Наш долг – сохранить здоровье россиян. Будущее российского сельского хозяйства: вид из Госдумы РФ

Наш долг – сохранить здоровье россиян. Будущее российского сельского хозяйства: вид из Госдумы РФ

Вступление России во Всемирную торговую организацию послужило стимулом для развития и совершенствования правовой базы, определяющей деятельность сельскохозяйственных предприятий и организаций различных форм собственности. Кроме того, у наших законодателей развязались руки для защиты продовольственного рынка от недоброкачественной продукции, поступающей из-за рубежа, отстаивания интересов страны на уровне мировой торговли. Теперь у России есть не только обязательства, но и права. Об этом интервью председателя комитета Государственной думы РФ по аграрным вопросам Николая Панкова.

– Николай Васильевич, на какой стадии находится работа над законопроектом, которым, в случае принятия, предусматривается отмена категории земель сельскохозяйственного назначения?

– Законопроект внесен депутатами Государственной думы А.Л. Маркиным и В.В. Парахиным, и мы его не поддерживаем. Это принципиальная позиция не только депутатов комитета Государственной думы по аграрным вопросам, но и граждан, проживающих и работающих на селе. Мы считаем, что земли сельскохозяйственного назначения необходимо выделить в особую категорию. Земля – это наше достояние и основное средство производства. Мы понимаем, что необходимо сохранить площади таких земель для будущих поколений, а кроме того, сокращая их, невозможно обеспечить продовольственную безопасность страны.

В России земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства, занимают 393,4 млн га, что составляет 23% от общей площади земельных ресурсов страны. Из этой площади на сельхозугодья, то есть земли, на которых производится основная продукция растениеводства, приходится 196 млн га, в том числе 115 млн га пашни, 18 млн га сенокосов, 54 млн га пастбищ. Из 115 млн га под посевы сельскохозяйственных культур используется 76–77 млн га, под чистые пары – 13–14 млн га.

Необходимо бережно распоряжаться этими землями и использовать их для ведения сельского хозяйства. Конечно, мы понимаем, что жизнь развивается, и для благополучия наших тружеников земельные участки можно отдавать, например, многодетным семьям, молодым специалистам, участникам боевых действий. Необходимо предоставлять им хорошие, плодородные участки, а не заброшенные, на которых ничего не растет, так называемые неудобья. Об этом неоднократно говорил президент России Владимир Путин. Мы не против того, чтобы земли предоставлялись под строительство дорог, проведение газа, но то, что предлагается авторами законопроекта, прямо противоположно и ни в коей мере не защищает наше общее достояние. Так, согласно законопроекту, собственнику предлагается самому принимать решение об использовании земель. Это прямой путь к их потере.

Поэтому сейчас в Думе работает экспертная группа, в которую входят представители Министерства сельского хозяйства, Министерства экономического развития РФ, профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации, экспертного сообщества, и разрабатывает механизм защиты и сохранения категории этих земель.

В новой редакции законопроекта должны быть учтены интересы всех жителей. Экспертами рабочей группы в период подготовки законопроекта в новой редакции должны быть разработаны правила зонирования этих земель, сельскохозяйственные регламенты. Мы считаем, что при выделении зон особо ценных земель необходимо утвердить их границы и не допустить их изменения, за исключением международных обязательств, строительства стратегических объектов. В законопроекте будет предусмотрена норма, разрешающая строительство на земле сельскохозяйственного назначения одного фермерского дома.

– Как изменилась система государственной поддержки АПК в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию?

– Прежде всего изменился сам подход – это предоставление субсидий, рассчитанных на 1 гектар пашни и на 1 литр реализованного хозяйствами товарного молока. Думаю, большая часть сельхозпроизводителей поддерживает такой подход.

Отмечу, что по сравнению с прошлым годом финансирование сельского хозяйства не уменьшилось. В целом на 2013 год Министерству сельского хозяйства Российской Федерации выделено 172,972 млрд рублей, в том числе на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы – более 149,351 млрд рублей (в 2012 году из бюджета было выделено 147,917 млрд рублей).

Понимаем, необходимо повышать производительность труда, снижать себестоимость и применять новые технологии. Но очень важно, чтобы господдержка имела точечные параметры, как можно меньше зависела от чиновника. Ведь сейчас в регионах сложилась непростая ситуация: еще в начале марта ни один рубль из федерального бюджета на весенние полевые работы для тружеников села не дошел. Ведь после непростого для аграриев 2012 года необходимо восстановить производство зерна, а также добиться обеспечения животноводства кормами по доступным ценам.

