Реализуйте зерно уже сейчас. В ближайшее время экспорта не будет,
говорят власти. Решение о запрете на вывоз пшеницы, похоже, не вызвало
удовольствия ни у кого из участников рынка. На встрече с Дмитрием
Медведевым животноводы жаловались на дефицит кормов, экспортёры - на
срыв поставок, а зернопроизводители - на упущенную выгоду. Власти
апеллируют к национальным интересам и призывают аграриев не ждать
повышения цен, а поскорее открывать закрома, пишет «Крестьянин».
На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев провёл совещание, посвящённое проб¬лемам зернового рынка. Оно прошло в Таганроге - на встрече собрались аграрии из Белгородчины, Воронежской облас¬ти, Дона, Кубани, Ставрополья. Тяжелейшая засуха в ряде регионов страны, приведшая к дефициту пшеницы, только обострила извечный конфликт производителей зерна и его потребителей - одним нужно продать зерно подороже, другим купить его подешевле. Каким-то образом гармонизировать это противостояние за счёт государства просили у президента все участники совещания.
«Потребность Воронежской области в зерне составляет почти 1,7 млн тонн, - рассказал Владимир Карташов, руководитель хозяйства «Юдановские просторы». - Даже с учётом 350 тыс. тонн зерна из интервенционного фонда, которое хранится на наших элеваторах, дефицит зерна - 50%. Надо срочно начинать продажи зерна из госзапасов. Пусть фураж будут отдавать по пять тысяч рублей за тонну, ещё тысячу накидываем на доставку - шесть тысяч нормальная цена, мы готовы покупать».
Владимира Карташова поддержал коллега из Белгородской области Фёдор Клюка, президент ООО «УХК “ПромАгро”». По его словам, в Белгородской области производится до миллиона тонн мяса в год. Недобор кормов - почти 900 тысяч тонн. «Мы будет покупать фураж по любой разумной цене», - заявил руководитель хозяйства.
Понятное дело, против «распечатывания» интервенционного фонда хором выступают растениеводы. Большинство хозяйств обременено кредитами, срок отдачи которых приходится на конец года. В ближайшей перспективе - посевная кампания озимых культур. Если сейчас выбросить на рынок миллионы тонн «государственного зерна», это обрушит продажи окончательно, считает Александр Неженец, председатель наблюдательного совета ООО «Агрофирма “Прогресс”» Краснодарского края:
- В этом году мне надо отдать 290 млн рублей кредита. А ещё - перечислить зарплату за уборку пшеницы и профинансировать уборку кукурузы и сои. Если «интервенционный» фураж будут продавать по 4,5 тысячи руб¬лей за тонну, я разорюсь, - заявил Александр Неженец.
После введения запрета на экспорт на рынке почти прекратились продажи. Рынок «стоит» - и сколько это продлится, неизвестно. Идеальным решением было бы снова открыть экспорт и дать рынку отрегулировать цены. Однако государство свою позицию уже обозначило: границы будут на замке. Найти компромиссное решение в этой ситуации можно, считает гендиректор донской агрофирмы «Целина» Виктор Бородаев. Для этого надо распродать зерно из уже имеющегося фонда, а взамен его закупить пшеницу на новых государственных интервенциях - подобных тем, что были в прошлом году. «Да, это потребует от государства новых средств на закупку пшеницы. Но зато создаст подушку безопасности на следующий год и позволит избавиться от излишков зерна», - считает Виктор Бородаев. Учитывая, что за год хранения на элеваторах даже продовольственная пшеница сильно потеряла в качестве, это решение будет ра¬зум¬ным, добавляет руководитель ООО «Сармат» Василий Печерский.
Дмитрий Медведев обещал рассмотреть все предложения аграриев. Однако и чересчур обнадёживать собравшихся он не стал. По словам президента, рынок может отрегулировать многое - но не всё. «Страна у нас сложная. Мы не можем не думать о том, как станут покупать продовольствие 142 миллиона человек. При всём уважении к бизнесу, мы будем принимать решения не только в интересах компаний. И вы должны понимать: это могут быть не вполне идеальные решения», - отметил президент.
Итог встречи подвела министр сельского хозяйства России Елена Скрынник.
«Мы направили регионам, пострадавшим от засухи, почти 35 млрд рублей, - рассказала министр. - Эти деньги пойдут на дотации хозяйствам, пострадавшим от засухи, а также на субсидии при покупке кормов, семян, ГСМ. При этом до тех пор, пока мы не закончим уборку, мы не начнём продавать зерно из интервенционного фонда. Объём фуражного зерна в нём - чуть больше 3 млн тонн. Его не хватит на все регионы - некоторые получат лишь по несколько десятков тысяч тонн. В этой ситуации растениеводам нельзя дальше «держать» зерно. Экспорт закрыт, и в ближайшее время не откроется. Если и животноводов, и зернопроизводителей устраивает цена в 6 тысяч за тонну фуража - почему не начать продажи? Учитывая ту гос¬поддержку, которую сейчас получат животноводы, они смогут найти деньги на корма».
Власть принуждает крестьян продавать зерно?
- Просмотров: 1458