диаграмму 1) в силу того, что на рынке прицепного и навесного сельскохозяйственного оборудования специально для тракторов указанного тягового класса не существует предложения. А их использование с орудиями, предназначенными для тракторов тягового класса 0,6, экономически нецелесообразно, с одной стороны, а с другой – агрегатирование с оборудованием, предназначенным для колесных тракторов тягового класса 1,4, затруднено в силу низкого запаса мощности у тракторов тягового класса 0,9.



Наибольший объем рынка колесных тракторов тягового класса 0,9 был зафиксирован в 2007 г. и составил 980 ед., а наибольший темп роста – в 2006 г. 146,9% (к уровню предыдущего периода). Диаграмма 1 демонстрирует ежегодное снижение темпа роста. Так, в 2008 г. объем рынка снизился более чем на 240 ед., или на 24,59%, а по итогам 2009 г. снижение составило 455 ед. или 61,57% к уровню предыдущего года.
В структуре рынка колесных тракторов тягового класса 0,9 традиционно лидирующее положение занимали российские производители (с 2006 по 2009 гг.), наибольшая доля которых была зафиксирована в 2006 г. (более 69%) (см. диаграмму 2).



Диаграмма 2 демонстрирует устойчивую тенденцию увеличения доли китайских производителей на рынке колесных тракторов тягового класса 0,9 с 2,3% в 2005 г. до 36,8% в 2009 г.
Нельзя не отметить и стабильную долю на рынке производителей стран СНГ, ежегодно сохраняющих свою долю на уровне не менее 20%.
Указанные производители предлагают российским потребителям недорогую технику с приемлемым уровнем качества в среднем ценовом диапазоне. При этом производители стран дальнего зарубежья продвигают на рынок технику высокого качества в верхнем ценовом диапазоне, что предопределило их низкую долю на рынке (в среднем не более 2% от общего объема рынка в год).
В целом следует отметить олигопольный характер рынка, поделённого между ОАО «Липецкий трактор», ОАО «ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» и ПО «Минский тракторный завод» (см. диаграмму 3.), на которых приходилось более 80% рынка по итогам 2008 г. и более 60% в 2009 г.
Самыми массовыми моделями колесных тракторов тягового класса 0,9 являются тракторы производства ОАО «Липецкий трактор» (входит в концерн «Тракторные заводы») Т-40, ЛТЗ-60 (различных модификаций) и ОАО «ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» – ЮМЗ-6.



ОАО «Липецкий трактор» производил трактор Т-40 с 1961 г. по 1977 г., с 1963 г. по 1977 г. производилась модификация Т-40А. После проведения модернизации, с 1972 г. по 1995 г., выпускались тракторы Т40М и Т-40АМ.
Т-40М имел полурамную компоновку с несущей коробкой передач и задним мостом, был выполнен с двумя ведущими мостами, поэтому обладал повышенной силой тяги и лучшей проходимостью. На него устанавливался четырёхцилиндровый четырёхтактный дизель воздушного охлаждения Д-37 или Д-144 на полураме, жестко соединенной с картером коробки передач, производства ВМТЗ, запуск осуществлялся электростартёром или пусковым бензиновым двигателем ПД-8. Трансмиссия трактора – механическая, полностью реверсивная, позволяющая использовать весь диапазон скоростей как на переднем, так и на заднем ходу, что позволяло выполнять агротехнологические операции с навесными орудиями, в том числе и задним ходом. Т-40 имел два многорежимных независимо управляемых вала отбора мощности, что расширяло функциональные возможности трактора.
Ежегодная отгрузка тракторов ОАО «Липецкий трактор» на внутренний рынок не превышала 600 единиц. В основной своей массе реализовывались тракторы коммунального назначения в агрегате с экскаватором А-ЛЭКС. В период с 2007 г. по 2009 г. прослеживается явная тенденция сокращения объемов поставок, о чем свидетельствуют темпы отгрузки по сравнению с уровнем предыдущего года в 2008 г.
(-25,26%) и 2009 г. (-75,23%) (см. диаграмму 4).