Поэтому наш комитет выступил с инициативой, чтобы субсидии из федерального бюджета бюджетам регионов предоставлялись напрямую из Минсельхоза, чтобы процесс не был забюрократизирован и деньги поступали в регионы вовремя, для того чтобы аграрии в оптимальные сроки и качественно могли провести сезонные работы. Более того, считаю, что господдержка должна предоставляться непосредственно сельхозпроизводителю.

Сказать, что сельское хозяйство профинансировано по всем направлениям в полном объеме, нельзя. Но задача состоит в том, чтобы выделенные средства были эффективно использованы.

Известно, что во втором полугодии 2012 года существенно ухудшились экономические условия производства продукции животноводства, так как из-за засухи значительно, на 30–40%, подорожали корма, до 30% снизились цены на свинину и мясо птицы. Поэтому правительство России для своевременного проведения сезонных полевых работ в феврале 2013 года приняло решение о дополнительном финансировании отрасли в размере 42 миллиарда 175 миллионов рублей. Эти средства федерального бюджета предлагается направить по следующим видам субсидий: 15 млрд рублей – на компенсацию удорожания кормов; 10 млрд рублей – на увеличение объема ассигнований на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Кроме того, 12,175 млрд рублей будет направлено на увеличение объема ассигнований по возмещению части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам и займам в растениеводстве, в том числе по новым кредитам – 7,175 млрд рублей, на погашение обязательств 2012 года – 5 млрд рублей; 5 млрд рублей – на увеличение объема ассигнований по возмещению части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам.

Депутаты комитета Государственной думы по аграрным вопросам поддерживают это предложение и будут настаивать на его принятии с учетом корректировок бюджета этого года. Дополнительные средства помогут провести посевную кампанию и оказать реальную поддержку сельским труженикам, чтобы набрать темпы и успешно конкурировать с производителями из других стран.

И еще один важный момент, который касается господдержки сельскохозяйственных предприятий. В бюджете 2013 года на техническую и технологическую модернизацию АПК выделено 2,3 млрд рублей. Эти средства, по новым правилам, теперь предоставляются предприятиям, которые продают сельхозтехнику. Но для нас главное, чтобы эта техника стоила дешевле для сельхозпроизводителя. Нельзя за счет средств государства финансировать заводы, которые порой содержат футбольные клубы, имеют свой парк самолетов. Владельцы заводов сами признаются, что прибыль в 5% для них маленькая, а в итоге получается, что убытки несут селяне. Так быть не должно, поэтому депутаты  разработали и внесли в Думу закон о переходе к прямому возмещению сельхозпроизводителю 35% от стоимости приобретенной им техники или оборудования.

– Николай Васильевич, какие позитивные перемены для сельскохозяйственных организаций предусматривает законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)»?

– Действующая процедура банкротства сельскохозяйственных организаций приводит к разорению и прекращению деятельности организаций, так как для погашения долгов проводится продажа востребованного на рынке имущества, и прежде всего скота, работоспособной техники, остатков кормов, ГСМ.

В результате хозяйство прекращает свою деятельность, люди остаются без работы, земля не используется, зарастает лесом, умирает село.

Новый законопроект направлен на совершенствование процедуры и механизма банкротства сельскохозяйственных организаций с целью недопущения практики разорения села и прекращения сельскохозяйственного производства.

Законопроектом предлагается дополнить статью 177 «Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций» Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» нормами, определяющими участников дела о банкротстве сельскохозяйственной организации, требованиями к сельскохозяйственной организации, при исполнении которых она может быть признана банкротом.

В частности, предлагается такая норма, что заявление о признании сельскохозяйственной организации банкротом принимается арбитражным судом, если требования к сельскохозяйственной организации в совокупности составляют не менее пятисот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, 78% сельскохозяйственных организаций имеют кредиторскую задолженность в размере примерно 500 тысяч рублей на одну организацию. Соответственно все эти организации уже сейчас попадают под процедуру банкротства, следуя данному законопроекту.
Важно, чтобы в случае банкротства сельскохозяйственной организации ее имущество переходило к более эффективному собственнику, который должен быть прежде всего сельскохозяйственной организацией. Законопроектом предлагается установить, что при отсутствии таких лиц право приобретения имущества организации, признанной банкротом, получает соответствующий субъект Российской Федерации и соответствующий орган местного самоуправления.

Законопроектом вводится понятие производственно-технологического комплекса сельскохозяйственной организации, который при продаже имущества должника выставляется арбитражным управляющим единым лотом.

Принятие данного закона будет способствовать повышению эффективности осуществления процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций, сохранению производственных фондов и земельных угодий для продолжения производства сельскохозяйственной продукции, рабочих мест и специальных условий жизни сельского населения.

– Какие пробелы обнаружились в федеральном законодательстве в связи с вступлением России в ВТО?

