Малая авиация в сельском хозяйстве: дорого, но выгодно

Малая авиация в сельском хозяйстве: дорого, но выгодно

Андрей Полухин, кандидат экономических наук, заведующий отделом технического и технологического переоснащения сельского хозяйства Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства (при Орловском госагроуниверситете)

Наиболее распространенный химический метод борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур основан на обработке растений опрыскиванием или опылением ядохимикатами.

Сроки обработок обусловливаются данными Государственной карантинной инспекции и лабораторий на основе осенних, весенних и летних обследований по определению видового и количественного состава вредителей и болезней. Наибольший эффект защитные мероприятия дают при проведении их в максимально сжатые сроки – в течение трех, максимум пяти дней, что не всегда можно обеспечить наземными способами внесения средств защиты растений. Это общая проблема российского сельского хозяйства – несоблюдение технологии выращивания культур: из-за отсутствия или неисправности наземной техники (опрыскивателей, тракторов) хозяйства просто неспособны обработать в нужные сроки необходимую площадь посевов.

Во многих случая на помощь таким хозяйствам может прийти малая авиация. При очевидной дороговизне ее услуг в сравнении с наземными способами обработки авиаобработка имеет ряд преимуществ. Первое из них – сверхлегкие летательные аппараты работают в 10–12 раз производительнее (реально достигаемая дневная производительность самолета при химобработке сельхозкультур – 500–1000 га). Благодаря высокой производительности малая авиация позволяет в сжатые агротехнические сроки контролировать численность вредителей, предотвращать появление болезней, бороться с сорняками. Авиация остается незаменимой в борьбе с особо опасными вредителями – саранчой и луговым мотыльком, когда требуется быстрая обработка огромных площадей. Малая авиация повышает качество урожая с помощью поздних подкормок, не повреждая растения. Она эффективна на десикации высокостебельных растений, например подсолнечника. Самолеты делают свою работу даже тогда, когда наземная техника не может выйти в поле из-за высокой влажности почвы.

В результате сельхозпредприятия благодаря авиахимработам могут добиться повышения урожайности на 15–35% и более, одновременно улучшив качество продукции растениеводства.

Кроме всего прочего, результаты научных исследований, практические оценки подтверждают возможность снижения норм применения химических средств при авиаобработках. Достигается снижение с помощью ультрамалообъемной технологии внесения препаратов, применяемой на сверхлегких летательных аппаратах. Эта технология обеспечивает уменьшенными дозами заданную высокую биологическую эффективность обработки, что позволяет экономить до половины средств на дорогие средства защиты растений.

Обработка поля при помощи авиации осуществляется без вылета за пределы поля, ограниченного лесопосадками, с проходом на такой высоте, при которой химраствор попадает на сорные растения не только сверху листа, но и снизу благодаря мощному турбулентному потоку за толкающим винтом самолета.

Важным для хозяйств является то обстоятельство, что самолет не требует специальных площадок, он может работать на небольших полях или участках грунтовых дорог размером 50 на 100 метров. Не требуется специальной загрузочной площадки для средств заправки химпрепаратами. Контроль качества авиахимработ осуществляется заказчиком непосредственно на обработанной площади, где изменения заметны визуально практически через три часа после обработки.

Совершенно не случайно, например, во Франции ежегодно только при помощи сверхлегкой авиации обрабатывается более 500 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В США ежегодно около 8 тысяч сверхлегких летательных аппаратов обрабатывают до 100 млн га! В результате авиаобработок американские фермеры отмечают рост урожайности сельхозкультур на 10–15% благодаря отсутствию технологической колеи и более качественной обработке посевов.

В таблице 1 представлены основные плюсы и минусы авиахимической обработки посевов.



Теперь рассмотрим, как происходит процесс выполнения и оплата агрохимических авиационных работ.

Во-первых, до начала агрохимических работ между заказчиком и исполнителем составляется договор, в котором, как и положено, прописаны основные обязательства сторон. Исполнитель прибывает в хозяйство с необходимым количеством технических средств, обеспечивающих выполнение запланированного объема работ. Заказчик обязан до прибытия исполнителя провести необходимые подготовительные, организационные и карантинные мероприятия по обеспечению агрохимических работ и получить разрешение Росприроднадзора и лесной охраны на проведение агрохимических работ в данной местности и на использование конкретного химического препарата. Заказчик в полном объеме снабжает исполнителя химическими препаратами в виде растворов, техникой для подвоза воды. Также заказчик обязан своими силами и за свой счет обеспечить проживание и обязательное трехразовое питание исполнителя. Заказчик обязан обеспечить исполнителя до начала работ денежными средствами на приобретение бензина Аи-95 из расчета 0,45 л на 1 га. Заказчик обязуется в полном объеме возместить материальный ущерб в случае повреждения, утраты или хищения технического средства или другого имущества исполнителя.