До 2009 г. ОАО «Липецкий трактор» производил универсально-пропашные тракторы серии ЛТЗ-60 (в настоящее время снят с производства). Было несколько модификаций трактора: ЛТЗ-60АВ оснащался дизелем Д65М1Л Рыбинского моторного завода с водяным охлаждением, ЛТЗ-60АБ – дизелем Д248 Минского моторного завода с водяным охлаждением, а ЛТЗ-60А имеет дизель воздушного охлаждения Д144 Владимирского тракторного завода. В остальном конструкция трактора схожая: муфта сцепления – фрикционная, сухая, однодисковая, с дополнительной муфтой независимого вала отбора мощности; коробка передач – восьмискоростная, с реверсом на все передачи; тормоза – ленточные, сухие; передний ведущий мост – с автоматическим включением и выключением.
Другая производственная площадка концерна «Тракторные заводы» ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» в настоящее время изготовила опытно-промышленную партию колесных тракторов тягового класса 0,9 – Т-50 и направила их на испытания. Говорить о выходе на серийное производство этих тракторов преждевременно, так как объемы их производства не превышают 10 единиц в год. Т-50 оснащен дизелем Д1ЗОТ-10 воздушного охлаждения с турбонаддувом. Грузоподъемность на оси подвеса составляет 1200 кг.
ОАО «ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» производит серию универсальных колесных тракторов тягового класса 0,9 – «ЮМЗ-6». Трактор создан на базе «МТЗ-5», выпускавшимся на ОАО «ПО «ЮМЗ» с 1958 г. В настоящее время производятся две модели: «ЮМЗ-6АКЛ» и «ЮМЗ-6АКМ», разница между ними заключается в системе запуска дизеля (электрический стартер или пусковой двигатель) и наличии компрессора на транспортном варианте.
«ЮМЗ-6» имеют классическую полурамную компоновку. В несущий остов входят корпус трансмиссии (коробка передач с подвижными шестернями, пятиступенчатая), корпус муфты сцепления (сухого типа, двухпоточная) и полурама, на которой установлен двигатель (Д-65 мощностью 60 л.с, рабочим объемом 4,94 л) и закреплен передний мост.
Наибольший объем поставки тракторов «ЮМЗ-6» на российский рынок был осуществлен в 2007 г. (278 единиц), с последующим снижением объемов в 2008 г. и 2009 г. на 60,43 и 62,73% соответственно (см. диаграмму 5).



Цены прайс-листа производителей на тракторы ЛТЗ-60 и ЮМЗ-6 варьируются в пределах от 410 тыс. до 435 тыс. руб. без НДС. Динамика цен производителей в 2009 г. приведена на диаграмме 6





Тракторы тягового класса 1,4 являются самыми распространенными и востребованными в Российской Федерации. Так, в структуре рынка колесных тракторов объем сегмента тягового класса 1,4 составляет более 65%.
Необходимо отметить, что в период с 2005 г. по 2008 г. прослеживается тенденция сокращения доли сегмента колесных тракторов тягового класса 1,4 (за указанный период доля сократилась на 5,99 процентных пункта), что связано в первую очередь с внедрением ресурсо– и энергосберегающих технологий, которые предопределили возрастающую потребность в более энергонасыщенной технике.
В период активного развития сельскохозяйственного производства 2006-2008 гг. рост объема рынка тракторов тягового класса 1,4 вырос в 1,8 раза и достиг физического объема 26,3 тыс. единиц (см. диаграмму 7).



