\"Зеленая неделя-2015\". Русские в Берлине

\"Зеленая неделя-2015\". Русские в Берлине

С 16 по 25 января 2015 года на территории выставочного комплекса Messe Berlin (Германия) прошла очередная, уже восьмидесятая международная агропромышленная выставка-ярмарка «Зеленая неделя». Она считается самым масштабным в мире форумом, посвященным продовольственному сектору экономики. На площади 130 тыс. кв. м 1658 экспонентов из 68 стран представили 100 тыс. видов продуктов и блюд национальной кухни.

Читать статью в формате PDF




На выставку было привезено 10 тыс. живых животных – от быков до пчел и рыб в аквариумах. На все это пришло посмотреть более 400 тыс. посетителей.

Кроме того, на «Зеленой неделе» в Берлине, считающейся своего рода «аграрным Давосом», всегда проходит большое количество деловых мероприятий – международных симпозиумов и конференций (в этом году их было около 300) с участием министров сельского хозяйства стран – участниц выставки.

Каждый год одна из стран является официальным партнером выставки, на этот раз им стала Латвия.

Как уже было сказано, в этом году «Зеленая неделя» проходила в восьмидесятый раз, первая состоялась в 1926 году. С тех пор в выставке приняло участие 83 тыс. экспонентов из 128 стран, ее посетило 31,7 млн человек.

Многие производители используют именно «Зеленую неделю» для вывода на рынок своих новинок, поиска деловых партнеров, расширения рынка сбыта. Большое внимание уделяется поддержанию имиджа как отдельных компаний, так и стран в целом. Каждое государство стремится удивить красотой и экзотичностью своих павильонов, разнообразием продукции и кулинарными изысками.



Россия в «Зеленой неделе» участвует уже в двадцать первый раз. Автор этих строк присутствовал на одной из первых российских экспозиций в Берлине. Это было в середине 1990-х, все для новой России тогда только начиналось, российские стенды были скромные, но все мы были полны надежд. Однажды к нашему небольшому стенду пожаловал тогдашний президент ФРГ г-н Герцог – так вот запросто подошел, и его охрана вовсе не оцепляла весь павильон и вообще была почти незаметна среди толп прочих посетителей, а президент ФРГ даже пригубил наше российское пиво и, помнится, похвалил его. Понятно, что немца российским пивом не удивишь, но тогда не только мы смотрели с надеждой на цивилизованный мир, к которому стремились и с которым мечтали воссоединиться, но и Европа смотрела на нас с одобрением и надеждой на будущее сотрудничество. И в этом смысле российские пиво в Берлине г-ну Герцогу действительно должно было понравиться.



С тех пор утекло много воды. Российское представительство на «Зеленой неделе» с каждым годом ширилось и хорошело. В этом году наша страна занимала один из самых крупных павильонов площадью 6 тыс. кв. метров, в Берлин приехало около двухсот компаний из пятнадцати российских регионов. На российской экспозиции было все, чем мы можем похвастаться – молочные и мясные продукты, выпечка и сладости, морепродукты и рыбные деликатесы, водка, шампанское (простите, игристое, и не какое-нибудь, а «Союз-Крым»!) и прочее, прочее, прочее. Плюс к тому – различные шоу, в том числе мастер-классы ведущих российских поваров, танцы и пляски, ремесленные мастерские…



По итогам конкурса «Безопасность и качество сельскохозяйственной продукции и продовольствия» золотыми, серебряными и бронзовыми медалями были награждены 185 наименований российской сельхозпродукции. Что, конечно, приятно.

Но нельзя было не обратить внимания и на другую сторону медали. Двусмысленность российского присутствия на выставке «Зеленая неделя-2015» просто витала в воздухе, она, эта двусмысленность, особенно хорошо чувствовалась при общении с европейскими бизнесменами, имеющими отношение к аграрному бизнесу. Россия, с точки зрения наших потенциальных партнеров, начала проводить ярко выраженную изоляционистскую политику, наш президент, если говорить очень мягко и дипломатично, крайне непопулярен на всех территориях западнее наших границ. Бизнес, конечно, закрыл бы глаза на все эти политические нюансы, но слабость и нестабильность национальной валюты и спад в экономике – все это тоже не способствует интересу Запада к нашему рынку. Это если говорить вообще.