– Работы много, она направлена на гармонизацию законодательства России с нормами международного права. В настоящее время в стадии рассмотрения находится  документ «О проекте федерального закона № 2372-6 «О карантине растений». Он разработан и внесен в Государственную думу правительством Российской Федерации. Государственно-правовое управление президента Российской Федерации рекомендовало Государственной думе принять его в первом чтении при условии его дальнейшей существенной доработки с учетом Международной конвенции по карантину и защите растений, Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных норм Всемирной торговой организации и других международных договоров Российской Федерации.

Законопроект предусматривает карантинный фитосанитарный контроль при ввозе на территорию России подкарантинной продукции с учетом уровня доверия к системе сертификации страны-экспортера. Комитет по аграрным вопросам полагает, что функции контроля должны осуществляться государством на его границах, при ввозе и вывозе продукции растениеводства.

Законопроект принят Государственной думой в первом чтении 24 апреля 2012 года. С учетом поступивших поправок от субъектов права законодательной инициативы он подготовлен комитетом по аграрным вопросам для его рассмотрения во втором чтении, которое запланировано на весеннюю сессию Государственной думы.

Еще один важный документ – законопроект «О ветеринарии» – может быть внесен в Госдуму уже в ближайшее время. 11 февраля 2013 года на заседании правительственной комиссии по вопросам АПК и рыбохозяйственного комплекса вице-премьер РФ Аркадий Дворкович подчеркнул важность принятия этого закона и дал поручение в ближайшее время подготовить на него заключение правительства.

Новый закон «О ветеринарии» должен заменить устаревший, принятый еще в 1993 году. Многие эксперты убеждены, что новая редакция позволит решить серьезные проблемы в области ветеринарии. В частности, это касается вопросов, связанных с предупреждением и ликвидацией заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечением безопасности продукции животноводства, защитой населения от болезней, общих для человека и животных, а также с охраной территорий РФ от болезней животных, которые могут быть занесены из-за рубежа.

Законопроект «О ветеринарии» предусматривает закрепление за федеральными органами исполнительной власти полномочий по обеспечению ветеринарной безопасности при импорте и экспорте животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных. А также по введению карантина на территории России в целом и в отдельных субъектах Федерации, по проверке соблюдения ветеринарного законодательства РФ.

В полномочия органов государственной власти субъектов Федерации включено введение карантина в пределах территории субъекта, проверка соблюдения ветеринарного законодательства РФ при осуществлении хозяйственной деятельности на объектах, за исключением полномочий, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, проведение мониторинга эпизоотического состояния территории региона.

Принятие документа будет способствовать совершенствованию правового регулирования отношений в области ветеринарии, устранению избыточных административных барьеров для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в этой сфере. Законопроект также направлен на гармонизацию отечественного законодательства с требованиями Таможенного союза и международных организаций.

– Николай Васильевич, время от времени появляется информация о поступлении на российский рынок некачественных продуктов питания. Вот и недавно разгорелся скандал в связи с поставками сомнительного мяса из США и Германии. Как Вы это прокомментируете?

– Американская сторона, несмотря на просьбы, не предоставила информацию о предотвращении ввоза в РФ продукции с использованием рактопамина (стимулятор роста мышечной ткани). Этот препарат запрещен в 120 странах, в том числе в Евросоюзе, Китае и России. Есть данные о том, что это вещество вызывает токсическое действие. Поэтому потребление такого мяса и субпродуктов может вызвать тахикардию, повышенное артериальное давление. Как говорится, налицо целый букет болезней. Однако американская сторона считает эту продукцию безопасной и обвиняет Россию в нарушении ее обязательств, взятых при вступлении в ВТО. Эта позиция вызывает, мягко говоря, недоумение. Почему критика, звучащая в адрес России, не распространяется на Китай и страны ЕС, которые не принимают продукцию с рактопамином? Если эти государства тоже нарушили правила ВТО, то почему США не предъявляет им подобных претензий и с ними не судится?

Нам не нужны продовольственные отбросы, и нельзя допустить, чтобы в Россию, как в начале 1990-х годов, хлынули недоброкачественные продукты. Ведь в той же Германии существовали целые линии, на которых выпускались товары для русских. Это крашеная колбаса, субпродукты, которые выдавались за элитную продукцию. А «окорочка Буша», начиненные антибиотиками, которые лежали на складах 20 лет, потом поступали на наши прилавки? На сегодняшний день наша страна является полноправным членом ВТО и должна быть обеспечена продукцией высокого качества. Мы должны пользоваться теми мерами, которые другие страны применяют к поставщикам потенциально опасной продукции. Это наш долг – сохранить здоровье россиян!

Интервью вела Вера Зелинская

Источник: журнал «Аграрное обозрение», №2, 2013 год