Тенденция роста объема рынка колесных тракторов тягового класса 1,4 в период с 2006 по 2008 гг. прервана и снижение в 2009 г. составило 74,39% (к уровню 2008 г.). В физическом исчислении ожидаемое значение объема рынка составило немногим более 6,7 тыс. ед.
Сегмент рынка колесных тракторов тягового класса 1,4 в Российской Федерации монополизирован белорусским производителем ПО «Минский тракторный завод» (ПО «МТЗ») с долей 99%. Среди других игроков стоит отметить компанию John Deere, доля которого в структуре сегмента по итогам 2008 г. составляла 0,5%, а в 2009 г. 0,6%. Другой производитель, предлагающий на рынке схожий по техническим параметрам и качеству с ПО «МТЗ» продукт, является ПО «ЮМЗ». Доля ПО «ЮМЗ» в рассматриваемом сегменте в 2009 г. сократилась до 0,03% против 0,2% в 2008 г. (см. диаграмму 8).



Наиболее массовым и повсеместно распространенными колесными тракторами тягового класса 1,4 являются «МТЗ-80» и «МТЗ-82», производства ПО «Минский тракторный завод».
ПО «МТЗ» было организовано в 1975 г., в его состав вошли Завод специального инструмента и технической оснастки; Витебский завод тракторных запчастей; Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов; Головное специализированное конструкторское бюро по универсально-пропашным тракторам.
В 1974 г. был осуществлен переход выпуска тракторов на новую базовую модель «МТЗ-80» (с дизелем мощностью 59 кВт), созданную в результате коренной модернизации трактора «МТЗ-50», а в 1976 г. было освоено производства универсального пропашного трактора с передним ведущим мостом – «МТЗ-82». С 2000 г. эти тракторы выпускаются под маркой «Беларус-80» и «Беларус-82» соответственно (см. таблицу 2).



Трактор выполнен по традиционной для своего семейства компоновке: полурамная конструкция с несущими картерами узлов трансмиссии, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние направляющие колёса уменьшенного диаметра.
«МТЗ-80/82» выпускаются в нескольких модификациях, незначительно отличающихся друг от друга типом и передаточными числами трансмиссии, способом пуска двигателя и внешним оформлением. Они оснащены четырёхцилиндровыми четырёхтактными дизельными двигателями Д-240 и Д-243 с полуразделенной камерой сгорания, выполненной в поршне с рабочим объемом 4,75 л и номинальной мощностью 55 кВт (80 л.с.). Трансмиссия трактора – механическая, с сухой однодисковой постоянно замкнутой муфтой сцепления. Коробка передач девятиступенчатая двухдиапазонная с понижающим редуктором и количеством передач 18 вперед, 4 назад. Кроме того, трактор имеет многорежимный синхронный механизм отбора мощности, обеспечивающий независимые частоты вращения выходного вала 540 об./мин., 1100 об./мин., а также синхронную – 3,6 оборота на 1 метр пройденного пути, необходимую для привода посевных машин. Колея задних колёс изменяется бесступенчато в пределах 1400-2100 мм, а передних регулируется в пределах 1200-1800 мм с шагом 100 мм.
На базе «МТЗ-80/82» созданы и подготовлены к выпуску: крутосклонная модификация «МТЗ-82К»; с реверсивным управлением – «МТЗ-80В» и «МТЗ-82В»; хлопководческая – «МТЗ-80Х2»; овощебахчевая – «МТЗ-82Т».
На территории России функционируют два сборочных производства ПО «МТЗ»: на ОАО «ПО ЕлАЗ» (г. Елабуга) организована сборка тракторов «Беларус-82.1» и «Беларус-1221»; на ОАО «Сарэкс» (г. Саранск) организована сборка «Беларус-826», «Беларус-1221» и их модификаций.
ОАО «ПО «Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова» производит универсальные колесные тракторы тягового класса 1,4 – «ЮМЗ-8040.2», «ЮМЗ-8240.2» и «ЮМЗ-8244.2» (см. таблицу 3).