Если же ограничиться сферой сельского хозяйства, то надо понимать, что главный интерес Запада к нам состоит в том, чтобы поставлять нам их продовольствие. Но Россия закрыла для Запада свой рынок – к радости отечественных производителей и к печали потребителей, которые теперь платят втридорога за продукты питания. И даже если продовольственное эмбарго не будет продлено (а оно, как известно, было введено на год – до августа 2015 года), то наш рынок все равно уже не будет таким же привлекательным для западных производителей продовольствия, как совсем еще недавно.



По оценкам немецких экспертов, системные экономические проблемы в России уже сейчас привели к снижению спроса на продовольствие. Скажем, только на мясную продукцию спрос упал на 30%. Продолжающаяся девальвация рубля, низкий уровень мировых цен на энергоносители, а также инфляция и в дальнейшем будут снижать покупательную способность россиян, которые, как полагают немецкие эксперты, в ближайшем будущем вернутся к уровню 1998 года по потреблению того же мяса на душу населения. Причем общий спад ухудшит также и перспективы развития животноводства внутри страны, отмечают немецкие эксперты, продолжающие наблюдать за развитием российского рынка.



Так что Запад особых иллюзий на наш счет не питает.

Конечно, интересы европейских бизнесменов не ограничиваются исключительно поставками продовольствия в нашу страну, если говорить об аграрном аспекте нашего сотрудничества. Они с удовольствием поставляли бы нам и оборудование, и сельхозтехнику, и многое другое, в чем мы также заинтересованы. Но девальвация рубля сильно снизила нашу платежеспособность, западные санкции ограничили возможности российских банков в части кредитования, и будущее не предвещает ничего радужного. Те компании, которые ранее обосновались на нашем рынке и сделали инвестиции в нашу экономику, испытывают проблемы, но как-то пытаются сохранить предыдущие наработки. А новых инвестиций в значительном объеме нам ждать не следует, что красноречиво подтверждают результаты той же «Зеленой недели»: в этом году на ней было заключено инвестиционных контрактов на 102 млн евро, что, как признал наш министр сельского хозяйства Н. Федоров, в два раза меньше, чем год назад. При этом надо понимать, что контракты, заключаемые на выставке, являются символическим итогом долгой предварительной работы, так что в этих 102 млн евро еще не в полной мере отразились проблемы последнего полугодия 2014 года. А вот на следующей «Зеленой неделе» картина будет уже более объективная.



К тому же из упомянутых 102 млн евро 80 млн приходится на один-единственный давно анонсированный контракт – в Ростовской области будут построены два завода по производству консервированной и замороженной плодоовощной продукции и переработке томатов.

Остальное – так, мелочи. Оленеводами Ямало-Ненецкого автономного округа подписано соглашение о поставках на европейский рынок деликатесной оленины. Big Dutchmаn поставит в Краснодарский край птицеводческое оборудование. И так далее – еще на 22 млн евро.

При этом наши потребности в западных инвестициях значительно больше. Российские предприятия презентовали на «Зеленой неделе-2015» десятки инвестиционных проектов на сумму до 90 млрд рублей (1,2 млрд евро). Будущее, конечно, покажет, насколько эти аппетиты могут быть удовлетворены европейскими инвесторами, но пока ничто не обещает оптимистического варианта развития событий.

Но что еще может предложить Россия Западу, кроме приглашения вкладывать в нашу страну деньги? Мы можем предложить наше продовольствие. У нас его, правда, у самих не хватает, но кое-что могли бы поставить, если судить по российскому павильону на «Зеленой неделе-2015».



Однако всем понятно, что как мы не ждем западную еду на нашем рынке, так и Запад вовсе не собирается открывать ворота российским производителям. Но даже если все административные барьеры вдруг испарились бы, нам по большому счету, не считая частностей, действительно нечего делать на переполненном дешевым и качественным продовольствием западном рынке. И наши бизнесмены это прекрасно понимают. Поэтому российское продовольственное шоу на «Зеленой неделе-2015» в Берлине – это не более чем промоакция для поддержания имиджа. Хотя в нынешней политической ситуации российский имидж народными танцами и кулинарными мастер-классами не поправишь. А на самом деле, если уж кто-то и планирует всерьез заниматься экспортом продовольствия из России (а наше птицеводство к этому уже готово, свиноводы тоже скоро поспеют), то основные планы связаны не с Западом, а с Югом и Востоком.

В этом, повторюсь, все отдают себе отчет. Так что «Зеленая неделя-2015» прошла, погуляли, повеселились и разъехались по домам – подумать наконец и о хлебе насущном.

Сергей Жихарев

Берлин

Фото Messe Berlin

Источник: журнал «Аграрное обозрение», №1, 2015 год