До введения эмбарго зернотрейдеры постарались вывезти как можно больше зерна

До введения эмбарго зернотрейдеры постарались вывезти как можно больше зерна

Зернотрейдеры постарались вывезти из России как можно больше пшеницы и ячменя до официального запрета на их экспорт, (введен с 15 августа по 31 декабря), следует из предварительных данных Федеральной таможенной службы (ФТС) за август. За первые две недели августа отгрузки зерна увеличились в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года – до 1,6 млн тонн. Эмбарго относится к форс-мажорным обстоятельствам, поэтому компании не беспокоились о штрафах за срыв контрактов, но пытались воспользоваться беспрецедентным ростом цен на зерно, пишет «Коммерсантъ».
Поскольку о запрете экспорта было объявлено 5 августа, то у трейдеров оставалось окно с 5 по 14 августа, чтобы отгрузить максимальные объемы. По предварительной статистике ФТС экспорт зерновых из России с 1 по 14 августа составил примерно 1,6 млн тонн (из них – 1,5 млн тонн пшеницы и 85 тыс. тонн ячменя), тогда как за тот же период 2009 года было отгружено всего 749 тыс. тонн (из них – 620 тыс. тонн пшеницы и 97 тыс. тонн ячменя). За период с 1 июля по 14 августа было вывезено 3,6 млн тонн зерновых (в том числе 3,3 млн тонн пшеницы и 252 тыс. тонн ячменя), что на 1,5 млн тонн больше показателя прошлого года.
Сами трейдеры подтверждают, что резко увеличили зарубежные отгрузки накануне введения эмбарго. По данным компании «Валары», за 1,5 месяца с начала июля она вывезла 309,632 тыс. тонн зерновых, хотя, по предварительным данным ФТС, ее отгрузки составили 335 тыс. тонн.
Пресс-секретарь Объединенной зерновой компании (ОЗК), осуществившей нынешним летом свои первые экспортные операции, Дмитрий Тейбаш сообщил, что поставки ОЗК на внешние рынки (Саудовская Аравия, Египет, Йемен, Албания и Израиль) в июле составили 151,5 тыс. тонн, а с 1 по 14 августа – 175,6 тыс. тонн. Всего ОЗК планировала вывезти до 4 млн тонн. Сейчас компания сосредоточилась на внутренних поставках продовольственного и фуражного зерна из Южного федерального округа в Санкт-Петербург, Татарстан и Белгородскую область: «в объеме до 200 тыс. тонн в месяц с минимальной наценкой за услуги по поставке».
По словам исполнительного директора аналитического центра «СовЭкон» Андрея Сизова, «для основной массы экспортных контрактов введение эмбарго было форс-мажорным обстоятельством», то есть не повлекло бы применения каких-либо санкций к поставщикам в случае невыполнения отгрузок по контракту. Поэтому резкое увеличение экспорта в июле-августе можно объяснить стремлением компаний получить максимальную прибыль.
По данным ведущего эксперта по зерновым Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Олега Суханова, средняя экспортная цена на продовольственную пшеницу 4 класса в первые две недели августа составляла около $270/т на базе FOB Новороссийск.
Средняя рыночная цена той же пшеницы в европейской части России на начало августа достигала 5700 руб./т (около $190/т), считают в «СовЭконе».
Если бы запрет на экспорт зерна был введен с 1 сентября, то трейдеры могли бы вывезти до 5 млн тонн, полагают эксперты.