На тракторах, производимых Южным машиностроительным заводом, установлены дизели производства УП «ММЗ» «Д-243/436». Они комплектуются передними ведущими мостами производства ПО «МТЗ» и «CARRARO» (модели «ЮМЗ-8240.2», «ЮМЗ-8244.2»). Кроме того, имеют гидрообъемное рулевое управление и трансмиссию с синхронизированной коробкой передач.
Цены прайс-листа ПО «МТЗ» и ПО «ЮМЗ» на тракторы с колесной формулой 4К2 варьируются в пределах 420-460 тыс. руб. (см. диаграмму 9).



В июле 2009 г. ПО «ЮМЗ» повысило цены реализации на тракторы «ЮМЗ-8040,2» на 20,2% (к уровню января 2009 г.), однако к концу года так снизило до 417 тыс. руб. без НДС (на 10,5% к июлю 2009 г.). Цены ПО «МТЗ» сохранились на одном и том же уровне 455 тыс. руб. без НДС.
Цены прайс-листа на тракторы с колесной формулой 4К4а ПО «МТЗ» и ПО «ЮМЗ» варьируются в пределах 500-520 тыс. руб. без НДС (см. диаграмму 10). ПО «ЮМЗ», как и на тракторы с колесной формулой 4К2, увеличил цены в июле 2009 г. на 20,2%, а к концу года понизил на 10,5%.



ООО «Владимирский моторо-тракторный завод», входящее в состав концерна «Тракторные заводы» в 2008 г. анонсировало выпуск нового колесного трактора тягового класса 1,4 – Т-85.
Т-85 – это универсальный трактор с колесной формулой 4К4а. Оснащен силовым агрегатом Sisu 33DTA производства фирмы SisuDiesel (входит в группу компаний AGCO). Имеет синхронизированную коробку передач (с автоматическим включением и выключением переднего ведущего моста), моноблочную гидронавесную систему (грузоподъемность до 3 тыс. кг), трехсекционный дополнительный гидрораспределитель для отбора мощности на гидроприводы рабочих органов агрегатируемых с трактором машин и орудий. Максимальная скорость движения трактора 37,72 км/ч. Количество передач 24 вперед и 24 назад.
ОАО «КАМАЗ» вывел на рынок колесных тракторов России два трактора тягового класса 1,4 – «КамАЗ CMAX 85» и «КамАЗ СХ 105». Первоначально осуществляется сборка тракторов компании McСormick с последующей частичной локализацией производства. За январь-ноябрь 2009 г. ОАО «КАМАЗ» произвел всего 10 единиц колесных тракторов тягового класса 1,4. При цене прайс-листа «КамАЗ CMAX 85» около 1,5 млн руб. с НДС для конечного потребителя, а по «КамАЗ СХ 105» – 2 млн руб. с НДС и невысоком качестве сборки перспективы развития продаж их туманны.
Трактор «КамАЗ СМАХ 85» оснащен двигателем Perkins 1104C-44 мощностью 85 л.с., а «КамАЗ СХ 105» – двигателем Perkins 1104C-44T мощностью 105 л.с. Передний мост на «СМАХ 85» – ARGO, а на «СХ 105» Carraro 707S4 (таблица 4).



В сегменте рынка колесных тракторов тягового класса 1,4 представлены и производители стран дальнего зарубежья, и основным из них является компания John Deere. Основной моделью, представленной в России в указанном тяговом классе является «5725» (см. таблицу 5).



