Нужна мощная машиностроительная корпорация для модернизации АПК
Вячеслав Черноиванов, академик РАСХН, директор Всероссийского научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ)
Не может не радовать, что наконец-то политическое руководство
вплотную приступило к решению таких узловых для подъема сельского хозяйства
страны проблем, как техническая и технологическая оснащенность
сельскохозяйственного производства. Уровень, на котором обсуждались ключевые
вопросы машинно-технологического оснащения отрасли, тоже обнадеживает. Однако
очевидно, что во многом состояние любой отрасли сельского хозяйства, и нашей
тоже, зависит от общего здоровья АПК. А оно за последние годы заметно
подорвано. Принятие приоритетного национального проекта «Развитие АПК», а также пятилетней
Госпрограммы развития сельского хозяйства, в том числе и в плане машинно-технологической
модернизации, считаю началом выздоровления села. Вот только как быстро оно
пойдет вперед?
Задуматься над этим вопросом приходится потому, что очевидна
недостаточная масштабность поддержки Госпрограммы. Согласно этим документам,
выделяются на развитие и поддержку села крохи – всего чуть более 1% от
расходной части государственного бюджета. Замечу, что в мою бытность министром
сельского хозяйства СССР выделялось сельскому хозяйству до 20%. Помню, был год,
когда эти суммы составляли 27% от всех расходов бюджета. Поэтому, оставаясь в числе
сторонников приоритетного развития АПК как локомотива всей экономики страны,
считаю, что серьезных результатов на этом направлении можно будет добиться
только тогда, когда АПК станет получать из бюджета на реализацию своих программ
и проектов не менее 15% из бюджета. Но даже когда, наконец,
депутаты Госдумы при дележе бюджета признают-таки АПК приоритетной
отраслью народного хозяйства, возникающий сегодня вопрос, кому и по какому
принципу давать эти средства, будет главным. Ведь квалифицированных людей на
селе осталось очень мало. Нужны кардинальные, неординарные решения по
закреплению специалистов и развитию кадрового потенциала, иначе нас ждут плохие
времена.
Нехватка квалифицированных инженерных и механизаторских кадров – это
одна проблема. Другая – техническое обеспечение отрасли – остается в
критическом состоянии. Надо признать: новой конкурентоспособной техники
создается мало, и потому отечественное сельхозпроизводство продолжает зависеть
от дорогостоящего импорта техники. В то же время покупательная способность
сельхозорганизаций и крестьян повышается медленно, долгосрочных кредитов
выделяется недостаточно, лизинговые возможности ограничены. Все это усугубляет
и без того сложное положение.
По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля
Записанные в Госпрограмме развития сельского хозяйства страны на
2008-2012 годы цифры должны вроде бы внушать некоторую надежду, но они явно
недостаточны. По технической и технологической модернизации АПК за эти годы
предусматривается обновление имеющегося парка тракторов на 40%, зерно- и
кормоуборочных комбайнов на 50 и 55% соответственно (к уровню
Новая техника на отечественных машиностроительных предприятиях
практически не создается. Особенно это относится к тракторам, кормоуборочным
машинам и некоторым другим видам техники. Для коренного улучшения дел в
машиностроении АПК нужны решительные меры со стороны правительства. Об этом мы
вместе с моими коллегами почетным академиком РАСХН Александром Ежевским и
академиком РАСХН Николаем Краснощековым написали в записке на имя председателя
Госдумы РФ Бориса Грызлова. Как результат, депутаты провели «Правительственный час» по этой актуальной и
злободневной проблеме. А дальше… Нужно признать, что правительство принимало
отдельные постановления по государственной поддержке сельхозмашиностроения, но
они в целом и, прежде всего, по опытно-конструкторским разработкам в полной
мере не выполняются.
Для инновационного развития сельскохозяйственного производства нужны
машины повышенной энергонасыщенности – тракторы мощностью 300-
Однако конкретной программы развития сельхозмашиностроения в стране
не существует. По нашему мнению, решение проблемы видится в участии государства
в трех системных узловых позициях.
Первая. Нужно принять федеральную целевую программу «Развитие
машиностроения для АПК». Главные позиции программы:
- бюджетное финансирование опытно-
конструкторских работ при создании техники нового поколения (не
менее 60% затрат);
- субсидирование 2/3 ставки по кредитам до 5 лет организациям
сельскохозяйственного машиностроения на проведение технического перевооружения;
- снижение ставки страхового тарифа для предприятий
сельскохозяйственного машиностроения с 5% до 2,5% и отмена льгот по уплате
таможенных платежей при импорте сельхозтехники.