Оплата выполненных агрохимических работ производится заказчиком по фактически выполненному исполнителем объему работ согласно акту сдачи-приемки выполненных агрохимических работ. В 2010 году на территории Орловской области действовали примерно такие цены:
- при оплате до начала или во время проведения работ оплата производится согласно запланированному объему работ – из расчета 130 руб./га;

- при оплате работ в течение месяца после подписания акта сдачи-приемки – из расчета 140 руб./га;

- при оплате работ по истечении месяца после подписания акта сдачи-приемки работа оплачивается из расчета 170 руб./га.

При просрочке расчетов с заказчика взыскивается пеня из расчета 0,2% от невыплаченной суммы за каждый календарный день просрочки.

Если исполнитель выполнил некачественно агрохимобработку посевов, он обязан выплатить штраф за нанесенный ущерб заказчику.

Для оценки целесообразности использования малой авиации в условиях каждого конкретного сельскохозяйственного предприятия требуются отдельные расчеты.

Возьмем для примера одно из хозяйств Орловской области, которое хорошо знает автор этих строк. Назовем это хозяйство Х. Озимые зерновые здесь выращиваются на площади 1100 га, яровые занимают 1000 га, рапс – 200 га. До того как в этом хозяйстве начали применять малую сельхозавиацию, на протяжении 10 лет для опрыскивания посевов зерновых здесь использовали трактор МТЗ-82 и опрыскиватель ОП-2000. Озимые зерновые опрыскивают такими гербицидами, как «Пантера» и «Лорнет». Норма внесения «Пантеры» – 1,3 л на 1 га, «Лорнета» – 0,2 л на 1 га. Яровые культуры хозяйство Х опрыскивает препаратом Тенезан при норме внесения 0,2 л на 1 га.
Теперь сравним затраты на гербициды и фунгициды при наземном опрыскивании и при авиационной обработке в этом хозяйстве (таблица 2).



Анализируя расчеты затрат на гербициды и фунгициды в рассматриваемом нами хозяйстве, отметим, что норма расхода на 1 га при авиационной обработке меньше, чем при наземной обработке, как для озимых и яровых, так и для рапса. Общий расход гербицидов и фунгицидов, естественно, также снижается, что говорит о том, что авиационная обработка более экономична с точки зрения расхода химпрепаратов. Затраты на обработку гербицидами озимых зерновых сокращаются на 20,79 тыс. руб., рапса – на 117,6 тыс. руб. Затраты на фунгициды (для рапса – на инсектициды) для обработки яровых зерновых с помощью авиационной обработки сокращаются на 150 тыс. руб. (для рапса – на 2,57 тыс. руб.).

Далее рассмотрим общие затраты на обработку посевов в хозяйстве Х (таблица 3).



Очевидно, что услуги по обработке одного гектара авиацией значительно выше, чем при наземном опрыскивании (140 рублей против 48,55 рубля за гектар соответственно). Поэтому естественно, что при обработке озимых услуги авиации будут на 201,19 тыс. руб. дороже, чем при наземном опрыскивании, при обработке яровых зерновых и рапса авиауслуги обойдутся дороже на 182,9 тыс. руб. и 36,58 тыс. руб. соответственно.

При этом общие затраты на обработку посевов озимых и яровых с помощью авиации лишь незначительно превышают затраты при наземном опрыскивании – на 15,4 тыс. руб. и 14,0 тыс. руб. соответственно. А вот общие затраты при авиационной обработке рапса намного меньше, чем при наземном опрыскивании, что во многом связано с большой экономией средства химической защиты при обработке рапса.

Далее рассмотрим расчет себестоимости готовой продукции в хозяйстве Х (таблица 4).



Анализируя данные таблицы о себестоимости готовой продукции, отметим, что производственная себестоимость озимых и яровых при их обработке с помощью авиации увеличилась. При этом на 20% выросла и урожайность зерновых. Соответственно увеличивается валовой сбор и снижается себестоимость 1 центнера продукции – на 40,38 руб. озимых и на 40,02 руб. яровых.

Говоря о рапсе, можно отметить, что его урожайность увеличилась на 8,5%, увеличился и валовой сбор, а себестоимость 1 ц продукции сократилась на 70,32 руб.
В таблице 5 представлены расчеты экономической эффективности производства продукции и экономического эффекта от применения малой авиации при обработке посевов в хозяйстве Х.



Анализируя расчет экономической эффективности производства продукции в рассматриваемом нами хозяйстве Орловской области, отметим увеличение валового сбора всех культур благодаря использованию авиационной обработки посевов средствами химической защиты. Рентабельность растениеводства увеличилась на 15,4%.
Все вышесказанное говорит о том, что применение малой авиации заметно повышает экономический эффект от сельскохозяйственного производства. Следовательно, применение малой авиации для обработки посевов в сельском хозяйстве экономически оправданно и перспективно.

Источник: журнал "Аграрное обозрение", №1, 2011 г.