Тракторы John Deere серии 5725 имеют рамную конструкцию, оснащены четырехцилиндровым двигателем John Deere PowerTech (относится к норме токсичности отработавших газов Stage II) объемом 4,5 л, обеспечивающим запас крутящего момента 34% и запас мощности 3 л.с. На них установлена ступенчатая механическая коробка передач Power Quad-Plus с соотношением передач 16 переднего хода и 16 заднего с диапазоном рабочих скоростей от 3,3 до 40 км/ч. Power Quad-Plus имеет один рычаг для переключения 5-ти передач  и 4-х синхронизированных диапазонов. Для смены направления движения трактор оснащен реверсом с электрогидравлическим управлением, который позволяет работать в челночном режиме, не разрывая потока мощности. Передний ведущий мост MFWD для тяжелых условий работы, имеет шарнирное присоединение к остову трактора. Гидронавесная система оснащена задней 3-х точечной навеской категории 1 с электрогидравлическим управлением. Независимый задний ВОМ на серии 5725 можно установить двух типов: 3-х скоростной – режимы работы 540/540Е/1000 об./мин., оборотный хвостовик диаметром 35 мм с количеством шлицев 6 и 21; 2-х скоростной – 540/540Е об/мин хвостовик диаметром 35 мм с количеством шлицев 6.
New Holland Agriculture, подразделение CNH Global N.V., входящий в состав Fiat Group, в основном поставляет на российский рынок колесный сельскохозяйственный трактор тягового класса 1,4 модели TL5060 из серии L5000. Производство TL5060 для потребителей Центральной Азии организовано в 2009 г. на совместном предприятии в Ташкенте (Узбекистан). Необходимо отметить, что TL5060 на российский рынок попадает так же из Китая.
Универсальный трактор TL 5060 оснащен турбированным четырехцилиндровым двигателем марки Deutz с системой водяного охлаждения (соответствует стандарту Tier 1). Все модели оснащаются трансмиссиями типа Shuttle Command™ с 12 передними и 12 задними скоростями (минимальная скорость движения -1,8 км/ч, максимальная – 30 км/ч).
Тракторы поставляются в полноприводном либо заднеприводном исполнении и оснащаются механической системой управления тяговой силой. Каждая из моделей может иметь до трех клапанов выносной гидравлики для подключения к внешним гидравлическим системам, а максимальная грузоподъемность их задних навесных систем составляет 3342 кг.
Same Deutz Fahr в основном представлен в России тракторами производства Deutz Fahr серией Agroplus и Agrofarm. Однако одним из самых импортируемых на территорию Российской Федерации являются тракторы модели Agroplus 87 DT.
Agroplus 87 DT оснащен дизелем Deutz стандарта Евро 2 с турбонаддувом, рабочим объем 4000 см3 и максимальной мощностью 83 л.с. Муфта коробки передач трактора с гидростатическим приводом, а муфта коробки отбора мощности с электрогидравлическим управлением. На Agroplus 87 DT установлена полностью независимая система тормозов для всех 4 колес с маслопогруженными дисковыми тормозами. Кроме того, имеет электрогидравлическое управление передним/задним механизмом блокировки дифференциала, механизма включения полного привода и гидравлический усилитель рулевого механизма с независимым насосом и возможностью регулировки рулевой колонки.
Основным поставщиком колесных тракторов тягового класса 1,4 на российский рынок из Китая является Shandong Foton Lovol Heavy Industries CO Ltd, а самой массовой моделью – LOVOL FT824 (см. таблицу 5).
LOVOL FT824 оснащен четырехцилиндровым двигателем Perkins мощностью 82 л.с. (соответствует стандарту Евро-2). Коробка передач (16 скоростей вперед, 8 – назад) с качающимся рычагом. Двухступенчатое сцепление сухого типа и парного действия фирмы LUK (Германия). Трактор комплектуется передним мостом CARRARO (Италия).
В целом сегмент рынка колесных тракторов тягового класса 1,4 является перспективным для производителей техники высокого качества, но средней ценовой ниши. Технологическая потребность в таких тракторах в Российской Федерации составляет не менее 160 тыс. единиц при нормативе потребности 1,4 единицы на 1000 га пашни. Основными потребителями тракторов являются крупные и средние сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, но агрохолдинги и другие крупные агропромышленные формирования также не обходятся без них.

Источник: журнал "Аграрное обозрение", №2, 2010 г.

Последние новости