Вторая. Государству вследствие сис
темности проблемы необходимо принять меры по стимулированию
институциональных процессов в сельскохозяйственном машиностроении. Сегодня оно
раздроблено и потому не проводит на рынке единую политику действий. В настоящее
время имеются две крупные структуры – Промышленный союз «Новое содружество» и концерн «Тракторные заводы». Вместе с тем десятки
предприятий действуют на рынке техники на свой страх и риск. Это ослабляет
отечественного производителя машин, что негативно отражается и на решении
проблем сельхозтоваропроизводителя. По этой же причине не удается решить
проблему производства конкурентной системы
компонентов, сотни заводов регионального сельхозмашиностроения
загружены «многотемьем», не
представляется возможным сформировать сильную конструкторскую базу и
экспериментальное производство.
Достигнуть тут прогресса можно было бы путем формирования с участием
государства мощной сельхозмашиностроительной корпорации, позволяющей объединить
ресурсы на приоритетных направлениях машинно-технологической модернизации
сельского хозяйства. Для этого государство могло бы заинтересовать предприятия
в объединительных процессах. Например, достаточно ввести для покупателей субсидирование
части стоимости техники, которая производится предприятиями
сельскохозяйственной корпорации, например, в размере до четверти её рыночной
цены. Этот же принцип можно было бы распространить и при решении следующей
проблемы.
Третья. Наряду с модернизацией производственной базы
сельхозмашиностроения, для решения проблемы машинно-технологического развития
сельского хозяйства чрезвычайно важно сформировать инженерно-техническую сферу
услуг на селе, которая разрушена преобразованиями 90-х годов. Из-за неразвитости
этой системы сельское хозяйство не может поднять свою эффективность и
техническая готовность агрегатов ежегодно не превышает 70-80%. Есть реальная
возможность объединить разобщенные предприятия технического сервиса под эгидой,
например, ассоциации «Агротехснаб» как
систему комплексного логистического и машинно-технологического сервиса
сельхозтоваропроизводителей. Без такой системы не удается эффективно освоить
многие миллионы «заброшенных» земель, поддерживать в работоспособном состоянии
интеллектуальную технику нового поколения, развивать систему кооперации в
обслуживании сельского хозяйства и т.д. Экономической основой объединительных
процессов могли быть принципы, которые выше рекомендуются для отечественной
машиностроительной корпорации.
Только сразу хочу оговориться, что я вовсе не против использования
зарубежной техники. От этого ни при нынешнем, ни при «развитом капитализме» никуда не денешься. В
родном отечестве всего необходимого не произведешь. В первом квартале
Учитывая, что, по мнению специалистов, рынок сельскохозяйственной
техники в России является одним из самых перспективных в мире, за развитие
отечественного сельхозмашиностроения нужно браться безотлагательно. Тем более
что некоторое время тому назад наша страна была в числе передовых держав по
машиностроению для АПК. Насыщать свое сельское хозяйство зарубежной техникой
экономически нецелесообразно, да и сделать это невозможно. Поэтому у нас один
путь – развивать отечественное сельхозмашиностроение на мировом, современном
уровне. Большие и ответственные задачи предстоит решать и «Союзагромашу» по более активному продвижению
в производство отечественных новейших машин и оборудования, а также разработке
стратегии российского сельхозмашиностроения до 2020 года.
Ведь если нет новой техники, то остается крайне низкой
энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций. Сейчас на
Кстати, весной на совещании аграриев Приволжского федерального округа в Уфе обсуждался башкирский опыт работы МТС. Созданные в регионе две крупные машинно-технологические станции обладают мощным парком современных сельскохозяйственных машин и механизмов. Знаю, что, например, в Дагестане и Северной Осетии разрабатываются региональные программы развития системы машинно-технологических станций. Работа действующей сети государственных зональных машиноиспытательных станций требует серьезной реорганизации. Насколько мне известно, предстоит разработка концепции их развития как исполнительного звена реализации задач Госпрограммы на основе использования имеющихся механизмов сертификации и испытаний поступающей в АПК сельскохозяйственной техники, соответствия ее требованиям современных аграрных технологий.
Источник: журнал «Аграрное обозрение», ноябрь-декабрь 2008